Сегодня культурную жизнь Владивостока невозможно представить без картинных галерей. При этом долгое время арт-пространство города представляла Приморская государственная картинная галерея, открывшая свои двери для первых посетителей в 1966 году (не так много времени осталось до ее 70-летия, и рассказ о ней еще впереди). Спустя четверть века во Владивостоке стали появляться первые частные картинные галереи современного искусства. О двух первых — "Артэтаже" и "Арке" — ИА PrimaMedia рассказывает в этом материале с надеждой, что продолжение следует.
Центр современного искусства "Артэтаж"
Это сейчас ЦСИ "Артэтаж" обрел свое постоянное место по адресу: целых два адреса: ул. Адмирала Фокина, 25 и Океанский проспект, 9 (адреса два, а здание одно — дом Демби, одна из главных архитектурных достопримечательностей Владивостока). В былые времена галерее приходилось, что называется, скитаться, или, как сейчас принято говорить, менять локации.
Справка. Центр современного искусства "Артэтаж" создан на базе общественного Фонда культуры "Сотрудничество" и галереи "Артэтаж", основанных во Владивосток в 1990 году. Располагает коллекцией ведущих дальневосточных художников 1970-90 годов, а также современными произведениями российских и зарубежных художников. В конце 2021 года "Артэтаж" обрел независимый статус — Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр современного искусства "Артэтаж" (МБУК "ЦСИ "Артэтаж"). Главная цель Центра — развитие и популяризация отечественного и приморского современного искусства, его интеграция в мировой художественный контекст.
— Название "Артэтаж" я придумал, и горжусь этим. В пику Эрмитажу, кстати. Я об этом даже Пиотровскому сказал у него в кабинете. Посмеялись, — рассказывает отец-основатель "Артэтажа" Александр Городний (Пиотровский Михаил Борисович — советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, организатор музейного дела; доктор исторических наук, профессор; с 1992 года — директор Государственного Эрмитажа — Ред.).
Александр Городний. ИА PrimaMedia
Первая площадка "Артэтажа" была в ТЮЗе при Анисимове (Леонид Анисимов — художественный руководитель Приморского театра юного зрителя с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов; при нем, в 1992 году, ТЮЗ был переименован в Камерный театр драмы — Ред.).
— Там мы занимали репетиционный зал по договору с ТЮЗом. Туда я собрал художников, с кем я намерен был работать, художников группы "Владивосток" и группы "Штиль". В общем, речь шла о художниках, обойденных вниманием, и художниках-авангардистах, которых не совсем радостно принимал Союз художников СССР. Я был знаком с некоторыми из них, потом, естественно, познакомился уже со всеми и решил, что они достойны большего, — вспоминает Александр Городний.
Первая выставка неформальных художников Владивостока была организована Городним в 1990 году в Москве, в престижном Московском дворце молодежи. Выставка называлась просто — "Владивосток". На ней было представлено около 100 работ, включая скульптуры Геннадия Ненаживина.
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
— Я был уверен в наших художниках, и у нас были очень были хорошие отзывы в Москве. Нас оставляли там, предлагали какие-то выставки, даже в Берлине. Но у нас уже наметились связи в Америке и Японии. Потом я даже и голландцев приглашал во Владивосток — в 1993 году состоялась большая выставка "Владивосток-Роттердам". К нам потянулись с выставками художники с Запада, из-за границы. Естественно было и встречное движение, работы приморских художников по достоинству оценили в США, Японии, Индии, Италии, Голландии. В общем, выяснилось, что наши художники соответствуют мировому уровню и их работы не стыдно показывать на лучших площадках за рубежом. У нас сложились добрые отношения с галеристами и музейщиками, и мы стали обмениваться выставками, — продолжает Александр Городний.
В 1992 году "Артэтаж" перебрался на первый этаж здания краевой администрации и в течение 10-ти находился там. Это было очень хорошее место в плане узнаваемости и посещаемости. Тогда же "Артэтаж" юридически был оформлен как фонд культуры и товарищество с ограниченной ответственностью "Галерея современного искусства". Причем в Москве галереи современного искусства только-только стали появляться, а во Владивостоке это уже было.
— Когда я начал работать как галерист, мы побывали с выставками и в таких небольших городах, как Тояма и Ниигата, которые гораздо меньше, чем Владивосток. Но у них были свои музеи современного искусства, где, например, рядом с картинами Пикассо, Шагала, Матисса, в общем, с признанной классикой ХХ века (там и наш Давид Бурлюк был) располагались картины местных художников. Естественно я захотел, чтобы во Владивостоке было нечто подобное, не хуже, поскольку наш город действительно интересен и достоин этого. И я стал собирать работы. Что-то покупал. Плюс еще что-то с выставок — приезжали наши художники с запада страны, из Сибири, из Хабаровска. Нам очень хорошо помогали спонсоры: пароходство, "Владивосток Авиа", банки. Это и доставка выставок, и льготные билеты, и печать буклетов к выставкам, — рассказывает Александр Городний.
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia
За 34 года своего существования "Артэтаж" сменил шесть площадок. Одна из самых интересных располагалась на улице Аксаковской, 12, в здании Научной библиотеки ДВГТУ (сейчас в это здании находится Мультимедийный исторический парк "Россия — Моя история").
— Отличное место было. Туристы приезжали на видовую площадку, а мы рядом. Когда строили мост, мы сделали специальную площадку-стоянку для автобусов. К нам туристы пачками ходили. Три зала со стеклянными потолками площадью 1200 квадратных метров — это было замечательно, вспоминает Александр Городний.
Именно здесь, благодаря большой площади, удалось выставить две знаменитые панорамы Владивостока (вид с сопки Крестовой и вид из окна квартиры художника на улице Кирова) с общей длиной 33 метра, выполненные признанным мастером архитектурного пейзажа, одним из старейших приморских художников Владленом Камовским (1937 — 2021).
Во Владивостоке выставлялись известные зарубежные художники Росс Коутс, Лари Рэндал, Мариэль Онодера, Омиа Масаро, Ёсио Мураками и многие другие, теперь их работы находятся в коллекции "Артэтажа".
"Артэтаж" заслуженно можно назвать вторым домом целой плеяды приморских художников-авангардистов: Виктор Федоров и Юрий Собченко, Александр Пырков и Виктор Шлихт, Рюрик Тушкин и Федор Морозов, Валерий Ненаживин и Андрей Камалов, Евгений Макеев и Виктор Серов, Ильяс Зинатулин и Владимир Старовойтов, Сергей Симаков и Джон Кудрявцев, Александр Арсененко и Владимир Погребняк, Лидия Козьмина и Михаил Павин… Иных уже нет, а те — далече…
И вот сегодняшняя площадка в "доме Демби". Зал для постоянной выставки, несколько залов для временных и персональных выставок: живопись, графика, фотография и многое другое. Место, где рады всем: и художникам, и зрителям.
Галерея современного искусства "Арка"
Это не шутка — так оно и есть на самом деле: галерея "Арка" была открыта во Владивостоке 1 апреля 1995 года. Правда, не там, где она сейчас находится, то есть в уютном дворике исторической части города, именуемой "Миллионкой", по улице Светланской, 5. А Доме культуры железнодорожников, в мастерской известного приморского художника-авангардиста Сергея Симакова, на тот момент одного из членов группы молодых владивостокских художников нонконформистов "Штиль".
— Сейчас достаточно трудно оглянуться назад и понять, откуда взялась идея галереи. Но история интересная и достаточно длительная получилась, — вспоминает создатель и директор галереи современного искусства "Арка" Вера Глазкова. — Во-первых, конечно, большую роль в осознании того, что нужно создать галерею, сыграла искусствовед Марина Куликова. Мы с ней дружили. Жили в одном доме. Марина работала в Приморской государственной картинной галерее. Я в начале 90-х годов работала в ДВО РАН, в институте биоорганической химии. Время было какое-то непонятное время, и поскольку изобразительное искусство мне было не чуждо, я подумала, а не открыть ли свою собственную галерею.
Вера Глазкова. ИА PrimaMedia
В обсуждении идеи приняли участие художники — знакомые Марины Куликовой, в первую очередь Сергей Симаков, Андрей Камалов, Михаил Павин, Александр Пырков. Идея галереи обсуждалась, обкатывалась, что называется, бралась на зуб. В итоге 1 апреля 1995 года в ДКЖД открылась первая экспозиция, в которой были представлены работы Александра Пыркова, Сергея Симакова, Андрея Камалова и Виктора Федорова. Сейчас они стали признанными мастерами, а тогда были мало известные широкой публике представители приморского андеграунда.
— В первую очередь меня привлекало не создание некого салона, который бы просто занимался реализацией произведений искусства, картин, графики, живописи, а интересовало участие в художественной жизни города. Мне хотелось серьезного общения, презентации художников на других серьезных интересных площадках, меня интересовал именно этот путь, — рассказывает Вера Глазкова.
В конце 1996 года на семейные средства было приобретено нынешнее помещение на Светланской, 5. Это была самая обычная коммунальная квартира, и потребовались определенные усилия по ее превращению в объект культурного назначения, говоря официальным языком.
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Первая выставка на Светланской, 5 состоялась 28 декабря 1997 года. В мае 1998 года в новой для города галерее современного искусства прошла довольно резонансная выставка работ Сергея Симакова. "Арка" начала свой путь к сердцам любителей современного искусства.
— Даже после его открытия мы еще долго не могли понять, в каком направлении нам двигаться. Я изучала опыт московских коллег, много читала о зарубежных галереях. Контакты со столичными коллегами, в частности с Еленой Силиной, директором галереи, мне во многом помогли. В 1999 году она приезжала во Владивосток с целью выбрать художников, которые приняли бы участие в выставке "Культурный герой XXI века". Эта была большая российская выставка, в которой участвовали художники, музыканты, современный театр. Из Владивостока на выставку поехало четверо. С того момента я вошла в московскую жизнь галерей и четко для себя определила, что я буду делать во Владивостоке. Я выбрала для себя золотую середину, решив заниматься современным искусством, продвигать новых и интересных художников, не забывая при этом традиционную приморскую школу живописи с уже состоявшимися художниками, — рассказывает Вера Глазкова.
За годы существования "Арки" в галерее состоялось немало интересных выставок, расширяющих горизонты нашего восприятия современного искусства.
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia
Живопись, графика, фотография, инсталляция, многое другое; неоклассика и современный арт с элементами искусственного интеллекта; разнообразие направлений и жанров — "Арка" действительно оправдывает свое название: сюда можно просто зайти, прогуливаясь по Светланской, и внезапность связи реального мира с творческим миром того или иного автора всегда завораживает.
Справка. Галерея "Арка" создана по частной инициативе в апреле 1995 года. Учредители галереи: Глазков Сергей Прокопьевич (1956 — 2021) и Глазкова Вера Евгеньевна. Первые три года устроители галереи проводили выставки художников в различных залах города и занимались формированием коллекции произведений искусства. В декабре 1997 года открылся выставочный зал галереи, расположенный в центре Владивостока. Галерея "Арка" представляла творчество известных российских и региональных художников на международных ярмарках. В контексте культурного международного сотрудничества были проведены выставки художников из Франции, Германии, Республики Корея, КНР, Японии, США, Бельгии во Владивостоке. Коллекция произведений искусства, собранных "Аркой" насчитывает сегодня более 300 единиц хранения.