Волгоградская область входит в десятку лучших регионов страны по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Итоги и планы развития отрасли обсуждали сегодня на «парламентском часе» в региональном законодательном собрании.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году в Волгоградской области приведено в порядок 36 дорог протяженностью 329 километров. На эти цели было выделено порядка 11,5 млрд рублей. В 2024 году по нацпроекту в регионе отремонтируют еще более 332 километров дорог – объем финансирования превысит 11 млрд рублей. В непростых условиях внешних санкций в Волгоградской области удается сохранять высокие темпы дорожного строительства, что позитивно отражается на состоянии наших автомагистралей. Это стало возможным благодаря системной работе региональных властей при поддержке федерального центра.
С основным докладом по заявленной теме перед депутатами выступил председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Васильев. В Волгоградской области, согласно поставленным главой региона Андреем Бочаровым
задачам, выстроен системный подход к модернизации дорожной отрасли. С 2014 года различными видами работ охвачено более 4,3 тысячи километров федеральных, региональных и местных дорог, в том числе в 2023 году по всем программам приведено в порядок около 600 километров автомагистралей. Мероприятия выполняются комплексно: помимо дорожного покрытия специалисты обновляют инфраструктуру, обеспечивающую безопасность дорожного движения. В регионе за последние десять лет реализован ряд крупных отраслевых проектов: построена рокадная дорога вдоль Волги, открыт тоннель на Тулака, продлена до Кировского района улица Электролесовская, открыт для движения новый мост через Ахтубу, капитально отремонтированы автодорожный комплекс Волжской ГЭС и другие объекты.
По результатам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году государственным нормативам будут соответствовать порядка 85% улиц Волгограда и Волжского и более половины региональных дорог. Продолжится строительство крупнейших объектов: автомобильного обхода Волгограда и третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу, а также реконструкция Третьей продольной магистрали и улицы Латошинской.
Важной составляющей национального проекта является трехлетняя программа ремонта и строительства мостов и путепроводов, которая предусматривает обновление до конца текущего года 17 сооружений в Волгоградской области на общую сумму 5,4 млрд рублей.
В интересах повышения безопасности дорожного движения с 2017-го по 2023 год все 598 пешеходных переходов на региональных дорогах оснастили современными техническими средствами. На улицах в семи населенных пунктах оборудовано искусственное освещение. Еще в шести поселениях такие работы завершаться в текущем году.
В рамках программ «Развитие транспортной системы» и «Комплексное развитие сельских территорий» в прошлом году в Волгоградской области построено пять автодорог протяженностью 14,5 километра. В 2024 году планируется построить еще 10 дорожных объектов общей протяженностью 46 километров.
Кроме того, по трехстороннему соглашению между Росавтодором, компанией «РЖД» и администрацией Волгоградской области в этом году будет сооружено три автомобильных путепровода над железнодорожными магистралями.
По программам обновления общественного транспорта за период 2014 - 2024 годов в Волгоградскую область в общей сложности поступило и запланирована поставка 942 автобусов, 216 троллейбусов и 115 трамваев.
В рамках заключенного концессионного соглашения продолжается модернизация электротранспорта Волгограда. В прошлом году проведена реконструкция шести километров линии скоростного трамвая, на подземных станциях установлено четыре новых эскалатора, произведен ремонт входных групп. В 2024 году запланирована реконструкция девяти километров трамвайных путей СТ и трех километров участка трамвайного маршрута № 2.
Региону удалось сохранить сеть пригородного железнодорожного транспорта. С марта этого года восстановлено движение пассажирского маршрута «Петров Вал – Камышин». В 2023 году пригородные поезда перевезли более 3,7 млн пассажиров, что на 22% больше, чем в 2022 году.
«Губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым в 2014 году были обозначены стратегические приоритеты развития региона, модернизация дорожно-транспортного комплекса является одним из них, – отметил председатель комитета Волгоградской областной Думы по промышленной политике, ТЭК, транспорту и дорожному хозяйству Руслан Шарифов. – Совместная работа депутатов и администрации региона по наполнению областного бюджета при поддержке федерального центра позволила за девять лет увеличить объем регионального дорожного фонда почти в три раза. В этом году на него запланирована рекордная сумма – 24,8 миллиарда рублей. Ключевым для нас является продолжение реализации масштабных инфраструктурных проектов. Таких как: строительство автотранспортного обхода Волгограда, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга, продление рокадной дороги до Кировского района, проектирование мостов на остров Сарпинский, а также возведение и обновление сотен километров городских и сельских дорог. Все это необходимо для повышения качества жизни и дальнейшего социально-экономического развития региона».
Вместе с тем Руслан Шарифов обратил внимание на ряд вопросов, требующих решения. Среди них – увеличение сроков эксплуатации автомагистралей региона в связи с резкими перепадами сезонных температур и другими природно-климатическими факторами. Парламентарий предложил рассмотреть возможность внесения изменений в СНиП в части норм проектирования строящихся и ремонтируемых автомобильных дорог. К примеру, при выполнении дорожных работ в Волгоградской области было бы целесообразно применять более устойчивые к летней жаре и зимнему холоду материалы и соответствующие технологии. Кроме того, по мнению депутата, необходимо ужесточить требования и ответственность подрядчиков за гарантийное обслуживания дорог.
Также необходимо, используя научный подход, завершить разработку документов транспортного планирования Волгоградской области: регионального стандарта и комплексного плана транспортного обслуживания граждан. И на их основе подготовить предложения по утверждению новой маршрутной сети Волгоградско-Волжской агломерации, которая будет учитывать мнения жителей, текущие показатели пассажиропотоков, мобильности населения и пространственного развития территорий.
«Транспортное обслуживание населения в первую очередь выполняет социальную функцию, а не коммерческую, – считает Руслан Шарифов. – Основу новой схемы должен составлять городской электрический транспорт в комплексе с автомобильным и железнодорожным сообщением. В регионе надо продолжать работу по развитию всех видов общественного транспорта, заниматься строительством транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок. Еще одно важное направление – совершенствование государственной поддержки транспортных предприятий области для обеспечения их полноценной и бесперебойной работы».
Председатель профильного комитета Думы также подчеркнул важность обеспечения транспортной доступности новостроек и приведения в порядок тротуаров и велодорожек вдоль автомобильных дорог в населенных пунктах. Вместе с тем, учитывая многочисленные обращения граждан, нужно расширять ремонт внутриквартальных проездов и автодорог, ведущих к социальным и образовательным учреждениям.
На «парламентском часе» областные депутаты задали руководителю профильного комитета администрации региона более двадцати вопросов.
Первый заместитель председателя Волгоградской областной Думы Сергей Булгаков акцентировал внимание на капремонте дорог местного значения в Палласовском и Старополтавском муниципальных районах. Руководитель парламентского комитета по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Станислав Коротков отметил необходимость проведения дорожных работ на ряде объектов в Кировском районе Волгограда. Председателя комитета облдумы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий Татьяну Распутину интересовало приведение в порядок автомагистрали «Волгоград – Сальск» в Котельниковском муниципальном районе. Продолжить оборудование искусственным освещением дорог областного значения предложил председатель комитета регпарламента по бюджетной и налоговой политике Михаил Струк. Он же затронул тему поддержания в нормативном состоянии межпоселковых дорог без твердого покрытия, в том числе с возможным использованием щебня или асфальтобетонного гранулята.
Областной депутат Владимир Шкарин обратился с инициативой по приведению в надлежащее состояние подъездных путей к организациям высшего образования, а также формированию удобной транспортной логистики для студентов вузов волгоградского региона. Важность эффективной работы стационарных и мобильных пунктов весогабаритного контроля для сохранения автомагистралей Волгоградской области подчеркнул председатель думского комитета по аграрной политике и земельным отношениям Владимир Ефимов. О необходимости разработать механизмы финансирования реконструкции дорог в поселках, входящих в состав города Волжского, говорила председатель комитета по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Татьяна Бухтина. По мнению регионального парламентария Алексея Бурова, нужно предпринять дополнительные меры по повышению качества ремонта проезжей части и тротуаров. Его коллега Валерий Могильный поднял вопрос об усилении контроля за деятельностью маршрутных такси. Оборудовать ограждение и пешеходный переход через Вторую продольную магистраль напротив школы в микрорайоне Санаторный Кировского района Волгограда предложил областной депутат Александр Кузьмин.
Все озвученные депутатами предложения будут учтены при подготовке итоговых рекомендаций «парламентского часа», их цель – дальнейшее развитие дорожно-транспортного хозяйства Волгоградской области.