Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:50, 20.10.2024

«Красного коня» Петров-Водкин писал в Волгоградской области

30 лет назад камышинский краевед Виктор Федорков опубликовал сенсационные факты о знаменитой картине Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

Картина, прославившая художника, была создана 125 лет назад.

А наш земляк, камышинский краевед Виктор Федорков, установил, что это полотно Кузьма Петров-Водкин написал в наших краях, в селе Гусёвка Ольховского района.

«Всё началось в 1991-м году, когда я стал изучать историю генерала, участника русско-турецкой войны Петра Грекова, проживавшего вместе с семьёй в имении Мишкина Пристань в селе Гусёвка, на территории нынешнего Ольховского района, – рассказывал ИА «Город героев» Виктор Федорков 12 лет назад. –  И наткнулся на сведения о том, что летом 1912 года у них в имении гостил художник Петров-Водкин. Его приглашали, чтобы дал уроки живописи дочери Наталье. Затем бывший директор Ольховской средней школы Сергей Иващенко передал мне уникальный снимок – фотографию, где запечатлены Кузьма Петров-Водкин и музыкант Николай Рихтер, гостившие в гостеприимной семье».

После Виктору Федоркову удалось выяснить, что картина «Купание красного коня» была написана летом 1912 года. А потом было новое открытие.
«В 1994 году в библиотеке детской художественной школы Камышина я совершенно случайно наткнулся на книгу «К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы», – вспоминал Виктор Федорков. – Это издание считается библиографической редкостью, всего таких книг две в Волгоградской области – одна в Камышине, другая – в Волгограде. Раньше они хранились в закрытых фондах. Но в перестроечное время, видимо, их открыли для массового читателя, только большого интереса они не вызвали».

Внимательно читая письма, камышинский краевед отыскал в одном из посланий художника к жене слова о том, что в селе Гусёвка он пишет картину «Купание красного коня». А до этого искусствоведы не придавали значения упоминанию о Гусёвке – сёл с таким названием немало в России.

История написания картины долгое время оставалась загадкой, потому что в нашу страну она вернулась лишь в середине прошлого века.

На выставке художественного объединения «Мир искусства» в 1914 года полотно «Купание красного коня» имело ошеломляющий успех. Вскоре картину отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. И там Кузьма Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту.

А затем грянули Первая мировая война революция в России, Гражданская война. Картина так и осталась в Швеции. Лишь после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении её на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Но вдова Мария Фёдоровна отказалась. И только в 1950 году после долгих переговоров полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями Петрова-Водкина). Его отдали вдове художника. А потом от Марии Фёдоровны картина попала в коллекцию известной собирательницы Казимиры Басевич, которая в 1961 году преподнесла её в дар Третьяковской галерее. Но история создания так и оставалась «тёмными пятнами».

Статья, опубликованная краеведом Виктором Федорковым 14 октября 1994 года в «Волгоградской правде», стала настоящей сенсацией и вызвала огромный интерес у поклонников художника во всей России. Помимо рассказа о том месте, где создавалась картина, краевед установил и прототипов картины. Например, что коня, которого изобразил Петров-Водкин, звали Мальчиком, на нём любила ездить верхом жена художника.

«Из переписки следует, что Петров-Водкин гостил у Грековых вместе с женой, – рассказывал ИА «Город героев» Виктор Федорков. – Но жена уехала раньше, а художник задержался. И вот в письме к своей «второй половине» Петров-Водкин пишет: «Г-жа Грекова, Наташа и м-р Александр тебе кланяются, особенно Мальчик (твоя хорошенькая лошадка), он целует тебя своей красивой мордочкой. Вчера я его ещё раз нарисовал. (12 сентября 1912 года)».

Возвращаясь в Петербург, Петров-Водкин заехал в Хвалынск, к родителям. 17 сентября он написал Марии Фёдоровне: «Показал родителям мои снимки в Гусёвке, мама говорит, что она счастлива за нас. И правда, лето у нас было чудесное...»

Из писем также стало известно и то, что в образе наездника запечатлён двоюродный брат Кузьмы Сергеевича – Шура (Александр Трофимов).

«...Картину пишу: посадил тебя на лошадь – «Мальчик» называется...», – поведал он брату. Говорилось и о том, что конь купается в Иловле-реке. Всё это Виктор Федорков донёс до читателя.

Его статью прочитала научная сотрудница Третьяковской галереи, гостившая в Камышине у родственников. Она тут же связалась с автором публикации, уточнила сведения и сказала, что отныне об этих фактах экскурсоводы непременно расскажут посетителям зала, где выставлены картины Петрова-Водкина.

Сотрудники Третьяковской галереи поддерживали контакты с Виктором  Федорковым до конца его жизни.

Через несколько месяцев после статьи с сенсационными фактами съёмочная группа областного телевидения отправилась в Гусёвку, чтобы снять фильм об истории создания картины. Телевизионщики опирались на факты, установленные Виктором Федорковым. Затем селом, которое прославил художник, заинтересовались и федеральные телеканалы.

Так Гусёвка стала знаменитой. Между тем работники Волгоградского музея ИЗО отмечают, что «Купание красного коня» едва ли не единственное знаменитое полотно, созданное в наших краях. Всемирно известные художники почему-то не жаловали здешние места.

На снимках: купание красного коня; камышинский краевед Виктор Федорков; Кузьма Петров-Водкин и пианист Николай Рихтер в имении Грековых (фото из архива Виктора Федоркова).

Ключевые слова: Волгоград
Источник: Город героев
просмотров: 1874

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.