14.03.2024, 12:32:53
Воронеж. 14.03.2024. ABIREG.RU – Аналитика – Этой зимой резко увеличилось количество жалоб жителей Воронежской области на работу общественного транспорта. Пассажиры регулярно сообщают в соцсетях о длительном ожидании автобусов на остановках, их переполненности и несоблюдении графиков движения. Что происходит с транспортным обеспечением жителей городских окраин и каковы объективные причины сложившейся ситуации?
Строители уходят «в поля»
Воронеж уже не первый год переживает «строительный бум». По итогам 2023 года наша область заняла 14-е место в РФ по объему ввода жилья в эксплуатацию. Следствием этого стало практически полное исчерпание свободных земельных участков в черте города, а девелоперы со своими проектами теперь активно осваивают окружающие Воронеж сельские поселения. Новые большие жилые комплексы появляются на территориях, слабо развитых в плане инфраструктуры. Покупатели квартир получают существенную выгоду в виде невысокой стоимости квадратного метра и меньших по сравнению с Воронежем тарифов на коммунальные ресурсы. Но в то же время сталкиваются с проблемой практически полного отсутствия сопутствующей социальной инфраструктуры.
Всё это создает напряженную ситуацию – большие жилые комплексы фактически располагаются не в черте города, но при этом окружающие их сельские поселения просто не могут обеспечить тысячи новых жильцов рабочими местами, школами, детскими садами и развивающими центрами. Вот и приходится «селянам» за всем этим ехать в Воронеж. С ожиданиями, что и транспорт будет их обслуживать так же, как если бы они жили в самом городе. Перевозку этих пассажиров осуществляют автобусы так называемых «межмуниципальных» маршрутов.
Хорошо стоим!
Самая часто озвучиваемая претензия пассажиров – очень долгое время ожидания автобусов на остановках. Особенно остро это наблюдается в утренний и вечерний часы пик. И проблема здесь не в «жадности» перевозчиков. Они-то ежедневно выпускают на маршрут утвержденное в контрактах количество автобусов. Но транспорту, выезжающему на загруженные улицы, приходится также толкаться в многокилометровых пробках. Из-за этого сбивается график движения, когда автобусы не успевают вовремя завершить «круг» и забрать ожидающих их людей. Как итог – пассажиры скапливаются на остановочных пунктах, и автобусы заполняются практически уже в самом начале своего движения.
«Водителям вообще невыгодно уходить с маршрута и отстаиваться где-то час-другой. Их зарплата напрямую зависит от выполнения плана и количества совершенных рейсов. Все треки движения автобусов автоматически записываются. Да и контролирующие органы нас регулярно проверяют, в том числе и в формате «тайного покупателя», – пояснил «Абирегу» руководитель одного из воронежских автотранспортных предприятий.
Дополнительную сложность также добавляют существующие объективные ограничения в работе систем глобального позиционирования. Воронеж сейчас плотно накрыт «глушилками» сигналов GPS и ГЛОНАСС для защиты от возможных атак беспилотников. Как следствие – пассажиры открывают маршрутные приложения и просто не видят на карте вышедшие на линию автобусы.
Городские «выделенки» и сельские ямы
Очень сильно движение общественного транспорта облегчают выделенные полосы, относительно недавно появившиеся в нашем городе. Они позволяют автобусам не зависеть от скорости движения общего транспортного потока, но для протяженных межмуниципальных маршрутов такие полосы есть далеко не везде.
«Внедрение выделенных полос на мостах, улице Плехановская, Московском проспекте и других отрезках магистралей с наиболее высоким трафиком показало свою эффективность – несмотря на первоначальные сложности, связанные с перестроением водительских привычек ряда горожан и обеспечением необходимого администрирования. Сейчас время прохождения мостов составляет около полутора минут, а участка от студгородка ВПИ до площади Ленина – около 30-40 минут. В данный момент рассматривается возможность организации «выделенок» на разных участках Ленинского проспекта, а также продолжения существующих выделенных полос», – поделился с «Абирегом» руководитель управления транспорта администрации городского округа город Воронеж Максим Захаров.
Еще одна проблема – частое отсутствие нормальных подъездных дорог. Жилые комплексы возводятся и сдаются в эксплуатацию очередями, а по дорогам, предназначенным для проезда личных автомобилей жителей и общественного транспорта, ежедневно ездит тяжелая строительная техника. В результате проезжая часть быстро изнашивается и перевозчики вынуждены ставить на маршруты автобусы меньшей вместимости, которые способны проехать по разбитым дорогам.
«Вы же понимаете – это всё оборачивается дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес. Причем неважно, говорим мы о частниках или муниципалах. Новый автобус большого класса сейчас стоит более 17 млн рублей. До первого серьезного техобслуживания он должен откатать 20-30 тыс. км. А по таким дорогам уже после 10 тыс. приходится ремонтировать подвеску, рулевое управление и так далее. Это и лишние затраты, и дополнительные потери из-за простоя автобуса», – рассказал «Абирегу» главный механик областного пассажирского перевозчика.
На чем поедем?
Также большие ограничения в работу некоторых межмуниципальных автобусов вносят существующие естественные препятствия. Например, трасса движения 39-го маршрута, перевозящего в центр города пассажиров из Александровки и Никольского, пересекается с путями железной дороги Москва – Ростов. С наступлением СВО движение по этому пути стало еще боле интенсивным, увеличилось количество грузовых поездов, которые следуют буквально один за другим. И в результате автобус может простоять перед переездом до 40 минут, что существенно сбивает график движения.
При этом областные и городские власти регулярно рапортуют о работе по обновлению подвижного состава пассажирского транспорта. Например, для АО ВПАТП-3, обслуживающего несколько востребованных и загруженных межмуниципальных маршрутов, в 2023 году было закуплено 69 современных автобусов большой вместимости. В этом году парк перевозчика пополнится еще на 71 автобус, из них 58 будут оборудованы кондиционерами. Это поможет пассажирам хотя бы с большим комфортом добираться из своих домов на работу и во время поездки надеяться, что остальные транспортные сложности также постепенно будут преодолены.
Вадим Горшков