Международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" (12+), посвященная 25-летию искусствоведческого образования, проходившая 16-18 апреля в Дальневосточном федеральном университете, завершилась. В течение трех дней более 120 ученых из России, Китая и Белоруссии знакомили друг друга со своими исследованиями в области изобразительного искусства, музыки, кинематографа, музейного дела, архитектуры и дизайна, этнических культур, театра, современного визуального творчества, медиа и т.д. Подведение итогов состоялось в Пушкинском театре ДВФУ. Корр. ИА PrimaMedia побывал на мероприятии.
Символично, что работа конференции началась с доклада маститого ученого, доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника Государственного института искусствознания Николая Хренова ("Становление идентичности в пространстве времени Российской цивилизации: место Дальнего Востока в Евразии" — 12+), а завершилась выступлением начинающего исследователя из Владивостока, магистра искусствоведения Екатерины Михайловой на тему "Перформативные сайт-специфик практики в городе Владивосток" (12+). И тут стоит отметить, что выступление вызвало горячую дискуссию. И это, в принципе, очень хорошо, поскольку высветило одну из главных тенденций конференции "Дальневосточные пропилеи". Здесь не только читают научные доклады и делают научные сообщения, но еще и спорят.
Подведение итогов конференции "Дальневосточные пропилеи"-2024. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
К слову, в итоговом Решении международной научной конференции "Дальневосточные пропилеи"-2024 были отмечены не только высокий научный уровень докладов, глубина и актуальность рассматриваемых тем, раскрывающих своеобразие дальневосточного искусства, но активность дискуссий. И поверьте, это не пустые слова.
Если говорить о будущем, то весьма перспективным выглядит намерение объединить усилия в деле подготовки магистров и бакалавров программы "История искусств" в ДВФУ самого университета, Государственного института искусствознания (Москва) и Дальневосточного художественного музея (Хабаровск).
Еще одна неплохая задумка — создание научного журнала ДВФУ "Дальневосточные пропилеи". Кроме того, предлагается подготовить заявку на субсидию губернатора Приморского края на издание альбома репродукций работ приморских художников и дизайнеров по итогам выступлений на конференции "Дальневосточные пропилеи".
— Хотелось бы поблагодарить организаторов и лично Галину Васильевну Алексееву (организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор — Ред.). Знаю по себе, как приятно участвовать в таких конференциях, когда ты находишься в другом городе, потому что, когда находишься в своем, то привязан к работе. Когда у нас проходили "Музейные дни на Амуре" (12+), было столько интересного, но массу всего пропустила. Во Владивостоке поэтому было проще, — сказала в ходе обсуждения итогов конференции генеральный директор Дальневосточного художественного музея (Хабаровск) Наталия Толстая, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, которая проработала в Третьяковской галерее больше 20-ти лет.
Наталия Толстая (третья слева). Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
На конференции Наталия Толстая выступила с докладом "Музеи Дальнего Востока: проблемы, достижения, перспективы" (12+), в котором рассказала об основных этапах развития музейного дела в регионе начиная с 1886 года, когда был создан самый первый на Дальнем Востоке Нерчинский общественный публичный музей, и заканчивая нашими днями.
По мнению Наталии Толстой, "в настоящее время музеи Дальнего Востока вступили в новый период своего существования, который отмечен повышенным вниманием к региону не только властей, но и музейного сообщества". В регион стали часто и с удовольствием приезжать коллеги из других регионов для участия в конференциях, форумах и ассамблеях. А кто-то, как сама Толстая, стали приезжать и для работы.
Укрепили связи с музеями Центральной России (стоит вспомнить выставочные проекты в стенах Приморской государственной картинной галереи — Ред.). Существуют и активно действуют Ассоциация музеев Дальнего Востока, Ассоциация музеев Хабаровского края. Сразу несколько музеев региона приступают к строительству современных зданий.
Однако существуют и проблемы. Из-за удаленности региона довольно затратно перевозить выставки из центральных музеев в дальневосточные. Это сильно тормозит развитие профессионального сообщества регионов, так как художники тоже не так часто выезжают за пределы дальневосточного региона. Страдает художественное образование на Дальнем Востоке. Ну и самая острая из всех проблем — кадровая. Катастрофически не хватает искусствоведов — специалисты, которые работают в художественных музеях, а также реставраторов — крайне редких для Дальнего Востока специалистов.
— Очень замечательно, что на конференции были и дискуссии. Хорошо, когда деятель науки может свободно высказать свое мнение, — сказала старший научный сотрудник сектора "Классического искусства Запада" Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Красимира Лукичева (Москва), выступившая на конференции с докладом "Восток и Запад в современном искусствоведении: сравнительный обзор исследовательских практик" (12+).
Красимира Лукичева (первая слева). Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
По словам Красимиры Лукичевой, впечатления от конференции у нее самые положительные. Тем более что на мероприятии был затронута очень актуальная тема интеграции дальневосточной культуры в русскую культуру.
— Надо, чтобы подрастающее поколение и студенты на Дальнем Востоке хорошо представляли себе всю культуру нашей огромной страны, и, наоборот, те, кто живет в других регионах России, знали о таком совершенно замечательном крае с его великолепными пейзажами, морем, людьми и своеобразной культурой, впитавшей культуры многих народов и народностей, которые живут здесь. Я думаю, межкультурный обмен должен становиться всё глубже и глубже, потому что это залог единства, общих целей, общей устремленности всего народа. Это очень важная задача, — сказала Красимира Лукичева журналисту ИА PrimaMedia.
В беседе была также затронута тема недооценки местных мастеров искусств теми, кто живет в одном регионе с ними, но почему-то считает, что настоящее искусство возможно только в Москве и Санкт-Петербурге.
И вот тут как нигде важна роль искусствоведов, которые могли бы раскрыть зрителям глаза на своеобразие и самодостаточность творчества местных художников, например.
— Искусствоведы, впрочем, как и все другие гуманитарные специалисты, не должны существовать в некоей замкнутой сфере исключительно ради удовлетворения собственного научного любопытства. В связи с этим должна возрастать роль качественного, профессионального популяризаторства и роль образования. Историки искусства, искусствоведы, конечно, в ответе за то, чтобы и социум знал и понимал искусство лучше. Мы действительно распространять и внедрять необходимые людям знания. Но это задача, которую непросто решить, как вы понимаете, — сказала Красимира Лукичева.
Одним из примеров забытого земляками "гения места" являет собой творчество кинорежиссера Виталия Каневского, родившегося в 1935 году в Сучане (ныне Партизанск). В 1990 году режиссер снял фильм "Замри — умри — воскресни!" (16+), в 1992 году — картину "Самостоятельная жизнь" (16+).
Кинодилогии Каневского посвятил свой доклад заведующий сектором "Современного искусства Запада" Государственного института искусствознания кандидат философских наук Денис Вирен.
Денис Вирен. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
По его мнению, кинодилогия Каневского стала явлением не только для перестроечного кинематографа, но и для "дальневосточного текста" отечественной кинокультуры. При этом первая картина дилогии стала настоящим открытием и получила престижную "Золотую камеру" на Каннском кинофестивале (18+) 1990 года.
"Обратившись к воспоминаниям из собственного детства, режиссер создал аутентичный и суггестивный образ дальневосточного городка вскоре после окончания Второй мировой войны. Каневскому удалось совместить в экранном пространстве суровый реализм и лирические элементы, усиленные детским взглядом. Этим же объясняется дробность фабулы, фрагментарность повествования, превращенная в прием. "Самостоятельная жизнь" была снята на волне успеха ленты "Замри — умри — воскресни!" как ее непосредственное продолжение. Несмотря на то, что здесь появился тот же главный герой, только подросший, изменилось практически все, начиная с отказа от черно-белого изображения в пользу цвета и заканчивая интенсификацией натуралистической составляющей сюжета. В то же время этот фильм отчасти вступил в диалог с классическим европейским кино (тогда как первая часть, скорее, отсылала к советскому опыту)", — отметил Денис Вирен в аннотации к докладу.
Как сказал Денис Вирен журналисту ИА PrimaMedia, он был несколько удивлен тому, что творчество Каневского сегодня не очень известно его землякам.
— Почему-то я был в полной уверенности, что картины Каневского во Владивостоке очень хорошо знают и помнят. А оказалось, что нет, что они стали каким-то новым открытием режиссера и его фильмов. Наверное, одним из смыслов таких конференций как раз и состоит в том, чтобы знать, что есть фигуры, которые объединяют Восток и Запад. Виталий Каневский мне показался таким человеком. Он переехал с Дальнего Востока в Петербург, где живет до сих пор. И хотя он снимал на "Ленфильме", я думаю, нет второго такого, который настолько и тесно ассоциировался бы с Дальним Востоком и был для него знаковым кинорежиссером, — сказал Денис Вирен.
От агентства отметим, что международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" имеет давнюю историю. Это уже 13-я конференция, которую проводит организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор Галина Алексеева.
Галина Алексеева. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
Название конференции символично. Греческое слово "пропилеи" означает парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами. А Приморский регион — это ворота между Западом и Востоком.
По мнению организаторов конференции, "дальневосточнику важно понимать, звучит ли искусстве России "дальневосточный текст", какие культурные коды несет искусство региона, как работают дальневосточные музеи, какие результаты 25-пятилетнего образования в сфере искусства в регионе достигнуты, как чувствуют себя этнические и арктические культуры, что мы знаем о жизни выдающихся художников и музыкантов Дальнего Востока, хорошо или плохо снимают кино про Дальний Восток, как работает медиа-система региона на популяризацию тех поворотов в мышлении общества, которые транслирует искусство".
1713534600