21 октября в 18.00 в Большом зале Приморской краевой филармонии состоится спектакль по монооперу известного советского и российского композитора Микаэла Таривердиева "Ожидание" (12+) на стихи поэта Роберта Рождественского. О предстоящем выступлении на пресс-конференции в МФК "Бурный" рассказали дирижер Приморской сцены Мариинского театра Виталий Шевелев и исполнительница единственной в этой опере партии сопрано Приморской сцены Мариинского театра Алена Диянова, сообщает ИА PrimaMedia.
Перед-началом пресс-конференции журналистом показали видео, присланное вдовой Микаэла Таривердиева Верой Таривердиевой (Колосовой), которая напомнила, что "Ожидание" пользуется большой популярностью в качестве одного из академических произведений Таривердиева. С оркестром оно исполняется во Владивостоке впервые (ранее была постановка в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра, где пение солистки — Алены Дияновой — сопровождалось аккомпанементом на фортепиано — Ред.).
"Это не первое мое исполнение монооперы Таривердиева с оркестром, и, безусловно, мне нравится петь с оркестром больше. Объясню почему. Потому что фортепиано не дает столько красок, как инструменты. В опере очень много лейтмотивов, которые прописаны в оркестровке, — их безумно не хватает, когда ты поешь с фортепиано. И вы поймёте, когда услышите монооперу, насколько тонко Таривердиев прописывает все эмоциональные аспекты. То, что поется, звучит очень проникновенно и очень, я бы сказала, тонко", — сказала Алена Диянова.
Алена Диянова. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Это произведение Таривердиева исполняется достаточно много, однако широкому зрителю композитор прежде всего знаком, конечно же, по музыке к кинофильмам "Семнадцать мгновений весны" (12+) и "Ирония судьбы, или С легким парим" (12+). Но когда знакомишься с "Ожиданием", то совсем по-другому оцениваешь работу композитора, хотя, безусловно, характерный таривердиевский стиль узнается сразу", — отметил Виталий Шевелев.
Интересна история создания монооперы. Как рассказал дирижер, импульсом к ее написанию стала другая моноопера — "Человеческий голос" (12+), написанная французским дирижером, участником так называемой "Шестерки" Франсисом Пуленком на либретто, написанное поэтом, писателем и киносценаристом Жаном Кокто. Сюжет "Человеческого голоса" прост: женщина разговаривает по телефону с мужчиной, который бросает ее и женится на другой. Это их последний разговор, долгий и мучительный, тем более, что телефонная связь в Париже плохая и разговор всё время прерывается. "Человеческий голос" исполняли многие знаменитые сопрано, включая Галину Вишневскую.
Таривердиева очень долгое время хотел написать что-то подобное, но тексты, которые он просматривал, в основном прозаические, как-то не ложились на музыку. Как всегда, помог случай.
Как-то раз Таривердиев оказался на лечении в больнице, где в это время находился и поэт Роберт Рождественский. Между ними завязалась беседа о возможном тексе для монооперы, которую задумал композитор.
Виталий Шевелев. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Выяснилось, что еще в 1982 году Рождественский опубликовал поэму "Монолог женщины" (12+): "Вот ведь как… явилась первой! Надо было опоздать, Где-нибудь в сторонке встать… Что поделать — сдали нервы… Шла, как будто на экзамен, с пятницы считала дни… Как же: встреча под часами… Под часами… вот они… А его на месте нет! (Как некстати нервы сдали!). Ну, еще бы, на свиданье, не была я столько лет!.."
На основе этой поэмы и было создано либретто. В отличие от "Человеческого голоса" Пуленка и Кокто "Ожидание" Таривердиева и Рождественского не носит трагический характер. В нем главным лейтмотивом является надежда на возможное счастье, поэтому и финал получился хотя и грустным, но в то же время светлым.
"Когда я была еще студенткой и впервые познакомилась с оперой Таривердиева, я, к своему стыду, еще не знала, чьи это стихи, и думала, что их написала женщина. Потому что всё это написано очень по-женски, именно нашими эмоциями. Мужчина всё-таки чувствует немножко по-другому. И когда я увидела, что стихи написал мужчина, это для меня было открытием. В принципе, то же самое можно сказать про Микаэла Леоновича. В музыке он сумел отобразить гамму именно женской чувственности", — сказала Алена Диянова.
Валерий Евченко. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Ожидание", которое поставлено во Владивостоке, имеет свои особенности. В нем будет не только пение под аккомпанемент оркестра. Как рассказал продюсер постановки Валерий Евченко, действие оперы дополнено сценическим действием в исполнении артистов балета Приморской сцены Мариинского театра (балетмейстер — Владислав Ржевский). Через хореографию и пластику режиссер спектакля Анна Дронникова решила показать историю любви и расставания. Кроме того, было решено сделать историю ожидания одинокой женщиной своего возлюбленного владивостокский историей. Действия будет разворачиваться на фоне экрана, на котором будут демонстрироваться картины владивостокских художников, таких, как Кирилл Шебеко, например.