Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

02:16, 29.12.2023

#КультРассвет: Десять событий, о которых хочется вспомнить, провожая 2023 год

Возможно, кто-то удивится, не найдя в этом обзоре упоминания о событиях, которые имели большой резонанс и, как принято говорить, хорошую прессу. Но с другой стороны это и не обязательно, если речь идет о личном, сугубо субъективном восприятии спектаклей, художественных выставок и книг, которые увидели свет в уходящем году. Причем не всегда с безусловным знаком плюс. Цепляет ведь не только то, с чем согласен, но и то, с чем хочется поспорить.

Итак, начнем с премьер. Их пять 

1. "По морозу босиком…" (16+)

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Премьера спектакля по пьесе Ольги Михайловой и Елены Исаевой "По морозу босиком, или Женщина, которая спела страну", реально потрясает.

Спектакль-сказ о судьбе великой русской певицы Лидии Руслановой. Спектакль-песня с потрясающими вокальными номерами в исполнении Натальи Овчинниковой (в роли Лидии Руслановой), Ирины Кулешовой (в роли Клавдии Шульженко) и двух юных певиц Софии Сметаниной и Татьяны Ключниковой из ансамбля народной песни "Звонница". Спектакль-плач по ушедшему навсегда времени, непростому, подчас жестокому, но всё равно во многом прекрасному. Спектакль-притча о том, что русскую песню поют, а не шепчут. Спектакль — символ нежности, преданности, страсти и печали.

Спектакль — пример того, как надо ставить настоящие современные спектакли, яркие, точные (по режиссерскому замыслу и его воплощению актерами), глубокие, задушевные и…  зрелищные.

Здесь хорошо всё. Конечно же, игра актеров, причем абсолютно всех, какой протяженности ни была бы роль каждого. Отличная сценография, образцовое использование света и видеоряда, работа звукооператора, костюмы, музыкальное оформление, организация движения актеров, включая массовку. И, конечно, пение.

"По морозу босиком..." Сцена из спектакля. Фото: Александр Борисенко, предоставлено Приморским академическим краевым драматическим театром имени М. Горького

В общем, во всём, как говорится, чувствуется рука мастера. Даже зрители, сидящие в зале, сами того не сознавая (а потом уже и сознавая), стали участниками действа — зрителями на концерте Лидии Руслановой.

Спектакль очень понравился зрителям. Вдобавок он получил высокую оценку собратьев по театральному искусству. На 30-й церемонии награждения Премиями "Серебряный медальон" им. Народного артиста СССР А.А. Присяжнюка (12+), лауреатскими наградами были отмечены исполнительница главной роли Наталья Овчинникова — номинация "За лучшую женскую роль сезона (большая форма)" и Ефим Звеняцкий — номинация "За лучшую режиссуру спектакля большой формы". В число номинантов ("За лучшую мужскую роль  сезона (большая форма") вошел исполнитель роли Сталина заслуженный актер РФ Александр Запорожец.

2. "Скупой рыцарь" (12+)

Приморская сцена Мариинского театра 

Одноактовая опера "Скупой рыцарь", написанная великим русским композитором Сергеем Рахманиновым в 1904 году и поставленная в 1906 году в Большом театре, известна многим из-за "казуса Шаляпина", на которого Рахманинов и рассчитывал, создавая партию Барона. Федору Ивановичу опера не понравилась, по его мнению, музыка не дотягивала до пушкинского уровня, да и сама партия показалась ему более инструментальной, чем вокальной. Шаляпин отказался петь на премьере, хотя потом включал монолог Барона в свой концертный репертуар.

С тех пор сделать то, что не сделал Шаляпин, стало для оперных баритонов и басов (у Шаляпина был высокий бас, или бас-баритон) неким знаком повышения личной творческой планки.

За дирижерским пультом Павел Смелков

За дирижерским пультом Павел Смелков. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

На сцене Приморской Мариинки такая возможность представилась басу Сергею Плешивцеву. И он ею блестяще воспользовался. Певцу не только удалось построить образ Скупого рыцаря вокально, но и создать полноценный сценический образ. Несмотря на то, что опера прозвучала в концертном исполнении, возникла совершенная иллюзия происходящего. Чему способствовала и работа партнеров (тенор Алексей Костюк — Альбер, баритон Алексей Репин — Герцог, тенор Илья Астафуров — Ростовщик, бас Владислав Чибирев — Слуга), и работа оркестра Приморской Мариинки под управлением главного дирижера театра Павла Смелкова.

Отличным финалом премьерного вечера и всего цикла "Рахманинов — 150" (12+) стало исполнение знаменитой Второй симфонии Рахманинова, причем вторая часть симфонии — Allegro Molto (ля минор), самая яркая и вдохновенная часть произведения, прозвучала еще и на бис.

3. "С Наступающим…" (18+) 

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Премьера спектакля по пьесе современного московского драматурга и театрального педагога Родиона Овчинникова "С Наступающим..." стала, по сути, режиссерским дебютом Народного артиста РФ Сергея Гармаша, у которого давно сложились добрые и дружеские отношения с нашей Горьковкой.

Впервые спектакль по пьесе Овчинникова был поставлен в "Современнике" в 2010 году. По одной версии, автор писал пьесу по просьбе (и на) Леонида Ярмольника  и Сергея Гармаша. По другой версии, сначала написал, а потом пригласил друзей-актеров на главные роли (Ярмольник — преуспевающий продюсер Цандер, Гармаш — актер-неудачник Громов, и оба учились вместе в Щукинском училище). Есть и третья версия: по ходу репетиций Гармаш и Ярмольник постепенно стали сорежиссерами спектакля и внесли в изначальный текст немало изменений.

"С Наступающим..." Сцена из спектакля. Фото: Вадим Горшков, предоставлено Приморским академическим краевым драматическим театром имени М. Горького

Но интересно другое. В понимании столичной публики, да и критики "С Наступающим.." — это веселое новогоднее представление с любимыми актерами, чистая комедия с элементами сатиры.

Во Владивостоке благодаря тому, что Гармаш сам в спектакле не участвовал, а только режиссировал, его и мог видеть происходящее на сцене со стороны, произошло превращение развлекательной, по сути, комедии в местами жесткое, злободневное, остро сатирическое и в то же время очень проникновенное и задушевное сценическое произведение.  

Валентину Запорожцу (Цандлер — так зовут героя во владивостокской редакции спектакля) и Сергею Лисинчуку с партнерами, ну а главное, конечно же, режиссеру-постановщику Сергею Гармашу удалось достучаться сердец (и мозгов) зрителей и сказать о том, что волнует их самих. Русский театр стоит на грани, но еще не всё потеряно.

4. "Очарованный странник" (12+)

Приморская сцена Мариинского театра

Владивосток стал третьим городом в мире, где была поставлена опера-раритет Родиона Щедрина на либретто по хрестоматийной повести Лескова "Очарованный странник". До этого опера для концертной сцены в двух актах для трех солистов, хора и оркестра была поставлена только в двух городах — в Нью-Йорке (в концертном зале "Эвери Фишер-холл") и Санкт-Петербурге (на площадках Мариинского театра). Причем это довольное свежее музыкальное произведение — премьера "Очарованного странника" состоялась в 2002 году.

Конечно, опера очень сложна для исполнителей, как все предыдущие оперы Родиона Щедрина — "Не только любовь" (12+), "Мертвые души" (12+), "Лолита" (18+) — и следующие после "Очарованного странника" — "Левша" (12+) и "Рождественская сказка" (6+). Но эта сложность  антитеза той простоте, которая, согласно старинной русской поговорке", "хуже воровства".

"Очарованный странник". Сцена из спектакля. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра

Эта сложность, эта трудность — трудность и сложность возвращения к истокам исконно русской музыкальной культуры, к тому, что пели и слушали в древней и средневековой Руси, к чему были привычны, что воспринимали самым естественным образом.

Знаменный распев (одноголосое древнерусское церковное хоровое пение) в Прологе и Эпилоге, колокольные перезвоны в кульминациях, пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, цыганский романс, исполняемый здесь нараспев, в унисон всей музыкальной ткани оперы. Всё это наше, исконное, русское.

Спектакль, поставленный известным оперным режиссером Александром Степанюком, имеет очень интересную сценографию. Удачной идеей стало размещение хора в оркестровой яме вместе с оркестром. Ну и отлично справились с трудной задачей исполнители (их всего три в этой опере) — Евгений Плеханов и Сергей Плешивцев (Флягин), Мингиян Оджаев и Илья Астафуров (Засеченный монах, Князь, Магнетизер) и Наталья Якимова (Рассказчица, Грушенька).  Самых добрых слов заслуживает главный дирижер Приморской Мариинки — Павел Смелков.  

5. "Можно попросить Нину?" (12+)

Приморский краевой театр кукол 

В основу спектакля вечернего репертуара "Можно попросить Нину?" был положен одноименный рассказ (12+) классика отечественной фантастики Кира Булычева (настоящее имя — Игорь Можейко), создателя культовой "гостьи из будущего" Алисы Селезневой.

Надо сказать, что рассказ неоднократно экранизировался в формате короткого метра. Интересно, что автором сценария самой первой экранизации ("Что-то с телефоном" (12+), 1979 год, "Мосфильм", режиссер Константин Осин) стал маститый кинодраматург Анатолий Гребнев, к тому времени создавший сценарии таких фильмов, как "Дикая собака динго" (12+), "Июльский дождь" (12+), "Сильные духом" (12+), "Переступи порог" (12+), "Старые стены" (12+) и т.д.

"Можно попросить Нину?" Артисты за сценой. Фото: ИА PrimaMedia

Оставив изначальное название "Можно попросить Нину?" и время действия — 1972 год, режиссер спектакля Виталий Дьяченко решил пойти на усиление сюжета. События, описанные в рассказе, перенесены из Москвы в Ленинград (нынешний Санкт-Петербург, где всё еще сохраняют особое отношение к блокадной теме). В отличие от рассказа, 13-летняя Нина живет (точнее, выживает) не в 1942 году, а в декабре 1941 года. И это не случайно. Как известно, самым "голодным" и страшным временем блокады была зима 1941-1942 годов.  

В результате получилась пронзительная, берущая за душу история. Возможности театра кукол придают ей особое звучание и угол зрения. В спектакле используется формат видеотеатра, задействованы куклы-марионетки, принимают участие живые актеры, используются световые эффекты и создающие дополнительный объем занавесы-экраны. По-разному звучат и голоса главных героев — и как в жизни (только усиленные микрофоном), и как по телефону. А то, что молодой режиссер отсылает зрителя к, пожалуй, лучшему фильму Андрея Тарковского "Зеркало" (12+), задает спектаклю еще один вектор, в конце которого неизбежно приходит к выводу, озвученному героем другого фильма Тарковского — "Солярис" (12+) — доктором Снаутом: ""Человечество спасет стыд. Мы здесь для того, чтобы научиться любить. Нам не нужен никакой космос — нам нужно зеркало! Человеку нужен человек!"

А теперь выставки. Их три 

1. "Сенокос" (18+). Татьяна и Владимир Погребняк 

Галерея современного искусства "Арка" 

Известные владивостокские художники Владимир Погребняк и Татьяна Погребняк впервые за 45 лет творческого и семейного союза представили поклонникам своих талантов совместную выставку "Сенокос".

Владимир Погребняк предпринял очередную попытку достучаться до суровых, затвердевших в рутинных буднях сердец, пригласив тех, в чьей груди они монотонно тикают, как статусные часы Omega, на праздник сенокоса, правда, немного рановато — выставка в "Арке" открылась в июне, а праздник сенокоса на Руси отмечали в конце августа. То есть сначала всем миром косили и метали стога, а ввечеру водили хороводы, играли в салки и т.д.

Выставка

Выставка "Сенокос". Фото: ИА PrimaMedia

Всё это есть на картинах Владимира Погребняка, выполненных в его фирменной искренней манере художника-примитивиста. Много цвета, много света, много радости и веселья, и сквозь это — красной нитью — понимание истинных ценностей жизни: "Любите природу и любите друг друга!" Мысль, усиленная ассамбляжами Татьяны Погребняк (ассамбляж — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине). Своими работами Татьяна Погребняк бросает вызов эстетике всеобщей стандартизации, бунтует против нашествия вещей, очеловечивает их, возвращает им изначальность и первозданность (цвет, объем, запах, текстура). Очень хорошо!

2. "Великий Гуру" (18+). Персональная ретро-выставка Сергея Симакова

Центр современного искусства "Артэтаж"

Известный многим во Владивостоке художник и астролог, активный участник владивостокской группы "Штиль", объединившей в конце 1980-х годов группу молодых художников и графиков, Великий Гуру Сергей Симаков давно покинул родной город. Но благодаря тому, что в музейном фонде ЦСИ "Артэтаж" насчитывается более ста живописных и графических работ Сергея Васильевича, Александру Ивановичу Городнему, народному галеристу Владивостока, удалось организовать в стенах "Артэтажа" замечательную выставку в стиле ностальжи.

… Уходя на работу, мама оставляла маленькому Великому Гуру кисточку и баночку с водой. Полы были ярко-желтые, игравший на них свет солнца, падавший из южных окон, завораживал. Великий Гуру макал кисточку в банку с водой и оставлял на полу темные разводы, которые и были его первыми рисунками, абсолютно абстрактными и медитативными. Великий Гуру не рисовал ничего конкретного, просто следил за кистью, вернее, за мокрой темной линией, возникающей под разными углами вслед за разными движениями кисточками.

Те же упражнения в бесцветной акварели проделывал Великий Гуру и вне дома. Макая кисточку в лужу и раскрашивал дощатую поверхность стен сараев, заборов и домов.

На выставке

На выставке "Великий Гуру". Фото: ИА PrimaMedia

Придя на берег моря, Великий Гуру находил белую высушенную гальку и раскрашивал отдельно взятый камень, выявляя его узоры и покрывая своими, сделанными смоченной в морской воде кисточкой. Затем Великий Гуру выкладывал камни я ряд и завороженно смотрел, как созданный им абстрактный рисунок медленно исчезает из этого мира, пробуждая в Великом Гуру ощущение сожаления и неосознанной тоски по бренности всего, что есть, но неизбежно уйдет.

Из этой тоски и в попытках вернуть исчезнувшие изображения, видимо, и возник стиль Сергея Симакова. На его картинах как бы несколько изображений, несколько времен суток, несколько реальностей, несколько смыслов. Что-то исчезает (высыхает), что-то еще нет, тут роль солнца выполняет сознание зрителя.

И вот квинтэссенция — "Остров Пасхи", большое полотно, на фоне которого каждый кажется человеком, сошедшим с него, обитателем острова, откуда мы все пришли и куда все уйдем. Куда можно попасть только на плоту "Кон-Тики".

3. "О времени. Цианотипия, фотография, мультимедиа" (16+). Сергей Полывянный 

Центр современного искусства "Артэтаж"

Летом Владивосток посетил известный московский фотохудожник Сергей Полывянный (какое-то время живший и становящийся на ноги во Владивостоке). И надо же было такому случиться, что его первая персональная выставка прошла в городе юности, в ЦСИ "Артэтаж". В экспозицию были  включены работы, выполненные в разных техниках. Особый интерес у зрителей вызвали произведения в технике цианоти́пии.

Цианоти́пия — это бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобрел его в 1842 году английский физик и астроном сэр Джон Гершель. В свое время цианотипия широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов ("синек"), сейчас ею заинтересовались фотохудожники как альтернативным процессом получения отпечатков фотоизображения.

Выставка

Выставка "О времени". Фото: ИА PrimaMedia

— Изображение проецируется методом контактной печати. А далее задействуется ультрафиолет (скажем, ультрафиолетовые лампы) или солнце. Цифровой негатив делается в размерах будущего отпечатка. И уже с него контактным способом получается изображение на бумаге или на кальке, кому как нравится. Изначально цвет у цианотипии синий. И уже потом я "купаю" отпечаток в разных травах, чаях, кофе. И в зависимости от сорта чая и кофе, или отвара коры дуба и чабреца получается тот или иной оттенок, — раскрыл тайну методы Сергей.

Особая прелесть таких отпечатков — их необычная, какая-то параллельная реальность. Так, привычный с детства Владивосток в технике цианотопии выглядит как Владивосток из какого-то параллельного мира.

Фильм, всколыхнувший всю страну

"Вызов" 

Yellow, Black and White, "Первый канал", онлайн-кинотеатр "Start" при поддержке "Фонда кино" и "Роскосмоса"

Кинокартина режиссера Клима Шипенко с Юлий Пересильд в главной роли, пожалуй, стала, самым обсуждаем кинопроектом года. Причем в этот процесс активно включились и профессиональные критики, и массовый зритель.

Одни ругали фильм за "впустую потраченное бабло" на полет режиссера и актрисы на МКС, где было отснято "от силы 30 минут трехчасового фильма". Другие, наоборот, восхищались "профессионально снятыми космическими эпизодами".

Одни громили создателей фильма за "невнятный сюжет и затянутость картины". Другие увидели "динамизм в каждом эпизоде и увлекающий ритм всего фильма в целом".

Одни "испытывали испанский стыд" и соревновались в троллинге. Другие в ответ резонно замечали: "Чуваки, вот эти люди слетали в космос на настоящем космическом корабле, жили на МКС и умудрились снять там материалы для фильма. Сделай то же самое, потом расскажи нам, как надо было делать правильно".

Одни писали пространные посты в соцсетях под условным названием "Почему я никогда не пойду смотреть "Вызов". Другие шли и смотрели. И только тогда высказывались о фильме.

… Один приятель, еще не посмотревший "Вызов", спросил у меня: "О чем этот фильм?" Я стал пересказывать сюжет. "Не, не сюжет, — перебил приятель. — О чем фильм — в смысле, что хотел сказать режиссер?"

Я задумался. И вдруг внезапно понял, что мне на самом деле всё равно, что хотел сказать режиссер. Мне просто понравился этот фильм.

Ну и, наконец, книга

"То, что память сохранила" (6+)

Олег Канищев 

"То, что память сохранила" — записки кинорежиссера, сценариста, много лет проработавшего на студии "Дальтелефильм", были подготовлены и выпущены Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке министерства культуры и архивного дела Приморского края.

Чем ценна эта книга? В первую очередь, тем, что истории, в ней собранные, — не просто слепки памяти, но и чувства, эмоции, которые Олег Канищев сумел и сохранить, и передать читателям.

Отец — красный офицер, кавалерист, а затем заместитель коменданта Владивостокского укрепрайона Тихоокеанского флота. Мама — любившая стихи Игоря Северянина и осваивающая азы верховой езды по приказу Буденного и не хотевшая ехать в дальневосточную Тмутаракань. Сложные роды в Морском госпитале, в результате которых на свет появился будущий  патриарх дальневосточной и приморский кинодокументалистики. Квартира с окнами на Золотой Рог. Владивосток, о котором многие из нас даже не догадывались.

Книга Олега Канищева на выставке в честь 55-летия

Книга Олега Канищева на выставке в честь 55-летия "Дальтелефильма". Фото: ИА PrimaMedia

И далее, далее… Жизнь семьи и своя собственная жизнь, со временем превратившаяся в кинематографическую. Съемки, замыслы, снова съемки… Новые замыслы. Люди и события, о которых хотелось рассказать и удалось рассказать. Первая женщина — капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Встреча китобойной флотилии "Советская Россия" во Владивостоке — фильм "Полтора часа до объятий" (12+), который долго не разрешали снимать и который завоевал главный приз международного фестиваля документальных фильмов "Человек и море" (12+) — "Янтарную волну". Акира Куросава, снимавший в Приморье свой оскароносный шедевр "Дерсу Узала" (12+), и во плоти, и в рассказах художника-постановщика картины Юрия Ракши.

Это не просто книга в популярном сейчас формате нон-фикшн. Это книга, к которой хочется возвращаться, которой хочется подражать. Ведь, если задуматься, жизнь каждого из нас полна своих приключений, находок и открытий, чем бы мы ни занимались.  

Ключевые слова: Новости кино, Наука и технологии
Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 125

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.