Завершился очередной Платоновский фестиваль, и «Абирег» поговорил с воронежским министром культуры Марией Мазур о его итогах. А еще – об эффективности госуправления в отрасли.
Справка
Мария Мазур с 2019 года возглавляет сначала департамент, а затем – министерство культуры Воронежской области. Уроженка Острогожска, выпускница Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей и Воронежской госакадемии искусств. По основному образованию – актриса. За пределами госслужбы имеет трехлетний опыт работы преподавателем в детской школе искусств.
«Это модно говорить: «Я – русский»
– Зачастую культура, которая поддерживается государством, ассоциируется у людей с чем-то непопулярным: не всегда находит массовый отклик. Хоровое пение, вечера поэзии, на которые ходят единицы, и так далее. Способно ли вообще госуправление в культуре сделать ее по-настоящему востребованной, а не «кринжовой» или «криповой», как говорит молодежь?
– Мне кажется, мы делаем всё, чтобы культура была популярной среди молодежи. Это наша главная задача на самом деле. Вы имеете в виду, что у молодежи не очень востребован воронежский хор?
– Лубочность в целом.
– Но, согласитесь, что последние 20 лет культуру пытались сделать современной. Старались до молодежи что-то донести и при этом всё меньше и меньше возвращались к своим традиционным ценностям. Вот буквально недавно у нас был большой круглый стол на тему того, что целое поколение не в той мере, в какой надо бы, приобщалось к культурному коду нашей страны. У нас, у специалистов, у работников культуры, наступило время, когда мы наконец-то в первую очередь говорим о традициях. Разными абсолютно способами. Ряд из них успешен. Например, бешено популярная история со свадьбами в народном стиле. Мы это начали намного раньше, чем это стали показывать по телевизору!
Нельзя говорить, что все коллективы, которые поддерживаются государством, скучные. Я с этим точно не согласна. Пусть я и не совсем молодое поколение, но я современный человек и мне нравятся многие жанры и виды искусства. И мы стараемся всё это поддерживать. Будем возвращать [к нашим культурным традициям] молодежь с помощью молодежи и показывать им, насколько это интересно, насколько это важно, а иногда напоминать – мол, товарищи, это еще и модно говорить: «Я – русский». Да, для кого-то это высокопарные слова. Но это не высокопарные слова. Это преданность.
«Просить у губернатора на культурные «хотелки» совесть не позволяет»
– Как оцениваете Платоновфест в этом году?
– Фестиваль подстраивается под все обстоятельства. Да, к огромному сожалению, часть программы пришлось убрать по разным причинам, но фестиваль состоялся и имеет определенные успехи. Например, симфонический оркестр московской филармонии вместо 1,5 часов играл 2,5 часа, потому что зритель не отпускал. А потом лидер музыкального коллектива вышел на сцену и сказал, что они такого не делали лет 20. Вот таким вышло первое выступление оркестра в Воронеже.
Также важно, что нам удается сохранить статус фестиваля как международного. Большая гордость, что в этом году смогли привезти Китай, и уже есть договоренности на следующий год. Ни одного провального мероприятия не было, все прошли на высочайшем уровне. В следующем году постараемся расширить программу на один новый опен-эйр, если всё сложится.
– Какой музей в Воронежской области наиболее успешный коммерчески?
– Самообеспечиваться не сможет ни один музей. По причине того, что это колоссальные затраты на хранение, приобретение и реставрацию работ. Кассовые разрывы всё равно приходится закрывать государству. Однако учреждения культуры в регионе генерируют всё больше выручки. Какой-то один музей не могу выделить, у каждого свой показатель по собственным доходам. Но в среднем выручка воронежских музеев выросла на 40% в сравнении с 2019 годом, последним до пандемии.
Мне нравится, как сейчас Музей имени Крамского развивается. У него интересный подход к проведению выставок, который дал хороший приток молодежи. Потому что он вышел за рамки. Это то, чего мы очень хотели от всех музеев. Это прорыв 2023 года. Какой они провели чудесный фестиваль!
– А на место «Чернозема» в Воронеж какой-то фестиваль придет?
– Такие мероприятия, как «Чернозем», нужны. И мы, естественно, прорабатываем варианты. Но если мы сделаем, то сделаем свое. Сложности в этом нет. Нужны просто хорошая команда и достаточное финансирование. Но это точно не этот год. Мы с вами прекрасно понимаем, что сейчас не время для проведения масштабных фестивалей. Что касается планов на будущее – новый фестиваль, скорее всего, не ограничится рок-музыкой, он будет многожанровым. Это позволит расширить его аудиторию и пригласить побольше звезд. По локации – определяемся, предложения уже есть. Нам нужно место с хорошей инфраструктурой, чуть отдаленное от Воронежа. Обязательно будем заниматься музыкальным фестивалем, нам самим это нравится.
– Как оцениваете финансирование культуры в Воронежской области? На всё хватает?
– На данный момент мы полностью обеспечены. Порядка 5 млрд рублей в год – бюджет воронежской культуры. С 2019-го он вырос более чем в два раза. Этого достаточно. Губернатор поддерживает все предложения, все экстренные, важные просьбы. А просить на какую-то «хотелку» в нынешних условиях нам совесть не позволит.