Известный производитель автобусов VolgaBus недавно оказался в центре скандала, когда губернатор Андрей Бочаров публично устроил разнос его собственнику Анатолию Бакулину за неработающие кондиционеры.
История с подачи пресс-службы администрации Волгоградской области получила широкую огласку в СМИ. Однако «Блокнот Волгоград» решил напомнить читателям историю предприятия, в которой были конфузы и посерьезнее. И все они сходили производителю с рук.
История создания
Сердце автобусного производства в Волгоградской области расположено в Волжском. Там общественный транспорт начали производить еще в далеком 1993 году. Сначала это было просто сборочное производство Ликинского автобусного завода, с 1999 года предприятие запустило производство под маркой «Волжанин». С тех пор предприятие не раз экспериментировало с запуском новых моделей транспорта.
«Волгобас» - далеко не тот случай, когда предприятие прошло весь путь с момента создания в статусе единственного юридического лица. С 2014 года компания преобразована в инвестиционно-производственный холдинг Bakulin Motors Group (БМГ) . Помимо автобусов Volgabus, компания производит беспилотный транспорт, а также шасси и комплектующие для автобусов. Помимо производственной площадки в Волжском, компания открыла производство в городе Владимир.
Компания гордится наличием профессионального коллектива инженеров, которые помогают «Волгабас» выплыть из самых неприятных ситуаций, особенно в условиях санкций. Недавно три сотрудника ООО «Волгабас Волжский» получили премии губернатора Волгоградской области в сфере экономики имени Олега Иншакова.
Премия присуждена в номинации «За практический вклад в развитие экономики региона». На предприятии сообщили, что поводом для премирования стала разработка инженерами универсальных каркасов основания и крыши низкопольной линейки автобусов. Кроме того, в кратчайшие сроки была проведена интеграция импортозамещающих компонентов и узлов, которая позволила не только сохранить, но и ускорить производственный процесс.
Экономика и успехи
По итогам работы в первом квартале 2023 года компания отчиталась о высоких темпах роста выпуска готовой продукции. Заявлено, что в первом квартале года выпущено на 32 % автобусов больше, чем за тот же период 2022 г. В компании не скрывают, что рост достигнут преимущественно за счет участия в государственных и муниципальных программах обновления городского транспорта. Если в первом квартале 2022 года завод выпустил 201 автобус, то за тот же период 2023 года — уже 266 единиц. Самыми популярными моделями стали 12-метровый низкопольный городской автобус «СитиРитм» и автобус среднего класса «4298», работающий на сжиженном природном газе.
![рост волгабас.jpg рост волгабас.jpg](/volgograd/pictures/84666346/small_picname_1.jpg)
Семейный бизнес династии Бакулиных
В советские годы «Волжанин» основал Анатолий Бакулин, на тот момент начальник автоколонны № 1732. Впоследствии к управлению активом подключился его сын Алексей Бакулин. Есть в составе учредителей предприятий группы компаний «Бакулин моторс» и Екатерина Бакулина.
Анатолий Бакулин, встав у руля автобусного предприятия, параллельно с развитием производства делал и политическую карьеру. Четырежды он избирался в облдуму, два созыва был заместителем председателя облдумы, В 1999 году стал советником министра транспорта РФ.
Анатолий Бакулин — заслуженный работник транспорта, почетный гражданин города Волжский и кавалер Ордена Почета.
![Скриншот 30-07-2023 160001.jpg Скриншот 30-07-2023 160001.jpg](/volgograd/pictures/84666346/small_picname_2.jpg)
Алексей Бакулин, сын Анатолия Бакулина, начинал работу в холдинге в отделе маркетинга и финансов. Пойдя по стопам отца, он совмещал бизнес с политической карьерой и с 2009 по 2013 годы избирался в гордуму Волжского как кандидат от «Единой России».
На сегодняшний день в структуру Bakulin Motors Group входит целый ряд юрлиц, зарегистрированных на отца, сына Бакулиных и их компаньонов. Так, Алексей Бакулин является гендиректором трех компаний: ООО «Дальневосточный автокластер», созданное в конце 2022 года, ООО «Волгабас робо лаб» и ООО «Бакулин моторс групп».
Анатолий Бакулин официально рулит ООО «Волгабас Волжский» и НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области».
География поставок
За годы работы автобусы «Волгабас» освоились во многих городах страны и за ее пределами. Компания активно расширяет географию за счет участия в нацпроектах. Так, будучи одним из ключевых участников нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», группа компаний «Волгабас» поставила 50 автобусов в Курск, 59 в Улан-Удэ, 98 в Астрахань.
![Скриншот 30-07-2023 170852.jpg Скриншот 30-07-2023 170852.jpg](/volgograd/pictures/84666346/small_picname_3.jpg)
В марте компания поделилась планами поставить в Ярославскую область 155 экологичных автобусов среднего класса модели 4298G4. Общая сумму контракта превышает 1,5 млрд. руб. Ранее Ярославль уже закупал 8 единиц транспорта у волжского производителя.
В апреле этого года 19 новых автобусов «Волгабас» вышли на маршруты Вологды.
В мае этого года стало известно, что «Волгабас Групп» совместно с ГТЛК поставит 191 автобус в Астрахань по инвестпроекту с использованием средств Фонда Национального Благосостояния (ФНБ). Все автобусы планируют поставить в Астрахань уже до конца этого лета.
В конце 2022 года ООО «Волгабас- Групп» получило от мэрии Волгограда контракт на изготовление 60 низкопольных автобусов. Компания оказалась единственным участником торгов и выиграла их по начальной цене - по 18,6 млн рублей за каждый автобус. Тогда мэрию обвинили в том, что контракт был изначально заточен под «Волгабас».
До конца лета 2023 года автобусы «Волгабас» планируют поставить и во Владимирскую область, где они производятся. В закупку включены 70 автобусов: 36 газомоторных 12-метровых 5270G4, 30 дизельных 527004 и 4 автобуса среднего класса модели 4298.
Регионом-лидером по количеству поставленных автобусов остается Санкт-Петербург.
Горящие двигатели, неработающие кондиционеры и выпадающий мотор — чем запомнилась работа VolgaBus в разных регионах
В середине июля замгубернатора Санкт-Петербурга принял решение убрать с улиц Санкт-Петербурга 30 ранее закупленных автобусов VolgaBus. Причиной стали участившиеся случаи возгорания этой техники на маршрутах. Также под вопросом оказалась поставка в Санкт-Петербург в 2023 году еще 98 автобусов этой же марки «до полной проверки соответствия техники всем необходимым требованиям». Впрочем, это не помешало руководству Ленинградской области уже на следующий день сообщить о закупке еще 70 автобусов марки «Волгабас» и «КАВЗ».
В Курске, куда завод также массово поставлял автобусы, претензий к качеству не меньше.
«Это все хорошо, плохо только то, что ваши автобусы очень часто горят и много брака. Не знаю как в других городах, а в Курске так. Постоянное дерганье при трогании, запах газа в салоне и на моей памяти уже три автобуса горели. Сильно или нет, я не эксперт, но факт есть факт», - так пишут производителю в его официальном аккаунте свои претензии жители Курска.
«По нашему городу ездят ваши автобусы. В них люди от жары падают в обмороки. Очень хотелось бы, чтобы конструкторы, придумавшие размещение блока двигателя в салоне автобуса с приоритетом охлаждения двигателя и стеклопакеты без форточек, сами поездили на нём в 30-градусную жару. Только пусть набиваются поплотнее, до 90 заявленных человек. Никакая низкопольность этих впечатлений не стоит!» - так оценивают волжские автобусы пассажиры в Кемерово.
Горели «Волгабасы» и в Волгограде.
Многочисленные суды и долги
В картотеке арбитражного суда регулярно появляются иски к структурам «Волгабас».
В августе 2022 года производство оказалось на грани закрытия после того, как промплощадку в Волжском опечатали приставы. Поводом стали крупные долги по налогам в размере 52,2 миллиона рублей. Претензии к ООО «Волгабас» налоговая предъявила еще несколько лет назад, обвинив предприятие в необоснованном уменьшении налога на прибыль на сумму в несколько десятков миллионов рублей.
Были в истории компании и эпизоды, когда структурам семьи Бакулиных пришлось отвечать в суде за невыплату кредита. Речь шла о сумме более 177 миллионов рублей.
Выплат за несоблюдение условий поставок от ООО «Волгабас групп» уже добились ООО «Владимирская промышленная группа», а также один из главных клиентов - ГУП Санкт-Петербургское пассажирского автомобильного транспорта.
В пролом году китайская компания Хайгер Бас Компани Лимитед через суд попыталась взыскать с волжан задолженность по контракту, заключенному еще в июле 2018 года. Речь шла о сумме в 2 207 058 долларов США. Это почти половина всей полученной «Волгабас Волжский» в прошлом году прибыли.
Весной 2023 года к производству Арбитражного суда Владимирской области принят иск зарегистрированного в Казани ООО «Фойт Турбо» к обществу с ограниченной ответственностью «ВОЛГАБАС ГРУПП» о взыскании 56 593 257 рублей 25 копеек.
Линейка продукции
В мае этого года на выставке инновационного транспорта и оборудования в Санкт-Петербурге «Волгабас Групп» представла сразу две новинки. Главной премьерой стал троллейбус с автономным ходом «Пересвет» (5270T), созданный в партнёрстве с ООО «Транспортные решения» и научно-производственными предприятиями Санкт-Петербурга: ООО «НПП «ЭПРО» и ООО «Системы Автономной Энергии» (тяговая аккумуляторная система) при участии белорусской компании «НГК». В рекламе новинки сделан акцент на низкопольный салон, комфортабельные сиденья, малый уровень шума, наличие современной мультимедийной системы и мощного климатического комплекса. Аккумуляторный блок для «Пересвета» полностью разработали и произвели в России по новой запатентованной технологии. Ее главное преимущество — возможность автономного хода на расстояние до 20 км.
![новинки.jpg новинки.jpg](/volgograd/pictures/84666346/small_picname_4.jpg)
Второй новинкой 2023 года стал обновлённый газомоторный автобус «5270G». Его собрали по уникальной технологии на основе болтовых соединений, что позволяет значительно снизить применение сварки, обеспечить повышенную прочность и ремонтопригодность конструкции, снизить трудоёмкость производственного процесса.
Облицовочные панели автобуса сделаны из коррозионностойких композиционных материалов и в случае повреждения могут меняться без применения сварки. В системе охлаждения двигателя вместо гидравлических вентиляторов использована консоль с несколькими электровентиляторами, которые управляются интеллектуальной программной оболочкой.
Награды
В мае 2023 года автобус среднего класса «Волгабас-4298» стал победителем онлайн голосования конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года». Производитель четырежды был победителем конкурса за 21 год его существования. В разные годы титул «Лучший автобус» года получали также туристический флагман 5285 и 15-метровый автобус повышенной пассажировместимости 6270.
Елена Абдулина, фото VolgaBas
Новости на Блoкнoт-Волгоград