Воронеж. 16.05.2024. ABIREG.RU – Аналитика – Когда над человеком нависает угроза, у него обычно есть два варианта действий. С государством это зачастую работает точно так же. Не верите? Давайте попробуем убедиться на примере чиновников и самой странной стройки в центре Воронежа за последние годы. То, что сейчас происходит возле объекта культурного наследия «Дом Фирюпкина» всего в нескольких минутах ходьбы от облправительства, мэрии, ФСБ и МВД, вряд ли может найти логическое объяснение. Поэтому объясним на базовых понятиях, из биологии.
Что случилось?
В апреле этого года «Абирег» и «Время Воронежа» стали единственными в миллионном городе медиа, которые обратили внимание на то, что творится прямо сейчас между домами № 39 и 44 в Бауманском переулке. С одной стороны, там идет то, что, к сожалению, давно перестало даже бесить и стало привычным. С другой, происходящее в очередной раз удивляет реакцией со стороны власти. Так вот: в этой локации активно возводится объект, разрешение на который… не выдавалось!
«Абирег» и «Время Воронежа» уже дважды побывали на стройплощадке: по состоянию на 15 мая там выложена «подушка» песком, стоит хлипенький забор и – по-прежнему нет информационного щита. А один из сотрудников, представившийся охранником, сообщал, что якобы ведется подготовка к возведению многоквартирного дома. Кстати, в первый наш визит там активно работала строительная техника.
Примечательно, что по адресу: Бауманский переулок, 39, располагается объект культурного наследия «Дом Фирюпкина». Объект до сих пор имеет охранный статус, подтвердил «Абирегу» руководитель регионального управления по охране объектов культурного наследия Никита Гарашкин. А в мэрии Воронежа изданию заявили, что официального разрешения на строительство между домами № 39 и 44 в Бауманском переулке нет.
Так и кто из застройщиков настолько отважен? Об этом чуть позже.
Ну и что в этом странного, спросите вы?
Если верить ученым, надвигающая опасность на химическом уровне действует на всех позвоночных одинаково. Надпочечники запускают в кровь «коктейль» из адреналина и норадреналина, мышечная сила в моменте растет вместе со скоростью реакции, сознание концентрируется на источнике угрозы, отсекая лишнее, и живое существо тут же принимает ключевое решение из двух возможных – теперь уже остается либо бить, либо бежать. Третьего, как водится, не дано. Этот же паттерн можно переложить и на работу госаппарата.
Если кто-то или что-то угрожает Системе, она может либо воздействовать на источник угрозы, либо бежать от проблемы, «заметая» следы. И вот как раз на примере застройки у Дома Фирюпкина это легко отследить.
Начинается все с того, что некий «Спецподряд» выкупает охраняемый объект почти за 8 млн рублей (а продавался он на торгах всего за 1 рубль). При попытке «пробить» компанию выясняется, что имя им – легион, а в документах властей не раскрывается ИНН покупателя. Что ж, самое время обратиться в мэрию, однако там очень кстати «не располагают информацией» о новом владельце объекта. Вскоре после покупки прямо рядом с ним начинается активная стройка, но какая жалость – без информационного щита. То есть, кто хозяйничает прямо в центре миллионника – по-прежнему непонятно. При этом на вопрос о том, кто же получил разрешение на строительство, в муниципалитете отвечают – никто.
На этом этапе наступает время для запроса в местное управление по охране ОКН. Интересуемся у господина Гарашкина всего одной простой вещью – границами охраняемого объекта. Чиновники много дней проводят в поисках, находят соответствующую, как им кажется, информацию, и игриво «передают пас». Ибо в ответе только наименования документов, выброшенных в открытый доступ. Одних из них – тысячестраничный (!) талмуд в пдф-формате. Чувствуете стратегию? Ее можно обозначить, как «устань-остепенись-отстань». Самое забавное, что если пройти через тернии к звездам, выяснится, что стройка якобы не попадает в границы охраняемого объекта, то есть прятать информацию вроде бы и нет особой причины. Так ли это на самом деле?
Всю потенциально коррупционно-емкую информацию лучше по умолчанию держать на конце иглы, иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце, зайца в ларце, а ларец подвесить в цепях на дубу, который растет на черной горе или на далеком острове Буяне. А пока охотник ищет крестражи, можно бежать или выбирать удобную позицию для нанесения удара.
Странности не исчерпаны
Кстати, а что же все-таки за «Спецподряд», де-юре обязанный разработать документацию по реновации Дома Фирюпкина и далее его отреставрировать? Учитывая, что информации от чиновников попросту нет, а игроки строительного рынка Воронежа даже в неофициальных беседах разводят руками, «Абирег» почти наугад позвонил владельцу воронежского «Спецподряда» Максиму Кузьмину. Но тот, выслушав предлагаемую тему беседы, бросил трубку.
И это тоже показалось нам странным. Когда мы подняли базы данных раскрытия корпоративной информации, выяснилось: владелицей этого самого «Спецподряда», где теперь «рулит» господин Кузьмин, была Елена Хамина. Да, супруга импульсивного воронежского девелопера Евгения Хамина, любителя красивых презентаций собственных проектов и точно не претендующего на звание исполнителя обещаний.
Итак, что имеем в сухом остатке: а) стройку возле объекта культурного наследия без понимания, как это скажется на локации в целом, б) молчание или игнор, или некомпетентность чиновников, в) вероятное «засвечивание» в теме опального олигарха. Совпадения? Возможно. Но ответ на этот вопрос «Абирег» обязательно продолжит искать.