52-летний учитель физкультуры и тренер по пауэрлифтингу и дзюдо из Волгоградской области Олег Дурин после полученной на стройке травмы оказался прикован к инвалидной коляске. Но это не сломило мужчину и со временем он основал спортивный клуб для людей с ограниченными физическими возможностями «Пара Атлант», воспитанники которого регулярно занимают призовые места на соревнованиях. О своем непростом пути, преодолении и пользе физических упражнений он в подробностях рассказал «Блокноту».
Расскажите о себе.
— Я родился в Ленинске. У меня отчим и мама были колхозниками. Мама была дояркой, отец — пастухом. Оба работали в колхозе, простые люди. Сколько я себя помню, я всю жизнь занимаюсь спортом. Когда пошел в школу, у меня был хороший учитель, Александр Николаевич Климов и он нас настолько приучил к спорту, что я начал заниматься бегом, марафонами. Мы бегали в то время 21 километр, был забег. Мне было интересно, мы занимались также гиревым спортом.
Второй тренер, который «вдохнул» в меня жизнь, он по тяжелой атлетике — Рифат Хамзяевич Сулейманов. И потом настолько у меня был интерес к спорту, что я поступил в педучилище на физкультурное отделение в Михайловке.
Такой деликатный вопрос, что произошло, что Вы оказались в инвалидной коляске?
— Я всегда говорил: инвалидность не имеет нации и вероисповедания, а есть проблема, как решать вопросы: здоровье, соцреабилитация и тому подобное. И я тоже жил своей жизнью. Я работал в Волжском и Волгограде, постоянно ездил между городами и вот ездила на коляске женщина Людмила Хван то тут, то там. Но я ни разу не остановился ей хотя бы сказать «Здравствуйте».
И тут получилось так, что 6 декабря 2017 года я работал на стройке. Мы сейчас все живем как: ипотеки, кредиты, я работал на шиноремонтном заводе и мне нужно было подзаработать на стройке. Старший наш предложил заняться ремонтом квартир, я и согласился. Я пошел, было темно, поскользнулся, упал и так неудачно, что повредил шею, в итоге черепно-мозговая травма и компрессионный перелом грудного позвонка.
Очнулся, палата, я сначала не понял, где я и что со мной. Рядом — единственный родной человек — жена.
Как начали приспосабливаться к новой жизни?
— Привезли меня домой, а я как растение. Меня вносили на носилках и я месяца три лежал неподвижно, меня переворачивали влево, вправо. И я лежал и думал: что делать дальше? И тут вспомнил, что я — учитель физкультуры, тренером отработал не один год. И начал физические упражнения. Начал с шарика, потому что у меня правая рука была согнута, а левую я не мог поднять вверх из-за сильной боли.
У меня на одной руке работали два пальца и на другой — три. И ел через трубочку, жена подавала. И начал я потихонечку заниматься, то рука начала работать, то кисти. Но это не день и не два. В 18-м году я уже сел на коляску, но сначала с нее скатывался, как мешочек. Всю зиму я пробовал потихонечку сидеть.
13 апреля мы с женой выехали в первый раз на природу. Меня пристегнули ремнем, чтобы не скатывался. Самое опасное, что происходит со спинальниками — это стыд. Кто увидит? Я раньше был здоровым, был тренером, вырос тут, сколько людей меня знает, а теперь что?
Сидели-сидели, жена говорит: «Олег, надо что-то делать». И мы в первый раз поехали на концерт. Я сел сбоку и все подходят: «А что случилось?». В первый раз было сложно. А потом я понял, что мне пора в спортзал и начал звонить: "Можно я приду?".
А первого мая вышел на площадь и встретил своего первого тренера Рифата Хамзяевича Сулейманова. Он спросил: «Что хочешь в этой жизни?». Я сказал — хочу в зал ходить, комната надоела. Он спросил: «На соревнования поедешь 15-го?». Там оставалось до них всего две недели. Привел меня, показал — вот тренер по АФК Абдулин Александр Петрович, с ним будешь теперь в одной в упряжке. На следующий день я приехал к Сулейманову, занимался у него, а потом плавно перешел в спортзал.
Я же после училища учился в физкультурной Академии, работал в спортшколе тренером по борьбе и был директором спортшколы, подросткового клуба. После училища меня поставили в колхозе «Путь Ильича» учителем физкультуры. Потом я в армию ушел, вернулся, начал работать в школе. Потом договорился, что буду тренером по дзюдо в Ленинске.
В 90-х пришлось уйти в торговлю, часто менял места работы. Но спорт я не бросал. И в охране поработал начальником. И вот после этого случая вернулся к тому, с чего начал.
—Как вернулись к тренерству?
— Я выступил на тех соревнованиях, к которым готовился полторы недели, занял третье место. Человек, который не мог поднять полулитровую бутылку. Понимаете, что значат занятия? Я не себя хвалю, а спорт. Я на Спартакиаде по адаптивным видам спорта в Волгограде выжал тогда 60 килограммов.
Мне стало еще интереснее и я подумал: «Неужели во всем городе я один такой колясочник?». Вспомнил парня с Маяка, позвонил ему, нашел еще одного, начал тянуть их к себе заниматься спортом. Потом задумался о футболе на колясках и мне знакомая говорит: «Почему ты не можешь открыть свой спортивный клуб?». Прислала мне устав, подумали, как лучше все сделать. У нас не было оборудования, в администрации Ленинского района выделили несколько тренажеров и 360 тысяч. Начали приезжать колясочники на машинах, мы начали выступать и заняли третье место: для нас это был фурор!
В 2021 году в декабре Рузиля Ермакова, которая мне изначально помогла, предложила собрать команду и поехать в Питер играть в футбол.У инвалидов столько денег нет, и мы отказались. В феврале меня бесплатно позвали из Российского футбольного Союза и я начал собирать команду в соответствии с классификацией. С ребятами из Волгограда и Камышина мы заняли четвертое место.
А потом Министерство юстиции сообщило, что нам подписали документы и у нас появилось свое спортивное общество инвалидов.Оно объединяет минимум 10 человек по футболу, а так в среднем каждый раз приходят заниматься 22 человека за раз. Возраст — от мала до велика. Слабослышащие ребята, ДЦП, с другими заболеваниями. У нас тренер по адаптивной физкультуре — мастер спорта международного класса по тяжёлой атлетике Александр Абдулин. А я занимаюсь руководством, соревнованиями, созданием команд. В Ленинске у нас была школа слабослышащих, я их нашел и они теперь тоже у нас занимаются.
Это же не только люди с базовой спортивной подготовкой?
— Конечно, нет. Бывает, человек придет в зал и просто смотрит. Потому что жить в четырех стенах очень сложно, а выйти к людям, поговорить хорошо. В декабре 2022 года мы нашли спонсоров, они помогли продуктами, приехали артисты и мы сели и отмечали День инвалидов 3 числа. 7 декабря отмечали год организации, попили чай, потанцевали. На Масленицу тоже кушали блины. Это объединение всех инвалидов со всей области. Приглашаем ребят, чтобы приезжали.
В марте мы пригласили инвалидов из Волжского из ВОИ. Они показали мастер-класс по китайским шашкам, чай попили, пообщались. Узнали друг друга, один парень хорошо поет. Это соцреабилитация.
Какой подход нужен к таким воспитанникам?
— У из них каждого свой характер. Единственное — стремление. Когда человек приходит в зал и начинает ездить по соревнованиям, у него оно есть. У нас есть мужчина, 62 года. Он выполнил мастера спорта по пауэрлифтингу. Второй — КМС. Целеустремленность: они работают, стремятся.
Наш клуб «Пара План» в 2023 году уже проехал Сочи, Нижний Тагил, Ростов, Нижний Новгород, Дзержинск — там участвовали в соревнованиях по футболу, фехтованию, теннису, катались на лошадях. Я насчитал 24 соревнования за прошлый год.
— А с какими сложностями столкнулись лично Вы?
— Мне первое время в зале пытались помочь, поднять — я говорил: «Стоп, стоп, я такой же человек, как и вы». Но помощь иногда действительно нужна. Мы, например, едем на соревнования, подъехал автобус, а у него нет пандуса. И на Урале ребята вышли, ни слова, ни полслова, затащили. Потом на остановке другие сняли с автобуса и я пошел. Или в Ростове пешеходный переход — тоже спустили и подняли. И еще такой момент: еду я в автобусе или по улице, не надо на меня обращать сильно внимание.
— Какие у вас планы?
— Вот мы недавно приехали из Ростова, где команда «Пара План» заняла второе место по футболу. 14-го апреля мы сами проводим соревнования областные «Мы — за адаптивный спорт». Очень хочется развивать у нас в регионе теннис. Также делаем по китайским шашкам для разнообразия. Приедут ребята из Волжского, покажут ци-гун: дыхательную гимнастику.
С 23-го по 28 едем в Сочи, там соревнования по футболу на электроколясках, а потом областные соревнования по пара-пауэрлифтингу.
— А помогает как-то область вашей организации?
— Районная администрация бесплатно предоставляет спортивный зал, когда проводим соревнования, нам дают УСЗ (универсальный спортивный зал). На соревнования ездим сами. Помогают добрые люди и спонсоры от области, мы сами не имеем ничего. Писали письмо в спорткомитет области по развитию футбола в регионе, ответили, что лишь могут помочь в написании гранта.
Так что вот такие дела. Да два раза проводили соревнования у нас в Ленинске совместно с Федерацией спорта. Два раза помогала ВОИ Волгоградской области — председатель Дронова Ольга Валентиновна. С призами помогали партии "Единая Россия" и "Справедливая Россия". С формой помогает ЦСО (центр социального обеспечения), Трушев Владимир. Grass помогает. Предприниматели по области. Но если о помощи спортивному клубу для инвалидов говорить, что очень хорошо бы было, если бы администрация области помогала, ведь сейчас нужны мы тем людям, которые стали инвалидами на СВО. Сейчас помогаем при просьбе с колясками, сначала они им так нужны.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там много актуальных новостей.
Анна Анатольева
Новости на Блoкнoт-Волгоград