В современных экономических реалиях развитие международного транспортного коридора Север — Юг, который связывает Россию с Индией и Ираном, приобретает всё более важное значение.
Присоединение Пакистана к коридору Север — Юг значительно расширяет географию проекта и открывает новые рынки для российской продукции. Пакистан является важным транзитным узлом для товаров, направляющихся в страны Южной Азии и Ближнего Востока, что расширяет для России доступ к мировому океану и увеличивает объём грузоперевозок. Кроме того, сам Пакистан, с его населением более 220 миллионов человек, представляет собой огромный рынок сбыта для российских товаров. Это может способствовать увеличению экспорта российских товаров, таких как нефть, газ, металлы, зерно и другие сельскохозяйственные продукты.
Однако, несмотря на очевидные плюсы, присоединение Пакистана к коридору Север — Юг может столкнуться с рядом технических проблем. Необходимо модернизировать пункты пропуска, реконструировать автодороги, синхронизировать работу перевозчиков. Например, большую проблему представляет отсутствие железнодорожного паромного сообщения между Россией, Казахстаном и Ираном из-за разницы в ширине колеи и габаритах подвижного состава. Кроме того, существенная проблема — состояние транспортной инфраструктуры в Пакистане. В частности, для полноценного использования пакистанского направления необходимо, чтобы была построена так называемая Трансафганская железнодорожная магистраль, которая, в отличие от автомобильного транспорта, сможет обеспечить значительные объёмы перевозок.
Ещё одной проблемой является координация между различными странами-участницами проекта. Коридор Север — Юг проходит через несколько государств, каждое из которых имеет свои собственные правила и стандарты в области таможенного оформления и транспортировки. Это приводит к существенному увеличению времени простоя автотранспортных средств на границе — до 40% от общего времени в пути, а также к увеличению стоимости фрахта транспортных средств до 30% и к другим негативным последствиям. Существует и проблема безопасности. Этот фактор может создать дополнительные риски для транспортировки грузов и привести к увеличению страховых премий и транспортных расходов.
Реализация всех преимуществ МТК и кратный рост грузоперевозок в регионе зависит от достаточной пропускной способности транспортных артерий коридора. Поэтому для успешной реализации проекта необходимо решить ряд проблем, связанных с координацией между странами-участницами, обеспечением безопасности и развитием провозных мощностей и транзитно-тарифной политики.
Спикер Олег Шевцов – генеральный директор АО «Трансэнерком»