Трагикомедию "Ничего похожего на Лира" (16+) известного на Западе театрального и кинорежиссера Раджата Капура и не менее известного киноактера Голливуда, а позже и Болливуда Виная Патхака представила индийская театральная компания "Синематограф" в рамках III Международного Тихоокеанского театрального фестиваля (16+), который проходит с 20 сентября по 6 октября 2024 года во Владивостоке. Спектакль состоялся в воскресенье, 29 сентября, на площадке Театра молодежи, собрав полный зал, сообщает ИА PrimaMedia.
Раджат Капур начинал как актер, а позже режиссер независимого, или как его еще называют, авторского кино. Что, в общем-то, и ощущается, когда смотришь "Ничего похожего на Лира" на сцене Приморского краевого драматического театра молодежи. На сцене — всего один персонах, он же лицедей: Винай Патхак, известный в Индии, да и в других странах артист театра и кино, снимавшийся и в Голливуде, и в Болливуде, пластичный и текучий, как ртуть, несмотря на свою грузноватую комплекцию, обладающий красивым, хорошо поставленным голосом, с прекрасной дикцией, благодаря которой, вкупе с виртуозной мимикой, он способен передать малейшие психологические изменения образа, им воплощаемого. Играется спектакль на английском языке, вполне понятном русскому зрителю, имевшему в школе хотя бы четверку по этому предмету (на всякий случай на двух мониторах по краям сцены идут синхронные титры на русском языке). Особенно греет душу акцент Виная: его раскатистое, вполне русское "р-р-р" звучит в полный голос там, где похожий на него английский звук полощется наследниками Шекспира, словно горькое средство от ангины.
Герой Виная Патхака — клоун, постаревший и впавший в депрессию, по гриму и одежде — рыжий, по внутреннему состоянию и эмоциям, выходящим наружу, — белый. Он то и дело плачет и совершенно не радуется, а даже раздражается, когда ему удается выдавить смех из зрителей.
Порою он напоминает искушенному зрителю Чарли Чаплина в фильме "Огни рампы" (12+) и даже его партнера по одному из эпизодов Бастера Китона, временами — Робина Уильямса, коноактера-комика и стендапера, чей печальный уход из жизни связывают с депрессией, которой он страдал много лет (так часто бывает: чем мрачнее комик в жизни, тем смешнее он на сцене).
Однако Клоуну Виная Патхака рассмешить зрителя никак не получается. А ведь он стендапер, то есть человек, зарабатывающий себе на хлеб, выдумывая всякие шутки и смешные истории, вступающий в острые диалоги с публикой. Найдя жертву среди зрителей, он начинает ее жестоко высмеивать — по внешности, манере одеваться, говорить и обижаться. А если таковой жертвы не оказывается, он становится ею сам.
Именно так и происходит с героем моноспектакля "Ничего похожего на Лира". "Однажды я проснулся утром…", — начинает он незамысловатый рассказ о своей неудавшейся жизни.
Проснулся — сел пить чай и уронил печенье в чашку. Печенье тут же размокло — вот незадача! Но это было лишь началом. Стал Клоун читать газету, а ничего не получается. И так ее повернет, и эдак, и на таком расстоянии к глазам поднесет, и на эдаком — буквы складываются в какую-то тарабарщину, на которой во Владивостоке никто не говорит (а вот по-английски — пожалуйста). Попросил жену взять газету и отступить. Потом еще. И еще. Пока она не оказалась на балконе. Ну, еще один шажочек, дорогая! Дорогая сделала еще один шажочек назад, упала с балкона и разбилась насмерть (тут зритель должен рассмеяться, да вот не смеется почему-то).
Стало горько клоуну, и пошел он к врачихе-психиатру. Взяла она с него 5 тысяч рублей (вы не ослышались, именно рублей, а не рупий или долларов) и сообщила, что у него депрессия (как будто он сам не знал об этом). Знакомая ситуация, не правда ли?
Ходил он к ней еще несколько раз, платя за каждый визит по 5 тысяч рублей. И вот получил долгожданный диагноз: "Ваша главная проблема — НИЧЕГО". То есть у меня вообще нет проблемы? Нет, проблема есть, и ваша проблема — НИЧЕГО.
Ну а, как говорил король Лир своей младшей дочери прямодушной Корделии: "Из ничего и выйдет ничего".
Вот с этого места и начинает проявляться в образе Клоуна безумный Лир, он же постаревший Шут, спутник несчастного короля, ибо шуты, говоря по правде, и были предтечами современных стандаперов, более крутыми, надо сказать, ибо могли выбрать своей жертвой любое сановное лицо, включая и Его Величество, рискуя при этом расстаться с головой.
Король Лир и Шут в одном лице. предоставлено организаторами III МТТФ
"Вам этого надо?" — вопрошает Клоун (он же Шут и стендапер) зрителей и обещает прилюдно снять штаны (ведь юмор ниже пояса сегодня в большом тренде). И начинает рассказывать трогательную историю про рождение своей дочери, про то, как здорово ему было чувствовать себя отцом, как он дарил ей подарки, возвращаясь домой из поездок, и как она однажды взяла чемодан и покинула отеческий дом, стала жить своей жизнью, добиваться успехов в своем деле, и не разу не позвонила ему, а когда он сам звонил, обещала перезвонить, но никогда не перезванивала. Один раз позвонила: попросить денег на покупку собственного дома. Он отослал ей все сбережения — всё, что копил на старость, а потом все деньги с проданного дома. И однажды явился к ней с чемоданом, чтобы погостить несколько дней в ее новом прекрасном доме. Но она не пустила его на порог. И тогда он проклял ее страшным проклятием короля Лира и сошел с ума.
И вот апофеоз спектакля: безумный Лир прилюдно снимает штаны. "Вы этого хотели?" Но никто не смеется. Потому что все хотят услышать настоящий голос короля Лира:
Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки! Лей, дождь, как из ведра и затопи Верхушки флюгеров и колоколен! Вы, стрелы молний, быстрые, как мысль, Деревья расщепляющие, жгите Мою седую голову! Ты, гром, В лепешку сплюсни выпуклость вселенной И в прах развей прообразы вещей И семена людей неблагодарных!.. Вопите, войте, войте! Вы из камня! Мне ваши бы глаза и языки — Твердь рухнула б!.. Она ушла навеки… Да что я, право, мертвой от живой Не отличу? Она мертвее праха. Не даст ли кто мне зеркала? Когда Поверхность замутится от дыханья, Тогда она жива.
Итак, о чем спектакль, созданный Раджатом Капуром и Винаем Патхаком? О том, что старики никому не нужны? Или о том, что в каждом из нас сидит свой Шут, выбирающий нас самих собственной жертвой? Или о том, какой театр нам нужен — то, где снимают штаны, или тот, где плачет король Лир?
29 сентября 2024 года Владивосток, пусть не весь, а крохотная часть его, свой выбор сделал. В пользу старого, как этот мир, несчастного Лира. Наверное, это хорошо.
Напомним, что Третий Международный Тихоокеанский театральный фестиваль (16+) проходит в столице Дальнего Востока при поддержке правительства Приморского края с 20 сентября по 6 октября. Программа отражает многообразие культурных и театральных традиций и нацелена на укрепление международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
В афише фестиваля для зрителей подготовлено 11 спектаклей разных жанров, созданных театральными деятелями из Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Германии, Индии, Канады, Китая, России и Японии. Они проходят на площадках Приморской сцены Мариинского театра (Большой зал, Малый зал), Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького и Приморского краевого драматического театра молодежи.
В рамках фестиваля также широко представлена Образовательная программа (16+), которая включает лекции и мастер-классы российских и зарубежных режиссеров, курсы по вокалу, фехтованию и актерскому мастерству.
Старт Международному Тихоокеанскому театральному фестивалю в Приморье дала председатель Правительства Приморского края Вера Щербина. Он организован по государственной программе развития этого искусства на Дальнем Востоке, которая стартовала в 2019 году. Ее инициатором выступили Государственный театр наций и его художественный руководитель Евгений Миронов, проект поддержал Президент России Владимир Путин.
По словам губернатор Приморского края Олега Кожемяко, фестиваль стал новой визитной карточкой культурной жизни Приморья.