Воронеж. 31.05.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – Министр финансов Воронежской области на выездном заседании регионального правительства доложила о росте собственных доходов консолидированного бюджета в 2023 году. По отношению к допандемийному 2019 году они выросли на 70% – до 182,4 млрд рублей. Прозвучал и ряд других цифр, суть которых «Абирегу» пояснил заведующий кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрий Трещевский.
Справка
Юрий Игоревич Трещевский – доктор экономических наук, профессор, специалист по экономической теории, член-корреспондент Российской академии естественных наук. Занимается теорией и методологией государственного регулирования экономики, а также разработкой нормативных документов региональных органов власти.
Рост собственных доходов Воронежской области, выход на третье место по ЦФО по этому показателю
Этот рост не говорит о том, что мы круто сработали в реальном или финансовом секторе. Просто рост цен на товары и услуги довольно высокий. Реализовали, там торчит НДС, значит, хочешь не хочешь, а налогов соберешь больше. И доходы выросли, что ни говори. Выросли доходы – вот он, пошел налог на доходы физических лиц. И рост экономики произошел, опять же. Как бы ни крутили эти санкции, в 2023 году с экономикой всё было неплохо, пошли заказы по оборонно-промышленному комплексу, АПК хорошо сработал. Вот решающие факторы.
Мы очень диверсифицированная область по структуре экономики. Поэтому, если в одной отрасли возникают провалы, ситуация в целом может оставаться нормальной за счет других. В отличие от монообластей, таких как Липецкая, не в обиду липчанам. Там, если провалился рынок по металлу, – всё, поехали вниз.
6 млрд рублей дефицита бюджета
Это вообще копейки. Не все понимают, но дефицит – это плановый показатель. Это не «невыполнение» чего-то. Когда происходит балансировка доходов-расходов, то дефицит зачастую закладывается. Бюджет вообще планируется, начиная с расходов. Это ведущий блок, на который ориентируются, потому что это содержание социальной сферы. Заложили расходы, потом уже смотрят на другую сторону: что имеется по собственным доходам? Всегда получается некоторая разница. Если вдруг доходов больше, чем расходов, планируется профицит, но, по правде говоря, я таких случаев не знаю, обычно наоборот.
Дальше уже планируются источники покрытия дефицита. Зачастую это заимствования из федерального бюджета под 1%, что гораздо ниже инфляции. Мы сидим на этой подпитке и считаемся, слава богу, добросовестными заемщиками. Если существуют проблемы с покрытием дефицита за счет федеральных кредитов, то планируется заимствование у коммерческих банков. У нас они тоже есть.
Транш в 43 млрд рублей от федерального центра
Это большая сумма, около 23% от доходов консолидированного бюджета. По помощи от Москвы можно целый цикл лекций прочитать. У нас бюджетная система в России очень централизованная. Я считаю, что это хорошо. Но что это означает? Основные доходы – федеральные. Прежде всего, НДС. Весь НДС идет в федеральный бюджет сразу, без дроблений. НДФЛ, налог на прибыль, все акцизы – это всё федеральные налоги. В совокупности около 85% налоговых сборов поступают в бюджет Федерации. Всё остальное – это мелочовка. Но Федерация делится своими доходами с регионами. Поэтому то, что Воронежская область – «дотационный регион», не значит, что здесь налогов собирается меньше, чем предусмотрено бюджетом. Эти налоги просто уходят на федеральный уровень, а потом возвращаются назад в виде трансфертов. Также у федерального бюджета на балансе все федеральные учреждения, к примеру, все онкологические и туберкулезные больницы. Сложная система, но она создана для того, чтобы у центра была возможность маневрировать ресурсами.