Недалеко от Суводской станицы в Дубовском районе Волгоградской области находятся огромные курганы. В XVIII веке в народе их называли марами. Тогда руководил Волжским казачьим войском атаман Макар Персидский – человек умный, начитанный.
Царские могильники на курганах, обнесённые плитами, очень походившие на пирамиды, ему так же не давали покоя. Всякий раз, когда казаки приносили Макару найденные там предметы старины – то каменный топор, то стрелы от лука, то горшки разные, неизвестно кем расписанные, – ловил он себя на мысли, что курганы названы так неспроста, и что здесь когда-то жили люди, а, возможно, существовало целое государство.
Однажды нанял он бурлаков, снабдил лопатами, кирками, и стали те долбить один из курганов. Сняв облицовочные плиты с мара, наткнулись копатели на песчаные валуны. Полгода рабочие, не покладая рук, били шурф, рассекая курган из окаменевшего песчаника. В какие-то моменты атаман засомневался в затее, возникало желание бросить всё и прекратить поиски. К тому же в снах стал приходить к нему вооружённый всадник, и они устраивали между собой дуэли на мечах, в которых последний смертельный удар наносил всадник, и «побеждённый» атаман просыпался в холодном поту.
Но однажды, атаману повезло, он выиграл поединок, а рабочие в тот день наткнулись на вертикально стоящую плиту с изображениями неизвестных знаков.
Разбил он плиту – и за ней предстала огромная комната с формой амфитеатра. В середине стояли два каменных гроба, по бокам и в ногах лежали скелеты и оружие. Скорее всего, это были охрана и слуги, добровольно пожелавшие уйти в мир иной с хозяевами, а, возможно, убиенные насильно. В нишах комнаты стояли золотые сосуды.
Подняв крышки гробов, копатели увидели две мумии в богатых одеждах – при жизни женщину и мужчину. По предположениям атамана, это были царь и царица неизвестного государства. Не желая с кем-либо делить добычу, все ценные вещи атаман приказал перевезти в подвалы его замка, часть спрятал в надёжном месте.
Однако вскоре последовали события, ошеломившие всю приволжскую округу: в близлежащих храмах сами собой зазвонили колокола, предметы быта в домах почему-то стали летать и падать, выли собаки, коровы перестали давать молоко...
Казаки восприняли эти явления как конец света и стали, молясь, готовиться к Божьей каре. Но местный священник заявил с алтаря, что все напасти – из-за осквернённых царских могил.
Посовещавшись с миром, пошли к дому Персидского и стали требовать, чтобы тот возвратил найденное в курган.
Атаман попытался было поднять казаков на смех, что, мол, как они могут верить такой чепухе. Но когда с его стола самопроизвольно упала тарелка, он призадумался. Да и последней ночью снова к нему наведался всадник, правда, почему-то голым и без оружия. Прощаясь, он заявил: если атаман не вернёт на старое место царя и царицу, умрёт мученической смертью, а поступит разумно, – проживёт в счастье и почёте долгую жизнь.
Атаман перечить судьбе не стал, и в тот же день все сокровища вернул на прежнее место. Ритуал возвращения мощей и драгоценностей проходил с батюшкой, читавшим непонятные молитвы на незнакомом всем языке, часто плевавшимся по сторонам.
После последней брошенной с лопат земли на курган тотчас прекратился разгул колоколов и утвари, восстановилась нормальная жизнь в волжском казачьем городке.
После этого случая самовольные вскрытия курганов с целью наживы в наших краях прекратились. Атаман даже издал предписание по войску о наказании людей, подвергшихся подобному искушению.
Атаман Персидский прожил долгую и счастливую жизнь. За усердие в службе императрица пожаловала ему серебряный ковш и золотую саблю с бриллиантами. Ему разрешалось также держать в доме портрет царицы.
А правда это или легенда, кто его знает.