Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

02:00, 10.06.2024

Мечта длиною в 20 лет: как два летчики добились открытия Музея авиации в Арсеньеве

Мечта длиною в 20 лет: как два летчики добились открытия Музея авиации в Арсеньеве

Где еще быть Дальневосточному музею авиации, как не в городе авиастроителей Арсеньеве? Открылся он недавно — в 2021 году. Таким образом была доведена до конца идея двух энтузиастов — нынешнего директора музея Анатолия Бортника и его друга Михаила Сукача, к сожалению, ушедшего из жизни задолго до открытия — в 2012 году. Оба — бывшие командиры воздушных судов, оба были членами летно-транспортного отряда завода "Прогресс".

Анатолий Бортник

Анатолий Бортник. Фото: ИА PrimaMedia

По сути, это воплотившаяся мечта людей, которые  живут самолетами и всем, что с ними связано. Именно такие идеи, спущенные не сверху, и идущие от души, надолго и прочно вплетаются в ткань времени и места. ИА PrimaMedia побывало здесь в рамках проекта "Портреты приморской цивилизации" (0+).

Идея родилась больше 20 лет назад. Как водится, чтобы ее реализовать, пришлось пройти трудный путь через бюрократические дебри, недостаток средств, постучать в десятки дверей и применить настоящую военную смекалку. Когда столкнулись с первыми отказами, поняли, что надо заработать авторитет в глазах власти. Решили начать с малого — поставить вертолет Ми-24 у ДК "Прогресс". Машина нашлась в Черниговке. Однако ее еще надо было как-то доставить. Только на это ушло 4,5 года обивания самых разных порогов, вплоть до Минобороны. Но дело было сделано.

Памятник Ми-24 у ДК

Памятник Ми-24 у ДК "Прогресс". Фото: ИА PrimaMedia

Завязались контакты с мэрией. Когда город посетил экс-губернатор Владимир Миклушевский, с помощью мэра удалось добиться небольшого разговора, донести до него идею, объяснить необходимость музея авиатехники. Губернатор согласился. Только посоветовал, чтобы получить краевую субсидию, сначала оформить все экспонаты в собственность вместе с земельным участком. После того, как все это было сделано, Миклушевский объявил о сложении полномочий и убыл в Москву. А у энтузиастов остались во владении обещания и заболоченный земельный участок, за который еще надо было платить 40 тысяч рублей налога в год. Благо, что завод, которым руководил тогда Юрий Денисенко, не оставлял ветеранов в беде.

По-настоящему повезло только в 2018 году, когда врио губернатора Приморья стал Олег Кожемяко. В конце года он объехал почти весь край с предвыборным турне, не забыв про Арсеньев.

"На общегородском собрании губернатору начали задавать проблемные вопросы, и я поднял руку. Рассказал ему вкратце, что мы выполнили требования администрации по земле, по экспонатам — всё как есть. И объяснил, что всё это создаётся с целью патриотического воспитания, сохранения исторической памяти, профориентации, что крайне необходимо для "Прогресса".

Патриотизм — это любовь к Родине. Но любовь должна быть взаимной, не так ли? — спросил я у губернатора. Олег Кожемяко все понял, сказал, что после собрания у него будет совещание с городскими руководителями, и пригласил меня. Пообещал решить вопрос. Вот таким образом мы и решили".

Стоит ли посетить этот музей? Не то слово! Во-первых, где еще вы увидите в такой близи и кучности Як-40, Ту-134, Су-24, Су-25, Су-27. ИЛ-14, МиГ-15УТИ и другие самолеты. А Ан-8 — вообще большая редкость. В России осталось четыре таких машины. На реставрации находятся Ан-2 и МиГ-23.

Практически во все воздушные судна есть доступ — можно посидеть в кабине, повертеть штурвалом, нажать на красную кнопку, чтобы она не означала, пощелкать тумблерами. Но главное не это, а люди, которые здесь работают. В машинах они знают каждую деталь и поделятся с вами не только их историей, но и историями из личного опыта. И даже расскажут, как поднять этих гигантов в небо.

Сергей Супроненко отслужил военным летчиком почти 25 лет. Был штурманом самолета-разведчика Су-24МР. Сейчас на пенсии. Такого интересного экскурсовода надо еще поискать — он знает о воздушных судах все, а для тех, кто едва знаком с техникой, может рассказать свой предмет так толково, что волей-неволей захочешь изучать его самостоятельно.

Сергей Супроненко — летчик со стажем. Знает о самолетах все.

Сергей Супроненко — летчик со стажем. Знает о самолетах все.. Фото: ИА PrimaMedia

Мы попросили показать самые яркие экспонаты.

— Да они все яркие, — говорит Сергей, и оказывается прав.

Он показывает ракету П-15, стоящую в самом начала экспозиции. Казалось бы, ракета и ракета.  Но она, в какой-то мере, сделала Арсеньев таким, какой он есть сейчас.

Можно посидеть у ракеты, с которой началась история большого Арсеньева

Можно посидеть у ракеты, с которой началась история большого Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia

Завод "Прогресс" был основан в 1936 году как авиаремонтное предприятие. В 1941 году начал выпускать самолеты УТ-2 — основной на тот момент учебный самолет для военно-воздушных сил в плане истребительной авиации. В 1948 переключился на выпуск Як-18. Почему тогда завод носит имя Николая Ивановича Сазыкина, который возглавил предприятие только в 1959 году? Ответ прост — именно он добился получения госзаказа на изготовление ракет. После этого начался период взрывного роста городского населения. В 1959 в Арсеньеве жило 26 тысяч человек, через восемь лет — уже 41 тысяча. Динамика сохранялась вплоть до 1992 года (72 тысячи). Можно сказать, что Арсеньев сложился как город благодаря полученном оборонзаказу.

Ми-34 — вертолет с неудавшейся судьбой. Считается спортивным — его делали для ДОСААФ. Первый полет произведен в 1986-м году. Крутит весь пилотаж. Его даже показывали на парижском авиасалоне в Ле Бурже. До распада Советского Союза было выпущено 27 штук. 10 в Москве и 17 в Арсеньеве.

Дальневосточный музей авиации

Дальневосточный музей авиации. Фото: ИА PrimaMedia

"Самый крупный заказ поступил из Нигерии — страна купила 6 вертолетов, которые потом продали в Новую Зеландию. Для спортивного вертолета у него слабый двигатель, небольшая скорость — 180 км в час, небольшая дальность полета", — рассказывает экскурсовод.

После распада СССР судьба машины закончилась. Для санитарных нужд у него малая кабина. Хотели сделать его патрульным вертолетом, но в эксплуатации он дороже американского Робинсона. Не выдержал, в общем, конкуренции. Возобновить его в коммерческой модификации стараются в Ростове. Но это уже четвертая или пятая попытка — дай бог получится.

Один из гвоздей программы — среднемагистральный самолет Як-40, подаренный музею бывшим гендиректором "Владивосток Авиа" Владимиром Александровичем Сайбелем. Фишка в том, что машина полностью исправна, просто исчерпала свой летный ресурс. Ну а так, если заправить, то, в принципе, может и взлететь. Аккумуляторы еще подзарядить, да жидкости поменять. Правда, самолет стоит с пустыми баками, а рабочую технику надо хранить с полными.

imageimage

"Запускаешь двигатель, выруливаешь на взлетную полосу, — рассказывает Сергей, подкрепляя слова манипуляциями на приборной панели. — Переводишь двигатели во взлётный режим, отпускаешь тормоза, выдерживаешь направление педалями. При достижении скорости подъема тянешь ручку на себя, самолет начинает поднимать нос. При создании взлётного угла в 10−12 градусов, ручкой управления фиксируешь угол и продолжаешь разбег. По достижении скорости отрыва самолет начнет отходить от земли. На высоте 10 метров убираешь шасси, и на высоте 100 метров убираешь механизацию. Так это, по крайней мере, работает на Су-24. Як-40 я не управлял, но принцип такой же".

— А пересесть с одного самолета на другой так же просто, как с одной машины на другую? — спрашиваю.

— Нет, конечно, — говорит экскурсовод. — Ты должен пройти теоретическое и практическое переучивания. Вообще, летная подготовка состоит из 4 видов — техника пилотирования, воздушная навигация, боевое применение и летно-тактическая подготовка. Последние два — это только для военных. Техника пилотирования — это основа, это взлет-посадка, полет по кругу, полет в зону, на пилотаж, а у штурманов, соответственно, воздушная навигация. То есть полет по маршруту. Если ты выполнил полет и воздушную навигацию на самолете, считаешься уже переученным. Сейчас не знаю, сколько это по времени. Раньше 45 суток было".

И так вопрос за вопросом, экспонат за экспонатом ты получаешь знания и об Арсеньеве, и о заводе, и о самолетах.

"Вот что такое самолёт? — рассуждает Анатолий Бортник. — Самолёт — это концентрированное выражение научно-технологической зрелости, экономической состоятельности государства. Не каждая страна может его построить".

Директор музея уже давно из человек непубличного превратился в городского просветителя. Часто он проводит лекции со школьниками в Арсеньеве.

"Я задавал детям такой вопрос — какой самый ценный ресурс государства? Отвечали, что железная руда, нефть, газ и прочее. И вот одна девочка поднимает руку и говорит — люди. Какая же замечательная девочка. Правильно — люди, — говорит Анатолий Бортник. — Так вот я им говорю, какого качества этот ресурс будет, такова судьба нашего государства. А вам в этом государстве жить, вам его строить. Если вы будете образованными, широко развитыми культурными людьми, то и вас уважать будут, к вам будут прислушаться, вам будет под силу любое дело".

Напомним, что ИА PrimaMedia начинает проект "Портреты приморской цивилизации" (0+). Мы решили заново открыть города и районы края, чтобы совместить исторический контекст территорий с актуальным. Первым делом — показать неравнодушных людей, энтузиастов и активистов, которые делают мир вокруг интереснее и немного лучше. Что здесь искали и находили первые поселенцы, что ищем и чем запомнимся потомкам мы сами? Первым пунктом назначения стал Чугуевский округ.

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 33

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.