В основе практически всех видов и методов мошенничества лежит «социальная инженерия», а манипулирование людьми является самым действенным инструментом в распоряжении преступников, которые действуют по принципу «Взломай человека – взломаешь все остальное».
Злоумышленники используют чувства и эмоции человека: невнимательность, страх, доверие, оказывают на него психологическое давление и побуждают к совершению определенных действий.
Сотрудники управления безопасности Центрально-Чернозёмного банка рассказали о наиболее распространенных инструментах, к которым прибегают мошенники для завладения чужими денежными средствами.
Злоумышленники звонят потенциальным жертвам и представляются сотрудниками МВД, ФСБ, следственного комитета, Центрального Банка, госуслуг, Пенсионного фонда, а также сотовых операторов. В ходе общения они убеждают собеседника, что для сохранности личных сбережений необходимо их перевести на «безопасные» счета. Или же сообщают, что на вас оформлен кредит и для его погашения необходимо получить новый, чтобы потом его перевести на «безопасный» счет.
Чтобы убедить или запугать человека, мошенники присылают ему фотографии служебных удостоверений силовых структур, документов (договоры, постановления о возбуждении уголовных дел). Также они используют логотипы различных компаний, бланки – все это делается для того, чтобы скрыть свои реальные преступные намерения, получить любыми способами персональные данные.
Так, в одно из отделений банка в Воронеже обратилась женщина, которая хотела перевести кредитные денежных средства на «безопасные» счета. При этом менеджера банка насторожило нервное поведение клиентки, о чем сотрудник немедленно сообщил управлению безопасности. В процессе разговора было установлено, что женщина действует под влиянием мошенников. Они получили доступ к ее аккаунту в приложении банка, открыли кредитную карту, подали заявку на кредит и попытались сделать перевод денежных средств на клиента стороннего банка. Общая сумма предотвращенного ущерба банка превышает 900 тысяч рублей.
Безопасники Центрально-Чернозёмного банка Сбера призывают клиентов проявлять бдительность. Что надо делать, чтобы не стать жертвой мошенников:
1. Прежде всего, необходимо проверять входящие номера, а лучше – поставить приложение для фильтрации вызовов.
2. Разговор следует завершать при любых сомнениях и не совершать никаких операций по инструкциям звонящего.
3. Важно помнить, что сотрудники правоохранительных органов не могут допрашивать по телефону, а Центральный Банк никогда не звонит физическим лицам.
4. Держите в тайне данные своей банковской карты – ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, пароли из СМС, PIN-код.
Также специалисты напоминают о мерах кибербезопасности:
1. Необходимо установить двухшаговую проверку пользователя при входе в аккаунт и надежный пароль.
2. Следует пользоваться только официальным программным обеспечением.
3. Нельзя переходить по подозрительно ссылкам
4. Не передавать конфиденциальную информацию незнакомцам.
Для безопасности средств клиентов в приложении СберБанк Онлайн реализованы специальные сервисы. Пользователь может настроить проверку входящих вызовов, проверить свой номер и почту на утечки, закрыть доступ к картам и вкладам в приложении и передать сведения о мошеннике в банк. Также на информационных каналах Сбера регулярно выходят публикации на тему кибербезопасноти и финансовой грамотности. Повысить свою киберграмотность можно также благодаря материалам библиотеки знаний «Кибрарий» и платформы СберСова.