Первого сентября 2024 в силу вступают поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ. В инфополе эти поправки уже называют: законом об СТСО (системообразующих территориальных сетевых организациях).
Первым, главным и очевидным результатом введения этих поправок станет консолидация ответственности поставщиков электроэнергии как перед потребителями, так и перед вышестоящим уровнем - региональными органами исполнительной власти. Именно последние и будут определять соответствие существующих территориальных сетевых организаций (ТСО) критериям и выбирать наиболее подходящую для принятия на себя функции системообразующей. Для потребителей СТСО станет тем самым “одним окном” для решения вопросов и регистрации проблем.
Оставшиеся ТСО будут фактически являться контрагентами для выбранной системообразующей. И вот здесь на мой взгляд, есть некоторая опасность. СТСО сама по себе будет иметь право заключать договоры с потребителями. Она же будет предъявлять требования к ТСО по стандартам обслуживания в том числе по регламенту устранения неисправностей и аварий.
Очевидно, что такая схема может быть использована для вытеснения действующих ТСО с рынка ради увеличения собственной прибыли. Однако улучшит ли это качество снабжения?
Важно, чтобы те самые, вышестоящие уровни - исполнительная власть не бросали ситуацию на самотек и не давали организацию всей распределительной сети на откуп одному СТСО. Ведь наряду с десятками, а даже сотнями неэффективных ТСО (а по итогам 2023 статуса ТСО были лишены до 300 организаци) большое количество ТСО на уровне регионов действует вполне эффективно именно благодаря учету специфики региона. Вытеснение их с рынка может привести не к усилению ответственности, а наоборот, к ее размытию: “Что-то там наверху не учли”.
Отдельным и позитивным эффектом от консолидации функций сетевых организаций является более эффективное использование средств, направляемых для устранения чрезвычайных ситуаций. Форс-мажоры потому так называются, что не имеют регулярного и прогнозируемого характера. Иметь на каждом участке энергосети все необходимое для устранения аварий нет экономической целесообразности. Здесь централизация на руку. Правда при условии быстрого и оперативного реагирования. Введение нормативов на такую оперативность, также задача верхнего уровня управления.
Спикер: Олег Щевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»