Далекий 2010 год. На 10-й строчке рейтинга крупнейших производителей продуктов питания в России «скромно» расположилась черноземная компания «Эфко» с 27 млрд рублей выручки. Да, это уже настоящий гигант пищепрома, но сверху на него все еще давят такие известные бренды, как «Мираторг», «Продимекс», «Вимм-Билль-Данн» и прочие. Впереди тяжелые времена. Первые санкции 2014 года, шесть лет экономической стагнации, всемирная эпидемия и начало боевых действий, повлекшее большую торговую войну со всем западным миром. Казалось бы, совершенно неподходящие времена для колоссального роста. Но, как говорил Джон Кеннеди, кризис – это в том числе и время возможностей. И, судя по всему, «Эфко» неплохо распорядилась выпадающими по дороге шансами. По итогам 2021 года компания занимала второе место в рейтинге Infoline Food & Drink, чуть позже «Эфко» заняла в нем и первую строчку. А если верить Forbes, «Эфко» и «Росагро» в последние годы борются за «серебро» по выручке среди отечественных производителей продуктов. В общем, как ни крути, а в тройку гигантов компания себя вписала прочно, увеличив выручку в 10 раз за 14 лет. Как же у нее это получилось? Что помогло помимо роста цен на масло на мировом рынке? Попробуем разобраться.
Горы инвестиций в разработки
Если взглянуть на графики с отчетностью головной компании «Эфко», то стремительный рывок в выручке и чистой прибыли обнаруживается аккурат до пандемии – в 2019 году. Промежуток с 2019-го по 2020-й – это первый год залпового роста доходности. Пыльные архивы подсказывают нам, что незадолго до этого холдинг впервые привлек сотрудников государственных НИИ к разработке новых продуктов питания и начал широкомасштабные инвестиции в инновации на этом поле. А вдохновила руководство история американского проекта, который на ровном месте произвел пищевую революцию, научившись добывать пальмовое масло в лабораториях без вырубки лесов. Именно после этого «Эфко», испугавшись устареть, как Nokia в родной отрасли, с распростертыми объятиями пошла к отечественным ученым.
Работу разделили по нескольким направлениям: одна группа занималась растительным мясом и молоком, вторая трудилась над созданием альтернативы сахару из белков, а третья – суперфудом. Последний, кстати, в теории должен положительно влиять на здоровье человека и тормозить старение.
Успехи не заставили себя долго ждать. В 2020 году растительные котлеты «Хайбургер» вышли на рынок, и тут же потекли рекой «вкусные» контракты – с ЦУМом, «Теремком», «Шоколадницей», «Бургер Кингом», «Тануки», «Чайхоной № 1» и так далее. К настоящему моменту в рознице продукт представлен уже в десятках тысяч магазинов и «генерит» прибыль в сотни миллионов рублей. Ну и, согласитесь, это неплохой задел на будущее. Сама «Эфко» рассчитывает, что к следующему десятилетию мировой рынок растительного мяса расширится до 100 млрд долларов в год и Россия отхватит себе немалую его долю. Чуть позже аналогичный путь повторила и растительная «молочка» компании: от разработки до контрактов с крупнейшими федеральными сетями вроде «Дикси» и «Ленты» – считанные месяцы. Следом появилась растительная альтернатива сливочному маслу еt cetera, et cetera. В конечном итоге холдинг настолько преисполнился в своем сознании, что вообще распродал и ликвидировал все свои натурально-молочные активы. Вероятно, инновационный Клондайк с потрясающей «маржой» был нащупан в той самой «Еде будущего».
Троллейбус, который идет на Восток
Кроме ловкого окучивания «хипстеров», «Эфко» вовремя среагировала и на еще один запрос времени – концентрацию внимания на восточных рынках сбыта и в других дружеских юрисдикциях. Причем «чуйка» сработала даже немного заранее. В 2020 году основной объем экспорта компании уже идет в такие страны, как Индия, Китай, Иран и Турция. А в 2021 году деловая миссия летит расширять сотрудничество с Балканами в Сербию. Все наши, так сказать, добрые знакомцы. Причем сначала за рубеж шла классика в виде растительных масел, майонеза и сырья, а затем корпорация начала подсаживать страны-партнеры и на свою «Еду будущего». Так, недавно в ОАЭ начали отгружать растительное мясо, а затем и вовсе пустили там корни, открыв центр прикладных исследований. Итог тоже можно считать положительным. В результате сотрудничества Эмираты сертифицировали у себя новую разработку «Эфко» – сладкий белок браззеин, который в дальнейшем может отвоевать до 10% от всего рынка сахара Ближнего Востока.
Таким образом, в новейшей истории компании можно выделить две ключевые составляющие успеха: завоевание новых ниш в родной отрасли через инвестиции в разработку технологий и своевременная ориентация на дружественные и нейтральные к России страны в условиях конфронтации с Западом. Последнее помогло не обрушить, а даже, наоборот, наращивать экспорт, пока многие коллеги-бизнесмены в стране несли убытки и рвали на себе волосы.
Мнение главного управляющего партнера Agrotrend.ru Николая Лычева
– Конечно, «Эфко» сделала большой шаг вперед. Рост выручки с 2021 по 2023 год составил порядка 20%. Это неплохие, но не такие уж и впечатляющие цифры, с учетом тех практически безграничных возможностей, которые получила компания в последние годы. Это и господдержка, и усиление протекционизма, и импортозамещение, когда с рынка уходили иностранные игроки.
Плюс «Эфко» – экспортоориентированная компания. Напомню, что ключевой продукт для нее – это растительные масла и их производные. А Россия – экспортер подсолнечных масел № 1 в мире. И значительная часть прироста выручки, я думаю, обусловлена именно успешным экспортом подсолнечного масла, который бьет рекорды.
Тем не менее «Эфко» еще и одна из тех компаний, которые являются наиболее инновационными в нашем АПК. И, вопреки расхожему мнению, уже давно не делает основную ставку на масло «Слобода». И вообще на продукты растительных масел. Последние десять лет действия акционеров и менеджмента холдинга указывали на то, что маргарины и спреды хоть и являются пока для них хлебом насущным, но постепенно эта продукция становится все менее маржинальной и капиталоемкой.
Приоритет для «Эфко» – пищевые ингредиенты и «продукция нового поколения». Вот, например, последним информационным поводом стал браззеин – сладкий растительный белок. Начали с Эмиратов, потому что это экспортоориентированная история. И это хорошо, очень здоровый бизнес. И научная идея этого бизнеса сладких белков интересна. Но давайте посмотрим, как этот продукт (и им подобные) себя покажут.
В качестве аналогии можно вспомнить предковидные годы, когда на «хайпе» были разные альтернативы мясу. Была компания, которая научилась выращивать мясо в пробирке и вышла с этим на IPO. Сумасшедшие были мультипликаторы, инвесторы несли туда деньги. А что в итоге получилось? Все это осталось проектом. Мясные альтернативы заняли несколько процентов рынка, но при нашей с вами жизни это навсегда останется нишевым продуктом. Такая же судьба может постичь и те сладкие белки, которые будет делать «Эфко». Смогут ли они встроиться в действующие пищевые технологии? Будет ли кто-то пересматривать рецептуры?
Предположим, что я, к примеру, владелец кондитерского комбината. Чем меня убедить, чтобы я перестроился с традиционного сахара, где и цена и производитель понятны, на сладкие белки, где только одна «Эфко»? Я не знаю. Убедить будет очень трудно. Выгоду они, конечно, вам просчитают, но пока вопросов больше, чем ответов. Хотя они делают уникальное предложение, и на него будет спрос. Но время покажет, насколько он будет высокий.
Позиция исполнительного директора «Эфко» Сергея Иванова
– Когда в медиа обсуждают вопрос амбиций растительного мяса по замещению рынка традиционного продукта, как правило, они явно преувеличиваются. На самом деле речь идет о замещении 5–10% рынка в перспективе примерно середины 2030-х годов. С учетом прогнозов по экологической ситуации и дальнейшего роста населения, пока все и идет к цифрам, на которые мы ориентируемся.
Что касается рынка пищевых ингредиентов, к которым относится и сладкий белок, то «Эфко» уже давно работает в этой отрасли. Еще в начале 2000-х годов российский рынок специализированных жиров и маргаринов был занят импортной продукцией. Объем ввоза из-за рубежа составлял 70%, а по наиболее высокотехнологичным позициям достигал 100%. Сегодня 95% жиров специализированного назначения в России – отечественного производства. Мы научились производить абсолютно все виды масложировой продукции, которые существуют в мире. Причем с опережением принятых стандартов безопасности. Сладкий белок – новый продукт, но с потенциалом решить проблему уровня мировой пандемии (речь о сахарном диабете. – Прим. ред.). Мы не строим иллюзий, что его продвижение будет идти легко, но это не отменяет нашей веры и наличия релевантного опыта в производстве и популяризации пищевых ингредиентов.