Эксперты страховой компании «Согласие» рассказали какое влияние может оказать изменение утильсбора на автомобильный рынок
Несмотря на то, что утильсбор действует уже достаточно давно, многие россияне лишь недавно познакомились с этим словом. Первое знакомство у большинства произошло в октябре 2024 года. В начале 2025 года «новый спутник» автолюбителей вновь напомнил о себе. Так что же такое утильсбор?
Вы неоднократно замечали, что во многих дворах жилых массивов и на обочинах дорог можно наблюдать автомобили, которые успели многое повидать в этой жизни. Отличить их можно по спущенным колёсам, дополнительным отверстиям для кондиционирования на месте окон и добавлению винтажной ржавчины к заводскому окрасу. Они по-прежнему могут развивать скорость от 50 км/ч, но лишь на буксире или платформе эвакуатора. Однако согласно законодательству РФ, отслужившие свой срок транспортные средства необходимо утилизировать в соответствии с правилами обращения с отходами производства, именно по этой причине был введен утильсбор для всех автопроизводителей.
Стоимость утильсбора складывается из базовой ставки, умноженной на коэффициент. С 1 октября 2024 года базовая ставка осталась неизменной, при этом изменения претерпел коэффициент, повысив сумму утильсбора в среднем на 70-85%. И, согласно долгосрочному плану Минпромторга, россиянам стоит ожидать индексацию на 10-20% с 1 января каждого последующего года.
При этом Минпромторг планирует продолжить предоставлять российским производителям господдержку, за счёт которой индексация не скажется на стоимости автомобилей, тем самым мягко призывая остальных игроков к локализации производства. Логика понятна: выше локализация - больше возврат. Таким образом, чистый импорт должен становится дороже местного производства.
«На автопроизводителей из РФ данный шаг, безусловно, должен оказать положительное влияние, обеспечив здоровую конкуренцию по отношению к производителям, импортирующим свою продукцию в Россию. Стоит также отметить, что большинство отечественных авто в своей комплектации имеют двигатели небольшого объема, в то время как популярные иномарки оснащаются более мощными моторами», — рассказал заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами компании «Согласия» Дмитрий Соколов.
В действительности покупатели автомобилей с двигателями меньшего объема почувствовали на себе изменения в стоимости ТС не так сильно, как желающие обладать более мощным автомобилем:
Объем двигателя (л)
|
Утильсбор до 1 октября 2024 года (рублей)
|
Утильсбор после 1 октября 2024 года (рублей)
|
Утильсбор с 1 января 2025 года (рублей)
|
Менее 1
|
81 200
|
150 200
|
180 200
|
1 – 2
|
300 600
|
556 200
|
667 400
|
2 – 3
|
844 800
|
1 562 800
|
1 875 400
|
3 – 3,5
|
970 000
|
1 794 600
|
2 153 400
|
Более 3,5
|
1 235 200
|
2 285 200
|
2 742 200
|
В идеальной картине все действительно складывается в пользу отечественных производителей. Остается надеяться на то, что при фактическом разрыве в ценах на иномарки действующие локализованные игроки сами не поддадутся соблазну сократить эту разницу. Однако даже в таких условиях эксперты «Согласия» не прогнозируют краткосрочной победы российского автопрома:
«По итогам 2024 года мы можем наблюдать сильное отставание по продажам от той же Lada нескольких иностранных марок, и повышение стоимости их моделей может оказать влияние на решение покинуть российский рынок в ближайшем будущем. Но, скорее всего, большинство иностранных игроков довольно быстро адаптируются к изменениям утильсбора благодаря своей модели распространения: по аналогии с PlayStation, когда сама консоль продается в убыток, при этом основную прибыль компания имеет именно с продажи игр. Также и иностранные автопроизводители могут начать закладывать утильсбор с стоимость автозапчастей и ТО, вследствие чего будут сохранять конкурентные цены при покупке авто, но стоимость его использования возрастет», — подчеркнул заместитель начальника управления андеррайтинга по автострахованию компании «Согласия» Александр Коротин.
Данная тенденция может повлиять на все отрасли российского рынка, связанные с перевозками. В таком случае будут дорожать услуги такси, аренды автомобилей и доставки. А поскольку стоимость транспортировки закладывается в цену товара для конечного потребителя, не стоит удивляться подорожанию в тех же розничных сетях. Также это окажет свое влияние на стоимость каско и ОСАГО.
Но даже если иностранные автопроизводители включат утильсбор в стоимость ТС, у рядового гражданина все еще осталась возможность купить автомобиль подешевле: изменения в стоимости не коснулись автомобилей с объёмом двигателя до 3 л, ввезенных именно для личного пользования. В 2025 году утильсбор на них составляет: 3400 руб. на авто до 3 лет и 5200 руб. на авто от 3 до 5 лет. В службе безопасности страховой компании «Согласие» отмечают, что подобная конъюнктура в большей мере благоприятна для теневого сектора:
«Будущие владельцы все чаще будут прибегать к возможности приобрести автомобиль для личного пользования, что позволит им платить минимальный утильсбор. Услуги по доставке авто из-за границы, как правило, оказывают специализированные сервисы или частники. Сейчас нельзя назвать такую услугу популярной, но с увеличением числа запросов можно ожидать и развития подобного бизнеса. А поскольку большинство таких сделок происходит на основе оформления генеральной доверенности, существует большой риск встретиться с мошенниками и вообще остаться без ТС», — поделился сотрудник службы безопасности «Согласия».
Купить автомобиль в личное пользование можно, но стоит помнить, что его нельзя продать в течение года – в противном случае вам предстоит оплата полной стоимости утильсбора. И чтобы не перегонять авто из-за границы самостоятельно, покупатели прибегают к услугам перевозчиков, которые оформляют ТС на себя, а уже после подписывается генеральная доверенность на год. В конечном итоге покупатель по факту целый год является арендатором, а не владельцем купленного автомобиля. Кроме возможности стать жертвой мошенников и лишиться как средств, так и транспорта, есть вероятность лишиться купленного на кровные ТС еще и в свете банкротства, развода или смерти перегонщика авто, и по генеральной доверенности ваш автомобиль может оказаться уже не вашим. Перевозчик при этом тоже несет определенные риски – начиная от штрафов покупателя и заканчивая ДТП со смертельным исходом.
Благодаря помощи «перекупов» сегодня можно приобрести автомобиль, но в случае с японским автопромом вам с большей вероятностью будет предложено неадаптированное под российские реалии ТС. Согласитесь, наличие правого руля не всегда может удовлетворить запрос конечного потребителя. И в таком случае он обратится к рынку б/у авто:
«С ростом стоимости новых автомобилей популярность рынка вторички будет лишь возрастать. Несмотря на то, что большинство действующих сервисов по перепродаже авто ведут проверку достоверности данных, не стоит забывать, что у конечного потребителя все равно остается шанс приобрести краденный автомобиль. Ситуацию подогревает и то, что с закрытием границы у угонщиков сократилось количество путей для вывоза авто, поэтому они все чаще стараются реализовать их на внутреннем рынке», — рассказали сотрудник службы безопасности «Согласия».
В службе безопасности также отметили, что уход с рынка одной или нескольких моделей автомобилей всегда вызывает интерес у автоугонщиков – ведь внутри страны данные модели еще остались, и их владельцам как-то нужно ремонтироваться. Так вот эти «доблестные» Робин Гуды всегда готовы выкрасть авто у, как им кажется, богатых, разобрать его на запчасти и продать нуждающимся. А поскольку наибольший прирост к стоимости от утильсбора запланирован именно на автомобили с объемом двигателя 2 литра и более, то спрос в салонах на новые мощные модели может снизится, а действующим владельцам стоит задуматься о дополнительной защите для своего ТС.
В компании «Согласие» проанализировали популярность автомобилей с объемом двигателя более 2 литров на основе данных о приобретенных полисах ОСАГО за 2023 и 2024 года и рассчитали среднюю стоимость каско на данные ТС:
Авто с объемом от 2 до 3 л
№
|
Автомобиль
|
Каско* (рублей)
|
1
|
KIA SPORTAGE
|
103 600
|
2
|
TOYOTA CAMRY
|
129 200
|
3
|
TOYOTA RAV 4
|
122 180
|
4
|
MITSUBISHI OUTLANDER
|
99 680
|
5
|
NISSAN QASHQAI
|
86 000
|
От 3 до 3,5 л
№
|
Автомобиль
|
Каско* (рублей)
|
1
|
TOYOTA CAMRY
|
139 050
|
2
|
NISSAN MURANO
|
94 150
|
3
|
MITSUBISHI PAJERO
|
123 600
|
4
|
TOYOTA LAND CRUISER 150 PRADO
|
219 100
|
5
|
TOYOTA ALPHARD
|
322 000
|
Более 3,5 л
№
|
Автомобиль
|
Каско* (рублей)
|
1
|
LEXUS LX
|
430 100
|
2
|
TOYOTA LAND CRUISER 200
|
346 000
|
3
|
VOLKSWAGEN TOUAREG
|
199 500
|
4
|
TOYOTA LAND CRUISER PRADO
|
234 750
|
5
|
LEXUS GX
|
246 820
|
*стоимость каско рассчитывалась для водителя из Москвы в возрасте 35 лет со стажем вождения 10 лет и КБМ 0,9.
А как обстоит ситуация с электромобилями? С 1 января 2025 года утилизационный сбор на них вырос в 20 раз – с 32 600 до 667 400 рублей. В дальнейшем утильсбор будут повышать каждый год, таким образом к 2030 году за каждый новый электромобиль нужно будет заплатить сверху 1 миллион 172 400 рублей.
Целью данной меры также является поддержка отечественных производителей электромобилей. Однако на данный момент именно они могут стать главными жертвами нововведения, так как утилизационный сбор платится с каждого автомобиля, впервые вводимого в эксплуатацию на территории России, независимо от его происхождения. А на данный момент ростер российских «электричек» нельзя назвать обширным: на рынке у нас есть Evolute, Москвич, АТОМ, АвтоВАЗ, Газель и Тигарбо, при этом большинство производителей представлены только одной электрической моделью. Государство планирует компенсировать часть утильсбора производителям только в случае высокой степени локализации, но тот же Lada e-Largus локализован не полностью (порядка 50%). Это говорит о том, что сейчас конечный потребитель даже в сегменте электромобилей почувствует утильсбор на своем кошельке.
В целом, повышение утильсбора является частью стратегии государства по поддержке отечественного автопрома и стимулированию локализации производства в России. Однако, как и любое изменение экономической политики, оно может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для рынка и потребителей. В любом случае, автолюбителям и автопроизводителям придется адаптироваться к новым условиям и учитывать их при принятии решений о покупке, производстве и ценообразовании автомобилей.