Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

06:10, 07.06.2024

Портреты приморской цивилизации. Чугуевский округ и люди. Часть 1

Портреты приморской цивилизации. Чугуевский округ и люди. Часть 1

ИА PrimaMedia начинает проект "Портреты приморской цивилизации" (0+). Мы решили заново открыть города и районы края, чтобы совместить исторический контекст территорий с актуальным. Первым делом — показать неравнодушных людей, энтузиастов и активистов, которые делают мир вокруг интереснее и немного лучше. Что здесь искали и находили первые поселенцы, что ищем и чем запомнимся потомкам мы сами?

Первый пункт назначения — Чугуевский округ. По дороге есть три проблемных участка. В районе Кипарисово — там идет реконструкция дороги. Ивановка-Лубянка — участок в 10 километров, где частично сняли асфальт, а там, где не сняли, попадаются ямы-ловушки. Из-за неровности полотна они иногда выскакивают прямо перед машиной, без возможности маневра (автослесари в Ивановке не имеют недостатка в клиентах). И перевал перед Уссури. Асфальт там есть, но временами напоминает стиральную доску.  

Много интересных мест и людей можно встретить по пути.

Музей женьшеня

Староварваровка (близ Анучино). Музей женьшеня. Мы стоим у стенда, расположенного в центре главного зала. Заведующая музеем вынимает оттуда банку, в которой теснится гигантский 419-граммовый корень.

Корень женьшеня в 419 грамм

Корень женьшеня в 419 грамм. Фото: ИА PrimaMedia

"А много это или мало?", — приходит в голову. Захожу в телефон, читаю — на выставке в китайском городе Чанчуне (столице провинции Цзилинь) продали 80-граммовый высушенный корень за 10 млн юаней (более 1,4 млн долларов). Гуглю дальше — в Китае найден самый древний в мире корень, возрастом несколько сотен лет и весом в 600 грамм. Куплен за какие-то безумные деньги фармацевтической компанией. В Корее корень в 80 грамм продан за 100 тысяч долларов. И так далее.

"Орхидея Александра", — с гордостью произносит музейный работник. Такое название дали экспонату в 1980-е годы. Нашел и выкопал его чугуевский лесничий Александр Курико. Примерный возраст — от 200 до 300 лет. Беглый взгляд на другие экспонаты дает понимание, что им для пущего эффекта не хватает табличек с оценочной стоимостью. Здесь много конкурентов китайского гиганта и по весу, и по возрасту, и по цене. И все это природное богатство скрыто в маленьком поселке около Анучино. Сейчас, конечно, по прошествии многих лет в формалине, они имеют исключительно культурно-историческую ценность.

Когда-то в Староварваровке работал совхоз "Женьшень". Чем там занимались, явствует из названия — культивировали "корни жизни". Совхоз был единственным таким предприятием на весь СССР. Работал в тесной связке со Всесоюзным институтом лекарственных трав. Активно шло изучение флоры Приморского края на предмет фармацевтической пользы. Поэтому выращивали не только женьшень, но и мяту, тысячелистник, хвощ, прочие дикоросы.

Здесь добывалось сырье для различных советских БАДов и лекарств. Единственное, чем совхоз занимался самостоятельно — делал ментол. Но главное направление — женьшень.

Первые посадки состоялись в 1961 году, а первый урожай — только в 1966. Чтобы женьшень достиг товарного состояния, ему нужно провести около 5-6 лет в земле, если речь идет о "тепличной" среде. В природе, как правило, нужно ждать в два раза дольше. Но и живет окультуренный женьшень не больше 20 лет. Его дикий собрат может жить сотни лет, тихонечко подрастая даже в режиме сна.

По традиции, в 90-е годы судьба совхоза надломилась, а в начале 2000-х, когда не было ни инвесторов, готовых вложиться в производство продукта, ни фармацевтических компаний, куда этот продукт можно было бы сбыть, его история закончилась банкротством. Сейчас о легендарном предприятии напоминают лишь заброшенное здание, стела на въезде, единственный на Дальнем Востоке памятник женьшеню и одноименный музей. Слава богу, работающий.

Музей расположился в пристройке к детскому саду — в отдельном корпусе на первом этаже. Второй этаж здания пустует. Детей в селе с годами больше не становится.

"Сюда приезжают и школьники, и гости из Владивостока. Из Москвы бывают посетители. Даже из-за границы", — говорит Татьяна, продолжая показывать экспонаты.

image

Музей женьшеня расположился на здании детского сада. Фото: ИА PrimaMedia

image

Музей женьшеня расположился на здании детского сада. Фото: ИА PrimaMedia

image

Музей женьшеня. Фото: ИА PrimaMedia

image

Музей женьшеня. Фото: ИА PrimaMedia

image

Красное знамя передовиков производства. Фото: ИА PrimaMedia

Большой интерес привлекла сеялка, которую крепили к трактору. Одно время женьшень садили вручную, по зернышку. А потом советская делегация отправилась в Корею для обмена опытом и увидела там инструмент автоматизации производства. И не просто увидела, а подглядела и творчески переосмыслила, соорудив в совхозе то же самое из подручных средств.

"Можем же, когда захотим!", — подумалось вдруг.

Та самая сеялка под женьшень

Та самая сеялка под женьшень. Фото: ИА PrimaMedia

Предприятие занималось не только окультуриванием лекарственных растений, но и наукой, о чем свидетельствует другой экспонат — стеклянный ящик, где экстракт корня тестировался на мышах. В ящике несколько отсеков, через которые снизу вверх протянуты бесконечные канаты. Зверек взбирается по веревке, перекинутой через блок, пока не упадет без сил. Этакая беговая дорожка, только не горизонтальная, а вертикальная. К блокам приделан счетчик. Одним мышкам давали тонизирующее питание, других оставляли без допинга, и смотрели, кто и сколько кругов нарежет.

В этом стеклянном ящике проводили тесты на мышах. Животные не страдали, но сильно уставали

В этом стеклянном ящике проводили тесты на мышах. Животные не страдали, но сильно уставали. Фото: ИА PrimaMedia

Есть стенд с уже готовыми препаратами — китайская витрина, корейская и советская. У нас наборы женьшеня шли в основном на экспорт. В самом Союзе он продавался в бутыльках. Его добавляли в шоколад, хлеб, а также в корм для возрастных домашних питомцев. На упаковке такой добавки очень милое изображение — кошка с собакой в стариковских очках.

Анучинский исторический музей

Анучино, как и многие города и поселки Приморья, попало в ситуацию прыжкового взросления. Так, например, было с Арсеньевым, который одно время праздновал 50-летие, а потом сразу стал праздновать 100-летие. Смотря, от чего отсчитывать. Вот и Анучино с 1980 года стала праздновать 100-летие.

Годом основания села признан 1880-й, но местные историки считают дату "притянутой за уши" и связывают с волюнтаристским подходом партийных боссов на закате коммунизма.

Как рассказала заведующая Анучинским музеем Татьяна Зорина, в 1862-1864 годах в Приморье активно строились телеграфные станции. На территории современного Анучино их создали две. Одна называлась Мельниково, а другая — Верхне-Романово. Она и дала первое название поселению. А так, люди здесь жили, конечно, и до запуска телеграфа.

Музей в Анучино

Музей в Анучино. Фото: ИА PrimaMedia

Название Анучино упоминается в 1883-1884 годах, когда здесь стали строить казармы Восточно-сибирского батальона. Позже сам батальон передислоцировался в Уссурийск, а казармы остались. В 1916 году в них устроили дисциплинарный батальон. Сюда привозили самых отъявленных бунтарей, революционеров, противников царской власти и т.д. Неудивительно, что Анучинский район стал центром партизанского движения в годы гражданской войны. В любом случае, 1880-й год не выглядит самой очевидный точкой отсчета и явно уступает 1864-му или 1884-му. Единственное, в этом году было принято решение о строительстве казарм.

Анучинский музей — настоящий кладезь информации. Здесь представлена история с раннего средневековья до наших дней. Большая коллекция бытовых предметов, особенно связанных с изготовлением меда, старые борты (предшественники пасечных ульев), липовки (сосуды для хранения меда, выдолбленные из цельного куска липы).

То есть сразу дают понять, что Анучино — своеобразная медовая столица Приморья. А мы дерзновенно добавим — и России. Почему бы и нет? Статус закрепляют ежегодный фестиваль "Медовое раздолье" (12+) и памятник пчеле, выполненный в несколько натуралистическом ключе.

— С какого момента Анучино стало этаким медовым центром России? — спрашиваю у Татьяны Зориной.

Оказалось, что заведующая музеем стояла у истоков медовой централизации. В 2014 году в ее семье произошла трагедия. Чтобы как-то оправиться и занять себя, она погрузилась в работу. Как раз приближался Медовый Спас, по случаю чего в музее решили провести мероприятие с концертом, и провели его с размахом. Среди муниципальных управленцев немало заядлых пасечников, так что очень скоро было решено продолжать медовую тему на районном уровне и делать ее традицией, фишкой территории.

"Наш регион больше приспособлен для меда. Когда сюда шли переселенцы, они везли сюда пчел. Здесь в годы войны был свой пчелосовхоз. Наш район поставлял на фронт мед, пыльцу, прополис. То, что помогало раненым", — рассказывает Татьяна Зорина.

Мед, как в скандинавских мифах, благотворно повлиял на творческий потенциал жителей. Писателей в Анучино много, и их любят, чтят и даже читают. Можно взять и полистать, например, сборники рассказов Михаила Деменка ("Залив Виктория" (12+), "Дерево черного жемчуга" (12+)) или более современного автора Николая Гоя ("Узоры Синегорья" (12+).

imageimage

"Если у Деменка больше Пришвина, то у Гоя больше Бианки, — говорит Татьяна Зорина.

— Оба пишут, например, как они кабанов ловили. Деменок писал, как они ловили кабанов и как их разделывали. А Гой — как ловили кабанов, потому что снега было много, и надо было их перенести в другое место, чтобы не погибли. Два рассказа про кабанов — и какая разница!"

Николай Гой вернул в Анучинский район лотосы. Вообще, они росли тут всегда. Но с вводом совхоза "Жемчужный" началась борьба с сорняками — химикаты распыляли на чеки с вертолетов. Ветер сдувал отраву на водоемы, и лотосы погибли. Потом не стало ни совхоза, ни лотосов. Николая Гой доставал семена, садил и следил, как те приживаются. Первый его проект был под Чернышевкой. Теперь лотосы везде — на Бачмановском озере, в Виноградовке и так далее.

На очереди — новая задумка. Как семь городов претендуют на звание родины Гомера, так и со встречей Арсеньева и Дерсу Узалы не все так просто. Сам путешественник писал, что впервые они увиделись в 1902 году в экспедиции по реке Лефу (Илистая). Дальнейшее сотрудничество и дружба развивались в экспедициях 1906-1907 годов.

В историческом музее Анучино, изучив книги, дневники и материалы писателя, считают, что встреча могла произойти еще раньше, в их селе. Никаких прямых доказательств, правда, тому нет.  

Но, в любом случае, Дерсу Узала для Анучино — знаковая фигура. Он принес много добра местным жителям (хотя кто из них тогда был местным жителем? — отдельный вопрос), и здесь же был жестоко обманут приезжим промышленником.

Оба эти эпизода описал Владимир Арсеньев.  Во время наводнения 1895 года Дерсу на своей лодчонке спас "священника, почтово-телеграфного чиновника, двух солдаток с детьми и четырех китайцев", а потом еще два дня и две ночи снимал людей с крыш домов и с деревьев. Позже в здешней корчме его обокрал ушлый предприниматель, которому гольд похвастался удачной продажей соболей и, по наивности, передал все добытые деньги на хранение.

"Мы, в отличие от многих районов, никогда не претендовали на встречу Арсеньева с Дерсу, — говорит заведующая музеем Татьяна Зорина. — Но хотелось бы поставить памятный камень в знак того эпизода, описанного Арсеньевым, с небольшим текстом из его книги".

Дальневосточный музей авиации

Где еще быть Дальневосточному музею авиации, как не в городе авиастроителей Арсеньеве? Открылся он недавно — в 2021 году. Таким образом была доведена до конца идея двух энтузиастов — нынешнего директора музея Анатолия Бортника и его друга Михаила Сукача, к сожалению, ушедшего из жизни задолго до открытия — в 2012 году. Оба — бывшие командиры воздушных судов, оба были членами летно-транспортного отряда завода "Прогресс".

Анатолий Бортник

Анатолий Бортник. Фото: ИА PrimaMedia

По сути, это воплотившаяся мечта людей, которые  живут самолетами и всем, что с ними связано. Именно такие идеи, спущенные не сверху, и идущие от души, надолго и прочно вплетаются в ткань времени и места.

Идея родилась больше 20 лет назад. Как водится, чтобы ее реализовать, пришлось пройти трудный путь через бюрократические дебри, недостаток средств, постучать в десятки дверей и применить настоящую военную смекалку. Когда столкнулись с первыми отказами, поняли, что надо заработать авторитет в глазах власти. Решили начать с малого — поставить вертолет Ми-24 у ДК "Прогресс". Машина нашлась в Черниговке. Однако ее еще надо было как-то доставить. Только на это ушло 4,5 года обивания самых разных порогов, вплоть до Минобороны. Но дело было сделано.

Памятник Ми-24 у ДК

Памятник Ми-24 у ДК. Фото: ИА PrimaMedia

Завязались контакты с мэрией. Когда город посетил экс-губернатор Владимир Миклушевский, с помощью мэра удалось добиться небольшого разговора, донести до него идею, объяснить необходимость музея авиатехники. Губернатор согласился. Только посоветовал, чтобы получить краевую субсидию, сначала оформить все экспонаты в собственность вместе с земельным участком. После того, как все это было сделано, Миклушевский объявил о сложении полномочий и убыл в Москву. А у энтузиастов остались во владении обещания и заболоченный земельный участок, за который еще надо было платить 40 тысяч рублей налога в год. Благо, что завод, которым руководил тогда Юрий Денисенко, не оставлял ветеранов в беде.

По-настоящему повезло только в 2018 году, когда врио губернатора Приморья стал Олег Кожемяко. В конце года он объехал почти весь край с предвыборным турне, не забыв про Арсеньев.

"На общегородском собрании губернатору начали задавать проблемные вопросы, и я поднял руку. Рассказал ему вкратце, что мы выполнили требования администрации по земле, по экспонатам — всё как есть. И объяснил, что всё это создаётся с целью патриотического воспитания, сохранения исторической памяти, профориентации, что крайне необходимо для "Прогресса".

Патриотизм — это любовь к Родине. Но любовь должна быть взаимной, не так ли? — спросил я у губернатора. Олег Кожемяко все понял, сказал, что после собрания у него будет совещание с городскими руководителями, и пригласил меня. Пообещал решить вопрос. Вот таким образом мы и решили".

Стоит ли посетить этот музей? Не то слово! Во-первых, где еще вы увидите в такой близи и кучности Як-40, Ту-134, Су-24, Су-25, Су-27. ИЛ-14, МиГ-15УТИ и другие самолеты. А Ан-8 — вообще большая редкость. В России осталось четыре таких машины. На реставрации находятся Ан-2 и МиГ-23.

Практически во все воздушные судна есть доступ — можно посидеть в кабине, повертеть штурвалом, нажать на красную кнопку, чтобы она не означала, пощелкать тумблерами. Но главное не это, а люди, которые здесь работают. В машинах они знают каждую деталь и поделятся с вами не только их историей, но и историями из личного опыта. И даже расскажут, как поднять этих гигантов в небо.

Сергей Супроненко отслужил военным летчиком почти 25 лет. Был штурманом самолета-разведчика Су-24МР. Сейчас на пенсии. Такого интересного экскурсовода надо еще поискать — он знает о воздушных судах все, а для тех, кто едва знаком с техникой, может рассказать свой предмет так толково, что волей-неволей захочешь изучать его самостоятельно.

Сергей Супроненко — летчик со стажем. Знает о самолетах все.

Сергей Супроненко — летчик со стажем. Знает о самолетах все.. Фото: ИА PrimaMedia

Мы попросили показать самые яркие экспонаты.

— Да они все яркие, — говорит Сергей, и оказывается прав.

Он показывает ракету П-15, стоящую в самом начала экспозиции. Казалось бы, ракета и ракета.  Но она, в какой-то мере, сделала Арсеньев таким, какой он есть сейчас.

Можно посидеть у ракеты, с которой началась история большого Арсеньева

Можно посидеть у ракеты, с которой началась история большого Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia

Завод "Прогресс" был основан в 1936 году как авиаремонтное предприятие. В 1941 году начал выпускать самолеты УТ-2 — основной на тот момент учебный самолет для военно-воздушных сил в плане истребительной авиации. В 1948 переключился на выпуск Як-18. Почему тогда завод носит имя Николая Ивановича Сазыкина, который возглавил предприятие только в 1959 году? Ответ прост — именно он добился получения госзаказа на изготовление ракет. После этого начался период взрывного роста городского населения. В 1959 в Арсеньеве жило 26 тысяч человек, через восемь лет — уже 41 тысяча. Динамика сохранялась вплоть до 1992 года (72 тысячи). Можно сказать, что Арсеньев сложился как город благодаря полученном оборонзаказу.

Ми-34 — вертолет с неудавшейся судьбой. Считается спортивным — его делали для ДОСААФ. Первый полет произведен в 1986-м году. Крутит весь пилотаж. Его даже показывали на парижском авиасалоне в Ле Бурже. До распада Советского Союза было выпущено 27 штук. 10 в Москве и 17 в Арсеньеве.

Дальневосточный музей авиации

Дальневосточный музей авиации. Фото: ИА PrimaMedia

"Самый крупный заказ поступил из Нигерии — страна купила 6 вертолетов, которые потом продали в Новую Зеландию. Для спортивного вертолета у него слабый двигатель, небольшая скорость — 180 км в час, небольшая дальность полета", — рассказывает экскурсовод.

После распада СССР судьба машины закончилась. Для санитарных нужд у него малая кабина. Хотели сделать его патрульным вертолетом, но в эксплуатации он дороже американского Робинсона. Не выдержал, в общем, конкуренции. Возобновить его в коммерческой модификации стараются в Ростове. Но это уже четвертая или пятая попытка — дай бог получится.

Один из гвоздей программы — среднемагистральный самолет Як-40, подаренный музею бывшим гендиректором "Владивосток Авиа" Владимиром Александровичем Сайбелем. Фишка в том, что машина полностью исправна, просто исчерпала свой летный ресурс. Ну а так, если заправить, то, в принципе, может и взлететь. Аккумуляторы еще подзарядить, да жидкости поменять. Правда, самолет стоит с пустыми баками, а рабочую технику надо хранить с полными.

imageimage

"Запускаешь двигатель, выруливаешь на взлетную полосу, — рассказывает Сергей, подкрепляя слова манипуляциями на приборной панели. — Переводишь двигатели во взлётный режим, отпускаешь тормоза, выдерживаешь направление педалями. При достижении скорости подъема тянешь ручку на себя, самолет начинает поднимать нос. При создании взлётного угла в 10−12 градусов, ручкой управления фиксируешь угол и продолжаешь разбег. По достижении скорости отрыва самолет начнет отходить от земли. На высоте 10 метров убираешь шасси, и на высоте 100 метров убираешь механизацию. Так это, по крайней мере, работает на Су-24. Як-40 я не управлял, но принцип такой же".

— А пересесть с одного самолета на другой так же просто, как с одной машины на другую? — спрашиваю.

— Нет, конечно, — говорит экскурсовод. — Ты должен пройти теоретическое и практическое переучивания. Вообще, летная подготовка состоит из 4 видов — техника пилотирования, воздушная навигация, боевое применение и летно-тактическая подготовка. Последние два — это только для военных. Техника пилотирования — это основа, это взлет-посадка, полет по кругу, полет в зону, на пилотаж, а у штурманов, соответственно, воздушная навигация. То есть полет по маршруту. Если ты выполнил полет и воздушную навигацию на самолете, считаешься уже переученным. Сейчас не знаю, сколько это по времени. Раньше 45 суток было".

И так вопрос за вопросом, экспонат за экспонатом ты получаешь знания и об Арсеньеве, и о заводе, и о самолетах.

"Вот что такое самолёт? — рассуждает Анатолий Бортник. — Самолёт — это концентрированное выражение научно-технологической зрелости, экономической состоятельности государства. Не каждая страна может его построить".

Директор музея уже давно из человек непубличного превратился в городского просветителя. Часто он проводит лекции со школьниками в Арсеньеве.

"Я задавал детям такой вопрос — какой самый ценный ресурс государства? Отвечали, что железная руда, нефть, газ и прочее. И вот одна девочка поднимает руку и говорит — люди. Какая же замечательная девочка. Правильно — люди, — говорит Анатолий Бортник. — Так вот я им говорю, какого качества этот ресурс будет, такова судьба нашего государства. А вам в этом государстве жить, вам его строить. Если вы будете образованными, широко развитыми культурными людьми, то и вас уважать будут, к вам будут прислушаться, вам будет под силу любое дело".

"Арсеньев" — горнолыжка

В Арсеньеве тем временем полным ходом идет строительство курорта "Арсеньев" на сопке Обзорной. Бывший детский лагерь "Салют", на месте которого разместится вся рекреация — отели, парковки, рестораны, бассейны, сервисно-туристический центр и так далее — теперь не узнать. Сейчас все объекты лагеря, кроме двухэтажного административного здания (его ждет реконструкция), старой котельной и насосной станции (они уже скоро пойдут под снос), демонтированы. Практически весь строительный мусор вывезен, а оставшийся ждет своего часа в зависимости от загруженности полигона.

image

Стройка курорта "Арсеньев". Фото: ИА PrimaMedia

image

Стройка курорта "Арсеньев". Фото: ИА PrimaMedia

image

Стройка курорта "Арсеньев". Фото: ИА PrimaMedia

image

Штаб стройки. Фото: ИА PrimaMedia

Курорт будет круглогодичным, но с прицелом на горнолыжный отдых. Примечательно, что за дело взялись менеджеры, которые раньше строили и эксплуатировали объекты сочинской Олимпиады и горнолыжного курорта "Роза Хутор".

К концу года к трем действующим трассам прибавят еще три. Причем новые трассы, по сути, станут равноценным продолжением старых "Бумеранга", "Стрелы" и "Молнии", и, в отличие от них, будут более удобны в том числе для начинающих горнолыжников.

По итогу опытные спортсмены получат три больших трассы от пика Обзорной до подножия длинной около 3,5 км каждая. Новичкам, конечно, будет комфортнее начинать свой путь не с пика, а с середины — оттуда начинаются новые маршруты. Их длина — около 1,5 км.

"Территориально мы находимся в здании, которое единственное не подлежит демонтажу, — говорит на месте представитель инвестора ООО "ПРИМОРЬЕ СПОРТОТЕЛЬИНВЕСТ" Андрей Бибиков. — По проекту, оно будет подлежать реконструкции. В здании будут располагаться административно-бытовые помещения для размещения сотрудников курорта.  

В нижней зоне курорта будут построены два гостиничных комплекса на 60 мест каждый, 4 апарт-отеля на 25 мест, ресторан. На месте футбольного поля — многоярусная парковка на 200 мест, и такая же — через дорогу. Также здесь построят открытый и закрытый бассейны, сервисно-туристический центр с прокатом инвентаря, выдачей ски-пассов, камерами хранения и так далее.  

imageimage

Сейчас компания реализует первый, подготовительный этап работ. По сути, расчищаются площадки под большую стройку. От деревьев и кустарников под новые трассы было очищено порядка 10 га. Произведена валка леса, разделка древесины и ее штабелирование для передачи собственнику земельного участка.

Стройка курорта

Стройка курорта. Фото: ИА PrimaMedia

Летом здесь начнут возводить новые канатные пассажирские дороги с кресельными подъемниками. Их предусмотрено две штуки длиной 1,7 км каждая. Опоры от самарского завода металлоконструкций "СКАДО производство" уже прибыли и складированы на площадке. Кресельное оборудование будет от китайского изготовителя. Все трассы будут оборудованы системами искусственного оснежения.  

Старый бугель и опоры уже демонтировали. По словам специалистов, они в хорошем состоянии. Их передадут в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края — они еще способны пригодиться на других приморских горнолыжных базах.

Курорт планирует быть точкой роста для города как в экономическом, так и в инфраструктурном планах. Недавно представители компании вместе с администрацией города провели встречу с местным бизнес-сообществом, пригласили их к сотрудничеству, объяснили формат проекта — народный,  для всех, "как в Сочи и Шерегеше", без элитного флера и пафоса. Здесь есть большое пространство для общепита, мотокросса, СПА и прочих услуг.

"Мы за то, чтобы местный бизнес развивался вместе с нами и зарабатывал", — говорит Андрей Бибиков.

Вместе с краевыми и городскими властями разрабатывается проект реконструкции улицы Советской. Трехкилометровый участок дороги от поворота с главной трассы до въезда на курорт просится стать прогулочной зоной.

"Хотелось бы, чтобы там появилась какая-то прогулочная зона, освещение, — говорит Андрей Бибиков. — Мы не хотим быть ярким пятном, вокруг которого ничего нет. Наоборот, наш проект должен развивать соседние территории. Мы готовы сотрудничать в этом направлении".

Посмотрев еще раз на Арсеньев с одного из лучших ракурсов — с высоты горнолыжного курорта, мы снова отправились в путь.

День подходил к концу, но торопиться было уже некуда — до Чугуевки мы точно доедем засветло. Поэтому напоследок решили еще раз взглянуть на город, только с другого угла — с видовой площадки имени Владимира Арсеньева и Дерсу Узала. Еще один открыточный ракурс, а рядом — современное общественное пространство.

Проезжаем Варфоломеевку. Деревня всегда впечатляла меня урбанистическим подходом, ибо между домами и дорогой сначала проложена сточная канава, а потом — прогулочная тропа. В большинстве деревень, сел и городов, а, зачастую, и во Владивостоке, прогулочными зонами называют обочины. А тут — все как по учебнику городского комфорта. Владивостоку стоит брать в пример не Сингапур или Гонконг, а начать хотя бы с Варфоломеевки. 

За Варфоломеевкой начинается горный перевал, а за ним — Уссури.

Уссури — это настоящий приморский Нил, только наоборот: разлив Нила приносил египтянам слои плодородной почвы — бери и сажай, в Чугуевке же река уносит с огородов и полей весь чернозем. Как правило, вместе с содержащимся в нем урожаем. А так — принцип тот же.

Чугуевка. Впечатления

Подозрительно благостно в Чугуевке. Село приятно удивило корр. ИА PrimaMedia чистотой и ухоженностью. Берем интервью у гостиницы — там подрезают кусты и косят газон. Берем интервью в парке Памяти — опять на фоне жужжит газонокосилка. На центральной площади устанавливают фонтан, как во Владивостоке и Арсеньеве. В селе есть ФОК, Ледовая Арена и большой стадион, тоже аккуратно подстриженный.

Местная пресса дает гигантскую статью о старте краевого чемпионата по футболу, который чугуевский "Уссури" начинает с крупной победы над владивостокским "Анри". Люди заявляют о любви к Чугуевке, наиболее активные из них не желают уезжать.

Только мошка невыносима, но после того, как отцветет клубника, говорят, что будет лучше.

Закрытые заводы и туризм

"Если идти на Снежную и Облачную — лучше третье воскресенье сентября, когда начинает листва желтеть, — рассказывает житель Чугуевки Василий Апечук, по профессии учитель физкультуры, по призванию — турист, обошедший не только все природные достопримечательности района, но и большую часть края. — А если на Голец или Изюбриную, то лучше зимой. Там просто сказка. Летом здесь много туристов–рыбаков. Есть за Архиповкой небольшой поселок Тополево. Там гостевые домики. Клиентов, кто порыбачить приезжает, там много. Сейчас как раз ленок спускается. А так — хариус, гальян. Красная рыба доходит. Ее осенью ловят. Я сам ни разу не ловил, но видел, как ловили. Здесь в 60-70-е годы много было красной рыбы. В 90-е, когда все предприятия закрылись, люди выживали на тайге и рыбалке. Вот и выловили всю. Сейчас по-тихоньку это восстанавливается".

Василий Апечук. Знает все о туризме в Чугуевском районе и Приморье

Василий Апечук. Знает все о туризме в Чугуевском районе и Приморье. Фото: ИА PrimaMedia

Въезд в Чугуевку, действительно, представляет упадническое зрелище. Вас тут встретят много заброшенных предприятий, заборов, едва способных скрыть от глаз постсоветскую разруху. Одна из заброшек, из красного кирпича, выглядит в некоторой степени живописно — все в ней обросло зеленью. Если иметь романтический настрой и богатую фантазию, можно представить Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес древнего мира. Когда-то это был старый канифольный завод. Приходит мысль, что все мы живем в одном большом музее, в той самой его экспозиции, где показывают остатки древней и более развитой цивилизации. Конечно, мысль не авторская, а подслушанная где-то в интернетах и пришедшаяся ко времени. 

Заброшенное здание завода, где делались продукты из смол. В частности, канифоль

Заброшенное здание завода, где делались продукты из смол. В частности, канифоль. Фото: ИА PrimaMedia

"В Чугуевке был классный консервный завод, который перерабатывал дикоросы. Давно закрылся, — вспоминает Василий Апечук. — Закрылись все совхозы и колхозы. Парадокс — мы живем, считай, в деревне. У каждого есть огород, который надо удобрять. А где достать навоз? Сейчас это проблема. Держать скотину совсем не выгодно. Слишком дорогие корма".

Была здесь раньше и огромная заготовительная контора. Предприятие принимало все — ягоды, грибы, черемшу, папоротник и прочее. Все перерабатывали и отправляли в Японию, в Китай.

"Все умерло. Сбыта нет. Владивостокская кондитерская фабрика пишет объявление — купим мед. Я им звонил — почем? По 90 рублей. Да у нас сахар 80 рублей, а вы по 90 мед берете! Люди начали сокращать свои хозяйства. Это самое обидное", — сетует житель.

По его словам, все слухи, что приморский мед какой-то не такой и не подходит для внешнеторговых операций, — полная ерунда.

"Сам наблюдал в Хасанском районе: приехали туда японцы, у них прибор большой, которым в каждую флягу залазят. Вплоть до радиоактивности результат выдает. Они все померили и все забрали у мужика. Кедровые орешки наши заготавливают, в Китай сдают. А потом они поступают нам же, уже очищенные и в брикетиках", — говорит он.

Василий Апечук попал в Приморье в 1991 году. Сначала учителем физкультуры в Безверхово, а вскоре перебрался в Чугуевский район. Тяга к походам возникла тогда же — хотелось исследовать природу и мир вокруг, узнавать историю мест. Ну и сподвигать к этому школьников.

"Толчок был в 90-е годы, когда в Чугуевском районе проходили ежегодные соревнования по спортивному туризму, — говорит житель. — И призы там были! Представьте, за первое место — телевизор, за второе — видеомагнитофон. По тем временам — это как в "Поле чудес" суперприз выиграть. И все это районный уровень. Да и край не отставал. На 40-е краевые игры по спортивному туризму в Лукьяновке за первое место давали автобус. Выиграла тогда Черниговка. 40-50 команд участвовало. Вся поляна была в палатках. Большой палаточный городок. Было, за что бороться. Я фотоаппарат выигрывал за третье место. Была мотивация, отношение серьезное со стороны властей. А сейчас что? Грамота и килограмм печенья".

"Я иногда удивляюсь, как мало знают жители о своих достопримечательностях. У нас есть клуб единомышленников "Тропами Дерсу". Мы в субботу едем на водопад Слезы Принцессы — он в Анучинском районе, — продолжает Василий. — С ним связана красивая легенда, якобы он создан искусственно и под ним похоронена принцесса чжурчженей, а неподалеку есть крепость. Звонили в Анучино людям, которые работают там начальниками. И даже они не знают, что у них там под боком есть такие места".

В Чугуевском округе есть четыре вершины "Приморского барса" — горы Облачная, Снежная, Сестра и Голец. И одна вершина "Лунного медведя" — гора Изюбриная.

Пожалуй, наиболее известная — гора Облачная (вторая по высоте в крае). Она находится в национальном парке "Зов тигра".  

"Если идти от точки, куда вы можете доехать на машине, то получается 12 км туда и 12 обратно — весь световой день, — говорит Василий на нашу просьбу перечислить лучшие туристические достопримечательности. — Дорог там, по сути, нет. Табличек и каких-то вешек тоже не осталось. Конечно, на внедорожнике проехать можно. Но я видел, когда спускался обратно — ребята из Владивостока положили там прадик на бок. В прошлом году после наводнения дорогу попытались сделать. Мы проезжали на ГАЗ-66, поднятой делике и УАЗе".

В Чугуевском округе начинает свой разбег река Уссури. Истоки этой реки находятся у горы Снежная. Она тоже находится в национальном парке "Зов тигра". С подготовленной к экстриму машиной можно заехать практически на вершину. Путь от Чугуевки — километров 110 (80 км до Ясного, и оттуда еще километров 30-40). Можно уложиться в дневной тур. До Гольца тоже можно без проблем доехать.

Недалеко от села Заметное есть гора Изюбриная. Попасть на эту вершину проще, чем на Облачную. От Чугуевки минут 20 до Каменки. Там еще минут 15 до Заметного. Восхождение —  часа два.

Рядом с селом Шумным, в километров пяти от него, есть так называемая "каменная река" — линия валунов посреди леса. Примечательно, что под ними течет реальная река. И природа там — сборная солянка из разных климатических зон. Там и тис, там и ягель, и много еще чего. Как говорится, это надо видеть.

Но сейчас, сетует Василий, приморский туризм развивается однобоко — только со стороны бизнеса.

"На побережье летом проехать бесплатно и остановиться с палаткой ты нигде не сможешь. Везде веревочники. Хочешь к морю — плати деньги. 300 рублей за палатку, 300 рублей за машину. С этим никто ничего не делает. Все развивают въездной туризм, приглашают китайцев, которые разбогатели. Строят горнолыжки, отели. А вот, чтобы людям пойти с рюкзаком и палаткой — для этого никакой инфраструктуры нет".

Что касается самой Чугуевки, то здесь в самом ее центре находится крепость чжурчженей. Но узнать об этом, кроме как через активный самостоятельный поиск, практически невозможно.

"Если открыть карту, сразу ее увидите — будет такой ровный квадрат. Исторический памятник, который где-то в федеральном реестре находится, под защитой государства, но там никто ничего не делает, — говорит Василий. — Гости приезжают, спрашивают — где тут у вас древний вал? А показывать нечего — объедешь по периметру, все деревьями заросло. Вообще не понятно, что это такое".

Что же это такое на самом деле? Кто в Чугуевском округе рисует грибы и перерисовывает Ренуара? Как календарь посадок влияет на культурную жизнь села и куда ушли старообрядцы? — читайте во второй части путевого исследования Приморья от ИА PrimaMedia.

Текст: Сергей Петрачков
Фото: Илья Табаченко

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 42

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.