Уже более ста лет прошло со времен второй промышленной революции, когда внедрение промышленных технологий, основанных на использовании электроэнергии, позволило в разы поднять производительность труда. Однако, даже прошедшие с тех пор третья и четвертая индустриальные эпохи не уменьшили роль электроэнергетики в мировой экономике.
Так с начала двухтысячных годов в России потребление электроэнергии выросло на 25%, при этом 60% потребления приходится на промышленность. Доля затрат на электроэнергию в России на 2014 год в среднем составляло 5-6%. Но при этом Россия входит в число стран с самой низкой стоимостью электроэнергии. Стоимость электричества для российских потребителей коммерческого секторов экономики и аналогичных пользователей из ЕС в 2021 м году отличалась в 5 раз.
Такая разница в стоимости, вызванная неравномерным развитием мировой промышленности и производства электроэнергии, существовала и вызывала озабоченность еще в середине ХХ века, когда в послевоенном мире начали создаваться договоренности, имевшие целью выровнять дисбаланс хотя бы в рамках имевшихся в то время экономических и политических блоков.
Особый смысл появился в объединенных энергосистемах с началом эры использования АЭС так как электростанции на ископаемом топливе или на энергии воды ограничены в возможности «поделиться» выработкой. Потенциал же атомных станций значительно выше.
Главным апологетом использования атомной энергии в конце XX го века был Советский Союз. Построив в 1954 м году первую в мире атомную станцию, подключенную к электросети, СССР стремительно развивал программу АЭС как на своей территории, так и в странах Совета Экономической Взаимопомощи: ГДР, Польши, Болгарии, Румынии, Чехословакии и Венгрии.
Очевидно, что такой значимый для экономики вопрос как энергоснабжение, не мог и не может быть оторван от политики. Так строительство атомных станций в странах-союзниках СССР позволял интегрировать экономику и сильнее привязывать их к социалистическому лагерю. Если научные разработки, а также работы по обогащению и утилизации топлива велись в СССР, то многие этапы производства необходимых элементов АЭС были распределены по разным странам. Так в ЧССР (Чехословакии) производились реакторы и паровые турбины, в НРБ (Болгарии) оборудование защиты АЭС, а в ВНР (Венгрии) средства для спецочистки воды. Учитывая, что по планам развития в той же Болгарии выработка АЭС к 90 году закрывала 40% потребности экономики, нетрудно представить степень интеграции экономик, а вслед за ними и политических систем.
К сожалению, Чернобыльская авария 1986 года поставила большой знак вопроса на перспективах атомной энергетики, и по мнению многих политологов была одной из важнейших причин как для распада социалистического лагеря, так и самого СССР. Это служит хорошим примером как интеграция экономик вокруг электроэнергетического комплекса может влиять на взаимоотношения стран и экономических систем в целом.
К девяностым годам прошлого столетия в Европе существовали три крупных энергосистемы: объединение стран Западной Европы (UCPTE), северной ее части (Nordel System) и система «Мир», объединявшая страны Совета Экономической Взаимопомощи. По описанной выше причине, страны СЭВ после разделения СССР стали входить в западные и североевропейские системы, в которых начались интеграционные процессы вплоть до включения в себя таких участников таких как Турция и даже Марокко.
Однако, экономика берет свое. Закрытые по требованию Евросоюза «небезопасные» блоки атомных станций оказались жизненно необходимыми для экономики стран бывшего СЭВ. Ставка на зеленую энергетику «не сыграла», а ископаемое топливо для электростанций подорожало в цене и стало намного менее доступным.
Например, в той же Болгарии в 2023 г. принято решение по разблокировке ранее остановленных 4 спецблоков, построенных еще при СССР на АЭС «Козлодуй» и достройке новой АЭС «Белене». И если подряд на модернизацию по политическим причинам достанется американской компании, закупать топливо все-таки придется в России.
Показательной историей также является и строительство АЭС «Аккую» в Турции. Проект, открывшийся в 2010 году, прошел через санкции и заморозку, но возобновился и с большей долей уверенности будет завершен — Россия получит до 22 млрд в пересчете на доллары США, а Турция обеспечит до 10% потребности в электричестве страны. И, что не менее важно, в проект станет взаимовыгодной прочной нитью связывающей экономики и взаимоотношения стран в целом.
Не зря в последнее время появился даже такой термин: «энергетическая дипломатия». Это формат взаимоотношений, опирающийся на взаимовыгоду и прагматичные интересы экономик участников. Взаимосвязь энергетических систем, основанная на предоставлении своих ресурсов и технологий оказывается в конечном итоге гораздо сильнее политической ангажированности.
Любой проект по строительству высокотехнологичных объектов электроэнергетики, которыми в настоящее время без сомнений являются атомные станции, является вкладом в долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Спикер — Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»