Владивосток, 24 июня, PrimaMedia. Ритейлеры Приморья проявили социальную ответственность и со всей серьезностью отнеслись к просьбам администрации Приморья не допускать резкого скачка цен на социально значимые товары. Порядка 800 магазинов в результате взаимодействия с краевыми властями стали применять дифференцированный подход к уровню торговых надбавок, то есть снижают их на социально значимые товары и повышают на товары "премиум" класса. Об этом в ходе беседы с корр. РИА PrimaMedia рассказала директор департамента лицензирования и торговли Елена Коваль.
- Елена Борисовна, в прошлом году в Приморье началась настоящая паника. Цены на товары то опускались, то поднимались, на "горячую линию" департамента то и дело поступали жалобы. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в 2015 году?
- Действительно, после введения эмбарго с августа 2014 года увеличилось количество звонков о росте цен на продукты питания. В период с августа по декабрь 2014 года на телефон "горячей линии" поступило 459 обращений. С начала 2015 года поступило 242 обращения, как о росте цен, так и о нарушениях прав потребителей при продаже товаров. Таким образом, как показывает анализ поступающих звонков, в настоящее время наблюдается тенденция уменьшения количества поступающих обращений. В настоящее время в магазинах продовольственные товары представлены в широком ассортименте, и нет никакой необходимости скупать их в больших количествах.
- Если говорить о Владивостоке, то где можно найти социальные магазины или социальные полки?
- Перечень магазинов социальной направленности во Владивостоке включает в себя 19 точек. Товары, которые реализуются с применением минимальной торговой надбавки, обозначены желтыми ценниками. Вместе с тем, в магазинах проводятся различные акции по реализации товаров по сниженным ценам. Товары, участвующие в акциях выставлены на отдельных паллетах и выделены яркими ценниками. Кроме того, розничные торговые сети края и магазины шаговой доступности также проводят мероприятия, направленные на обеспечение ценовой доступности отдельных видов продовольственных товаров для покупателей. Товары, участвующие в акциях, так же выделены яркими ценниками.
- А как вообще владельцы торговых точек идут на контакт в "ценовом" вопросе? Ведь ритейлеры имеют право выставлять такие цены на продукты, которые считают нужным.
- Действительно, согласно действующему законодательству, предприниматели самостоятельно определяют цены на продовольственные товары. Прямое вмешательство органов государственной власти в процесс ценообразования допускается только в отдельных случаях, определенных законодательством. Например, органы власти могут установить торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.
Вместе с тем, администрация Приморья в постоянном режиме взаимодействует с руководителями торговых предприятий края по вопросу возможного снижения торговой надбавки на продукты первой необходимости. И можно сказать, что наш бизнес является социально ответственным, руководители магазинов понимают важность данного вопроса. В результате такого взаимодействия порядка 800 магазинов края уже применяют дифференцированный подход к установлению уровня торговых надбавок путем снижения их на социально значимые продовольственные товары и повышения на товары "премиум" класса. А для того, чтобы жители края знали о таких магазинах, их перечень размещен на странице департамента в сети Интернет.
- Расскажите, как ведется работа администрации Приморья по присоединению предпринимателей к "Кодексу добросовестных практик"?
- Для начала хотелось бы рассказать о самом кодексе. "Кодекс добросовестных практик" был разработан в 2013 году администрацией Приморья для исключения излишних посреднических звеньев в товародвижении. Он предусматривает прямые поставки пищевых продуктов местного производства в предприятия торговли края. В настоящее время к кодексу присоединились уже 47 розничных торговых сетей, в состав которых входит 243 магазина, в том числе 70 гипер- и супермаркетов, и 37 приморских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Работа по присоединению к кодексу продолжается.
- Неоднократно заявлялось, что продовольственные ярмарки - один из самых эффективных способов снижения цен на продукты и развития здоровой конкуренции в крае. Следит ли департамент за тем, чтобы фермеры не делали чрезмерную накрутку на товары?
- Да, следит. Продовольственные ярмарки организуются для того, чтобы местные товаропроизводители и сельхозпроизводители могли реализовать свою продукцию без посредников, с применением минимальной торговой надбавки непосредственно населению. Поэтому места на ярмарках в приоритете предоставляются приморским производителям, чтобы они могли реализовывать выращенную продукцию напрямую жителям края. Соответственно цена на продукцию должна быть меньше, чем в магазинах. И если выясняется, что товар, реализуемый на ярмарке, имеет высокую цену, то ставится вопрос о нахождении такого участника на ярмарке.
Цены на продукты питания снизили магазины Приморья - АПК
Торговые надбавки на рыбопродукты в Приморье составляют от 20% до 45% - Елена Коваль