Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

02:05, 22.07.2024

История галерей Владивостока. Продолжение следует

Сегодня культурную жизнь Владивостока невозможно представить без картинных галерей. При этом долгое время арт-пространство города представляла Приморская государственная картинная галерея, открывшая свои двери для первых посетителей в 1966 году (не так много времени осталось до ее 70-летия, и рассказ о ней еще впереди). Спустя четверть века во Владивостоке стали появляться первые частные картинные галереи современного искусства. О двух первых — "Артэтаже" и "Арке" — ИА PrimaMedia рассказывает в этом материале с надеждой, что продолжение следует.

Центр современного искусства "Артэтаж"

Это сейчас ЦСИ "Артэтаж" обрел свое постоянное место по адресу: целых два адреса: ул. Адмирала Фокина, 25 и Океанский проспект, 9 (адреса два, а здание одно — дом Демби, одна из главных архитектурных достопримечательностей Владивостока). В былые времена галерее приходилось, что называется, скитаться, или, как сейчас принято говорить, менять локации.

Справка. Центр современного искусства "Артэтаж" создан на базе общественного Фонда культуры "Сотрудничество" и галереи "Артэтаж", основанных во Владивосток в 1990 году. Располагает коллекцией ведущих дальневосточных художников 1970-90 годов, а также современными произведениями российских и зарубежных художников. В конце 2021 года "Артэтаж" обрел независимый статус — Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр современного искусства "Артэтаж" (МБУК "ЦСИ "Артэтаж"). Главная цель Центра — развитие и популяризация отечественного и приморского современного искусства, его интеграция в мировой художественный контекст.

— Название "Артэтаж" я придумал, и горжусь этим. В пику Эрмитажу, кстати. Я об этом даже Пиотровскому сказал у него в кабинете. Посмеялись, — рассказывает отец-основатель "Артэтажа" Александр Городний (Пиотровский Михаил Борисович —  советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, организатор музейного дела; доктор исторических наук, профессор; с 1992 года — директор Государственного Эрмитажа — Ред.).

Александр Городний. ИА PrimaMedia

Первая площадка "Артэтажа" была в ТЮЗе при Анисимове (Леонид Анисимов — художественный руководитель Приморского театра юного зрителя с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов; при нем, в 1992 году, ТЮЗ был переименован в Камерный театр драмы — Ред.).

— Там мы занимали репетиционный зал по договору с ТЮЗом. Туда я собрал художников, с кем я намерен был работать, художников группы "Владивосток" и группы "Штиль". В общем, речь шла о художниках, обойденных вниманием, и художниках-авангардистах, которых не совсем радостно принимал Союз художников СССР. Я был знаком с некоторыми из них, потом, естественно, познакомился уже со всеми и решил, что они достойны большего, — вспоминает Александр Городний.

Первая выставка неформальных художников Владивостока была организована Городним в 1990 году в Москве, в престижном Московском дворце молодежи. Выставка называлась просто — "Владивосток". На ней было представлено около 100 работ, включая скульптуры Геннадия Ненаживина.

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

— Я был уверен в наших художниках, и у нас были очень были хорошие отзывы в Москве. Нас оставляли там, предлагали какие-то выставки, даже в Берлине. Но у нас уже наметились связи в Америке и Японии. Потом я даже и голландцев приглашал во Владивосток — в 1993 году состоялась большая выставка "Владивосток-Роттердам". К нам потянулись с выставками художники с Запада, из-за границы. Естественно было и встречное движение, работы приморских художников по достоинству оценили в США, Японии, Индии, Италии, Голландии. В общем, выяснилось, что наши художники соответствуют мировому уровню и их работы  не стыдно показывать на лучших площадках за рубежом. У нас сложились добрые отношения с галеристами и музейщиками, и мы стали обмениваться выставками, — продолжает Александр Городний.

В 1992 году "Артэтаж" перебрался на первый этаж здания краевой администрации и в течение 10-ти находился там. Это было очень хорошее место в плане узнаваемости и посещаемости. Тогда же "Артэтаж" юридически был оформлен как фонд культуры и товарищество с ограниченной ответственностью "Галерея современного искусства". Причем в Москве галереи современного искусства только-только стали появляться, а во Владивостоке это уже было.

— Когда я начал работать как галерист, мы побывали с выставками и в таких небольших городах, как Тояма и Ниигата, которые гораздо меньше, чем Владивосток. Но у них были свои музеи современного искусства, где, например, рядом с картинами Пикассо, Шагала, Матисса, в общем, с признанной классикой ХХ века (там и наш Давид Бурлюк был) располагались картины местных художников. Естественно я захотел, чтобы во Владивостоке было нечто подобное, не хуже, поскольку наш город действительно интересен и достоин этого. И я стал собирать работы. Что-то покупал. Плюс еще что-то с выставок — приезжали наши художники с запада страны, из Сибири, из Хабаровска. Нам очень хорошо помогали спонсоры: пароходство, "Владивосток Авиа", банки. Это и доставка выставок, и льготные билеты, и печать буклетов к выставкам, — рассказывает Александр Городний.

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

image

Владивостокский "Артэтаж". Фото: ИА PrimaMedia

За 34 года своего существования "Артэтаж" сменил шесть площадок. Одна из самых интересных располагалась на улице Аксаковской, 12, в здании Научной библиотеки ДВГТУ (сейчас в это здании находится Мультимедийный исторический парк "Россия — Моя история").

— Отличное место было. Туристы приезжали на видовую площадку, а мы рядом. Когда строили мост, мы сделали специальную площадку-стоянку для автобусов. К нам туристы пачками ходили. Три зала со стеклянными потолками площадью 1200 квадратных метров — это было замечательно, вспоминает Александр Городний.

Именно здесь, благодаря большой площади, удалось выставить две знаменитые панорамы Владивостока (вид с сопки Крестовой и вид из окна квартиры художника на улице Кирова) с общей длиной 33 метра, выполненные признанным мастером архитектурного пейзажа, одним из старейших приморских художников Владленом Камовским (1937 — 2021).

Во Владивостоке выставлялись известные зарубежные художники Росс Коутс, Лари Рэндал, Мариэль Онодера, Омиа Масаро, Ёсио Мураками и многие другие, теперь их работы находятся в коллекции "Артэтажа".

"Артэтаж" заслуженно можно назвать вторым домом целой плеяды приморских художников-авангардистов: Виктор Федоров и Юрий Собченко, Александр Пырков и Виктор Шлихт, Рюрик Тушкин и Федор Морозов, Валерий Ненаживин и Андрей Камалов, Евгений Макеев и Виктор Серов, Ильяс Зинатулин и Владимир Старовойтов, Сергей Симаков и Джон Кудрявцев, Александр Арсененко и Владимир Погребняк, Лидия Козьмина и Михаил Павин… Иных уже нет, а те — далече…

И вот сегодняшняя площадка в "доме Демби". Зал для постоянной выставки, несколько залов для временных и персональных выставок: живопись, графика, фотография и многое другое. Место, где рады всем: и художникам, и зрителям.

Галерея современного искусства "Арка" 

Это не шутка — так оно и есть на самом деле: галерея "Арка" была открыта во Владивостоке 1 апреля 1995 года. Правда, не там, где она сейчас находится, то есть в уютном дворике исторической части города, именуемой "Миллионкой", по улице Светланской, 5. А Доме культуры железнодорожников, в мастерской известного приморского художника-авангардиста Сергея Симакова, на тот момент одного из членов группы молодых владивостокских художников нонконформистов "Штиль".  

— Сейчас достаточно трудно оглянуться назад и понять, откуда взялась идея галереи. Но история интересная и достаточно длительная получилась, — вспоминает создатель и директор галереи современного искусства "Арка" Вера Глазкова. — Во-первых, конечно, большую роль в осознании того, что нужно создать галерею, сыграла искусствовед Марина Куликова. Мы с ней дружили. Жили в одном доме. Марина работала в Приморской государственной картинной галерее. Я в начале 90-х годов работала в ДВО РАН, в институте биоорганической химии. Время было какое-то непонятное время, и поскольку изобразительное искусство мне было не чуждо, я подумала, а не открыть ли свою собственную галерею.

ИА PrimaMedia

Вера Глазкова. ИА PrimaMedia

В обсуждении идеи приняли участие художники — знакомые Марины Куликовой, в первую очередь Сергей Симаков, Андрей Камалов, Михаил Павин, Александр Пырков. Идея галереи обсуждалась, обкатывалась, что называется, бралась на зуб. В итоге 1 апреля 1995 года в ДКЖД открылась первая экспозиция, в которой были представлены работы Александра Пыркова, Сергея Симакова, Андрея Камалова и Виктора Федорова. Сейчас они стали признанными мастерами, а тогда были мало известные широкой публике представители приморского андеграунда.

— В первую очередь меня привлекало не создание некого салона, который бы просто занимался реализацией произведений искусства, картин, графики, живописи, а интересовало участие в художественной жизни города. Мне хотелось серьезного общения, презентации художников на других серьезных интересных площадках, меня интересовал именно этот путь, — рассказывает Вера Глазкова.

В конце 1996 года на семейные средства было приобретено нынешнее помещение на Светланской, 5. Это была самая обычная коммунальная квартира, и потребовались определенные усилия по ее превращению в объект культурного назначения, говоря официальным языком.

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

Первая выставка на Светланской, 5 состоялась 28 декабря 1997 года. В мае 1998 года в новой для города галерее современного искусства прошла довольно резонансная выставка работ Сергея Симакова. "Арка" начала свой путь к сердцам любителей современного искусства.

— Даже после его открытия мы еще долго не могли понять, в каком направлении нам двигаться. Я изучала опыт московских коллег, много читала о зарубежных галереях. Контакты со столичными коллегами, в частности с Еленой Силиной, директором галереи, мне во многом помогли. В 1999 году она приезжала во Владивосток с целью выбрать художников, которые приняли бы участие в выставке "Культурный герой XXI века". Эта была большая российская выставка, в которой участвовали художники, музыканты, современный театр. Из Владивостока на выставку поехало четверо. С того момента я вошла в московскую жизнь галерей и четко для себя определила, что я буду делать во Владивостоке. Я выбрала для себя золотую середину, решив заниматься современным искусством, продвигать новых и интересных художников, не забывая при этом традиционную приморскую школу живописи с уже состоявшимися художниками, — рассказывает Вера Глазкова.

За годы существования "Арки" в галерее состоялось немало интересных выставок, расширяющих горизонты нашего восприятия современного искусства.

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

image

Место встречи — "Арка". Фото: ИА PrimaMedia

Живопись, графика, фотография, инсталляция, многое другое; неоклассика и современный арт с элементами искусственного интеллекта; разнообразие направлений и жанров — "Арка" действительно оправдывает свое название: сюда можно просто зайти, прогуливаясь по Светланской, и внезапность связи реального мира с творческим миром того или иного автора всегда завораживает.

Справка. Галерея "Арка" создана по частной инициативе в апреле 1995 года. Учредители галереи: Глазков Сергей Прокопьевич (1956 — 2021) и Глазкова Вера Евгеньевна. Первые три года устроители галереи проводили выставки художников в различных залах города и занимались формированием коллекции произведений искусства. В декабре 1997 года открылся выставочный зал галереи, расположенный в центре Владивостока. Галерея "Арка" представляла творчество известных российских и региональных художников на международных ярмарках. В контексте культурного международного сотрудничества были проведены выставки художников из Франции, Германии, Республики Корея, КНР, Японии, США, Бельгии во Владивостоке. Коллекция произведений искусства, собранных "Аркой" насчитывает сегодня более 300 единиц хранения.

Ключевые слова: Наука и технологии
Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 57

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.