Когда-то в нашем городе трамваи шли через шумную улицу Рабоче-Крестьянскую, их можно было увидеть на Академической и далее. Сам факт того, что когда-то здесь был трамвай, у волгоградцев сейчас способен вызвать недоумение, а кто-то и не поверит. Но доказательством этому служат архивные фотографии.
Так куда-же исчез трамвай с Рабоче-Крестьянской, если он был? Это был трамвай по маршруту № 4 до Тулака. Проходил здесь и трамвай по старейшему в городе маршруту №1. Если второй еще существует, то первого уже нет очень давно.
Датой строительства трамвайной линии в Ельшанку считается 1931 год. «Четверка» возила сталинградцев от центра города до завода имени Куйбышева. Трамвай шли на Тулака от площади Октябрьской. Это бывшая Базарная площадь в конце Октябрьской улицы. Ее примерное сегодняшнее место — дом № 16 по проспекту Ленина, а также здания банка и станции СТ «Комсомольская». То есть, по нынешним меркам тогдашний трамвай до Тулака шел от Центрального рынка.
Самое популярное фото с трамвайными путями на Рабоче-Крестьянской
Чтобы оказаться на Тулака трамвай № 4 проделывал путь через Астраханский мост. Дальше он спускался на улицу Калинина, Пугачевскую и выезжал на Баррикадную, поворачивая налево — на Рабоче-Крестьянскую. Трамваи видели мимо нынешнего пивзавода, консервного завода, дальше на пути «четверки» была дамба. Конечной являлось кольцо, которое находилось на площади Куйбышева, где мы сегодня видим троллейбусы, а трамвая здесь нет и в помине.
А это уже 1953-й, трамваи еще ходят до Тулака и до вокзала Волгоград-2
Считается, что до конца 30-х годов в Волгограде была заложена основа маршрутной трамвайной сети. Так, отправляясь все от той же Октябрьской площади, сталинградцев трамваи перевозили аж по семи маршрутами. В ноябре 1944 года, трамвайная линия через Царицу до лесозавода имени Куйбышева была восстановлена после ожесточенных сражений одной из первых. Это при том, что Сталинградская битва уничтожила практически все трамвайное хозяйство в городе, большая часть трамвайных путей и контактной сети оказалась разрушена.
Нам удалось найти несколько архивных фотографий, на которых видно, что трамвай на Рабоче-Крестьянской уже перевозит людей зимой 1945 года...На черно-белом фото справа стоят разрушенные войной одноэтажные дома — это здания, которые сейчас мы видим между Торговым центром и Казачьим театром. После войны здесь надстроят второй этаж и продолжат использовать. Старожилы помнят, что трамвайная линия на Академической-Рабоче-Крестьянской была даже в 50-е годы.
— Я жила на углу Рабоче-Крестьянской и Баррикадной. Грохот такой стоял, но мы его не замечали. А вот гости всю ночь глаз не смыкали. По Баррикадной ходил трамвай № 4, а дальше — № 1.
— Здесь раньше ходил трамвай? Обалдеть!
Сегодняшняя Рабоче-Крестьянская. Вы спросите, где трамвай? А он уже под землей!
В общей сложности этот маршрут до Тулака просуществовал 37 лет. Точная дата его исчезновения в официальных источниках практически не упоминается, как и его причина. Собирать информацию приходится по крупицам. Трамвай № 4 перестал ходить до Тулака, примерно, в 1968 году, рельсы были демонтированы на всем участке от Астраханского моста до поселка Тулака. По другим данным линия исчезла еще раньше, 1964-м:
— 29 августа закрыта трамвайная линия: Рабоче-Крестьянская от улицы КИМ до поселка Нижняя Ельшанка. С ликвидацией линии закрывается маршрут 4.
Известный волгоградский краевед Роман Шкода предположил, что навсегда трамвайное движение через старый Астраханский мост до Тулака остановила страшная катастрофа, произошедшая в 1968 году. Информация по ней отчасти считается засекреченной. До этого года старый мост сохраняли как раз из-за трамвайной линии. В последние пару лет до происшествия рельсы сюда подходили не со стороны Рабоче-Крестьянской, как это было задумано с самого начала, а с улицы Пугачевской. Дальше с нее ветка поворачивала вдоль Царицы и спускалась к мосту, чтобы продолжиться на Советской до кольца у нынешнего музея-панорамы. В тот роковой день что-то пошло не так, вагон как обычно проехал улицу Пугачевскую, а на развороте к реке — затормозил. На повороте трамвай сорвался с рельсов и полетел в воду. Что самое интересное — точно количество жертв и пострадавших в этой аварии никогда и нигде не публиковалось. Опять же, по негласной версии, движение трамваев по данному участку признали небезопасным и остановили навсегда. Так у волгоградцев появилось трамвайное кольцо на улице КИМ. Именно с этой точки трамваю № 4 от Тулака предстояло ехать на мост. Одновременно трамваи перестали спускаться вниз, а стали уходить на кольцо в сторону цирка. Шкода говорит, что ему много раз доводилось слышать эту историю, а вот точные подробности — загадка. Но кое-что самым любопытным удалось отыскать в архивах. Первопричиной аварии стало все же неудовлетворительное состоянии пути, когда вагон выходил из кривой сразу по трем параметрам (каким именно — нет уточняется). К тому же была превышена скорость, а водитель не имела специального допуска.
Тут тоже шел трамвай
Есть еще одна версия остановки движения — строительство соединительной линии по улице Комитетской, которая на момент аварии уже вовсю строилась. Якобы движение после ЧП через мост не прекращалось и вовсе. Но в 1968-1969 годах его стали сокращать, так как открыли новую линию. Сыграл свою роль запрет проезд определённых моделей трамваев, движение только в одну сторону.
Зима 1945-го года. Так выглядела остановка Академическая.
По этому же маршруту через Рабоче-Крестьянскую ходил не только трамвай № 4, но и старейший трамвайный маршрут из Царицына № 1 — от вокзала «Сталинград-2». Есть информация, что в вагон в районе Астраханского моста рухнул все же в середине 1968 года. Вскоре движение прекратили через старый Астраханский мост, улицу Калинина, Циолковского, от Краснознаменской до Ким, построив соединительный вариант от Баррикадной до Голубинской. Маршрут № 1 убрать полностью не смогли, он как раз начал курсировать по новой ветке через улицу Буханцева и Краснознаменскую.
На фото 1957-й год. Узнаете улицу?
Считается, что кусочек того, старого первоначального царицынского маршрута волгоградцы проезжают до сих пор. Это участок от станции Волгоград-II до развязки на перекрёстке с улицей Буханцева и Баррикадной — трамвай по маршруту № 1. Но большую часть по историческому пути делает все же «тройка», которая едет от станции Волгоград-II до пересечения с Баррикадной и Рабоче-Крестьянской. Вот и все, что нам оставила история от прежней линии. Впрочем, у жителей Тулака спустя годы после закрытия линии №4 появился скоростной трамвай, а по прежнему маршруту был запущен троллейбус.
Трамвай на Рабоче-Крестьянской №4. Присмотритесь к табличке. Едет до Ельшанки
Некоторые все же до сих пор поднимают вопрос с загадкой про аварию и про то, когда все-таки закрыли линию по Рабоче-Крестьянской до Тулака. Здесь исходят из версии, что трамвай с Астраханского моста до 1968 года ходил на него с Рабоче-Крестьянской через Площадь Чекистов, затем линию на Рабоче-Крестьянской закрыли и перенесли ее на Баррикадную-Циолковского-Грушевскую-Пугачевскую, когда трамвай шел по последней и имел резкий спуск в конце. Собственно, это и привело к той самой аварии.
Кусочек исторического маршрута, который дошел до нас
Ранее мы писали про три загадочных дома на Рабоче-Крестьянской, о которых вы вряд ли знали. Они исчезли навсегда. Кстати, на этих фото тоже проходит трамвайная линия!
Больше новостей — здесь. Подписывайтесь на наш закрытый телеграм-канал.
Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград