Мастер спорта по синхронному плаванию, тренер-преподаватель муниципальной спортивной школы "Русич" с 30-летним стажем, Евгения Лесик рассказала о счастливом пути в спорте, мотивации, таланте, упорстве и трудолюбии, сообщает пресс-служба ФППК.
— Евгения Евгеньевна, в первую очередь хотелось бы поздравить Вас с прошедшим Днем тренера! Тренер — не просто профессия или должность — это призвание, способность быть для спортсмена педагогом, психологом, близким другом. Расскажите, с чего начался ваш путь?
— В спорте я с детства, мечтала заниматься художественной гимнастикой, но боялась булавы (смеется). В 7 лет мама привела меня в фигурное катание, она решила, что с моей любовью к танцам и музыке этот творческий вид спорта мне подойдет. В секцию был большой набор, и в итоге из 40 человек остались четверо, среди которых была и я. Занятия проходили в профсоюзной школе на базе спортивного общества "Труд", так что с профсоюзом судьба меня свела еще в детстве. Мы активно участвовали в соревнованиях, ездили по стране и тренировались в ожидании строительства профессиональной ледовой арены с хорошим льдом. Но, к сожалению, каток не построили, и в 11 лет мне пришлось искать другой вид спорта.
Сестра занималась на тот момент скоростным плаванием, и я решила попробовать, хотя еле держалась на плаву. В бассейне работала секция по синхронному плаванию, которую тренировал приглашенный специалист из Санкт-Петербурга. Плавала я плохо, но тренеру приглянулась. Мне поставили условие — за 1,5 года догнать команду, и я решила, сделаю, не сдамся. Ездила через весь город на тренировки к 6 утра, — и все получилось, упорство и труд помогли добиться результата. Попала в основной состав команды и выполнила норматив Мастера спорта России по синхронному плаванию.
— Как вы решили стать тренером?
— Из синхронного плавания девушки часто уходят в тренерскую работу. Мне хотелось учить, передавать свой опыт и мастерство. Пришла на работу тренера в 17 и вот уже 30 лет занимаюсь с детьми.
Причем 20 из них успешно совмещала тренировки спортсменов в двух совершенно разных видах спорта — синхронном и спортивном плавании. Первый опыт многозадачности случился в 2000 году в городе Лесозаводске. Более 180 синхронисток и пловцов занимались под моим началом. В накопленном багаже присутствует и опыт административной работы.
С 2007 года в течение 15 лет занимала должность президента федерации синхронного плавания.
— Почему ушли?
— Потому что сделала все, что хотела и смогла. Решила сосредоточиться на одном виде спорта. Подготовила вместо себя тренера и только два года назад окончательно ушла в спортивное плавание.
— Между синхронным и спортивным плаванием выбрали последнее, почему?
— Когда в синхронном плавании стали меняться правила, стало тяжело совмещать. Два вида одновременно вести на высоком уровне проблематично. Спортивное плавание более массовый и доступный вид, а синхронное — скорее элитный спорт. Это принципиально разные дисциплины, их объединяет только вода. Синхронное плавание — это музыка, танец, творчество. Спортивное — циклический вид. В нем больше скорости, техники, борьбы с собой вчерашним. И этот спорт более объективный, что ли. Результат зависит только от времени. А в синхронном — судейская оценка, субъективное суждение.
— В любой профессии бывают сложности и радостные моменты, чего больше?
— Трудности для того и нужны, чтобы их преодолевать. Конечно для тренера, прежде всего, это сложные условия тренировок, не хватает времени на воде для всех детей. Но мы не сдаемся, тренируемся в зале. Сейчас у нас два тренера занимаются с сотней детей на уровне начальной подготовки и второй ступени. Чтобы выдавать высшие достижения, у тренера должно быть 4-5 КМС, которым посвящено все время.
Перспективным пловцам нужно плавать два раза в день, а у нас получается всего три раза в неделю. Тем, кто показывает хорошие результаты, приходится уезжать в другие регионы, где есть база, системность, зарплаты. Ждем Дворец водных видов спорта, много лет говорят о строительстве. Он очень нужен Приморью.
— Дети хотят заниматься, горят спортом?
— Сейчас, к сожалению, дети слабо развиты физически, очень мало "пахарей", тех, кто любит трудиться. Девочки более усердные и старательные, а мальчишки начинают работать, когда становятся старше. С парнями легче, когда они уже подростки, а с девочками наоборот начинаются сложности. Часто родители обращаются за поддержкой, и я подключаюсь. Мы выступаем единым фронтом, вместе, сплоченной командой: спортсмен-тренер-родители. Только так можно добиться высоких результатов.
— А как вы мотивируете ребят? Есть какие-то профессиональные секреты?
— Мотивация должна быть внутри. Интересно наблюдать, как они сами растут. Я наблюдаю за трансформацией спортсмена, не заставляю, не лезу. Подключаюсь, когда вижу, что нужна помощь, стараюсь сильно не наседать. Иногда нужна строгость. Спортсмены приходят работать, они ждут от меня результат.
— Что вы испытываете, когда ваши воспитанники побеждают? Какие эмоции?
— Радуюсь, но уже спокойно. В синхронном плавании ты понимаешь, что это твой большой труд как тренера команды. С пловцами другое — радуешься за то, что спортсмен добился и победил себя на этом этапе. Прошел отбор, выполнил разряд. Или в целом оправдывает ожидания тренера, как специалиста, который вложил в него много сил.
— Любой спорт — это серьёзная нагрузка. Какие травмы встречаются у пловцов?
— Плавание — малотравматичный вид. Бывает, плечи страдают, иногда голеностоп. Но это скорее исключение.
— Что нужно знать родителям, мечтающим о плавании для ребенка? Как понять, что этот вид спорта ему подходит?
— Учиться плавать можно и нужно всем. Купание и спортивное плавание — разные вещи. Даже по родителям не всегда понятно, каким станет ребенок. Понять, что он пловец, может только тренер, посмотрев на него в воде. Плавание хорошо развивает грудную клетку, вытачивает гармоничную и рельефную фигуру.
— Как проходит рабочий день тренера?
— Идеальный рабочий день — когда в бассейне есть вода. Когда ее нет, тренировки проходят в зале или на стадионе. Первая тренировка в зале начинается в 8.30 утра. С 14.30 до 18.00 тренирую еще две группы. После отправляюсь на тренировку сама, плаваю, занимаюсь танцами и гимнастикой. Делаю подарок самой себе для души. Заканчиваю в 20.00, и потом с ребятами плаваем с 21.00 до 23.00, когда в бассейне есть свободная вода. Уже в ночи еду за младшим сыном в "Фетисов Арену", он единственный в нашей семье не имеет отношения к плаванию, занимается хоккеем. Вот такой он — день тренера по плаванию.
— А вы продолжаете выступать на соревнованиях?
— Да, я выступаю на различных соревнованиях по плаванию в категории "Мастерс", которые проводит Международная федерация водных видов спорта World Aquatics. Занимаю призовые места и привожу медали. Сейчас готовлюсь к Кубку России (16+), который пройдет в городе Казань с 22 по 25 ноября. Бегаю марафоны, плаваю на открытой воде.
Сдаю каждый год норматив ГТО на золотой значок, хотя у тренера нет таких требований. Считаю, что должны быть, и делать это нужно чаще, за 10 лет спортивная подготовка большинства людей теряется, надо подтверждать результаты.
— Что вы считаете своими достижениями, чем можете гордиться?
— Я очень люблю плавание, потому что им можно заниматься всю жизнь. Воспитала я мастера спорта — это гордость. Если нет — пускай, зато я научила плавать сотни человек. Есть в моей копилке и опыт работы с особенными детьми, которые пробились в большой спорт, в паралимпийские команды.
Горжусь своими тренерами, для которых я стала наставником. У нас нет конкуренции и, если спортсмен захотел остаться в профессии, значит я все сделала правильно.
Самый большой повод для гордости — это моя воспитанница, спасшая жизнь тонущему в море человеку.
— Поделитесь планами, что интересного в спортивной школе "Русич" будет происходить в ближайшие месяцы?
— Сейчас мы активно готовимся к Чемпионату Дальнего Востока. Перед ребятами стоит задача туда попасть и отобраться на Чемпионат России. В декабре у детей внутренние экзамены, они должны выполнить нормативы. До конца года пройдут краевые соревнования в Уссурийске и Арсеньеве. Ежегодно выезжаем на Кубок Сибири в город Иркутск.
В конце года мы обязательно проводим фестиваль водных видов спорта (12+), своего рода "Елка на воде". Участие всех пловцов обязательно, мы играем в водное поло, ныряем, демонстрируем навыки спасения на воде. Секция синхронного плавания обязательно, это уже традиция, показывает номер — плавание с горящими свечами в темноте — завораживающее зрелище.
В Артеме мы ежегодно проводим новогодний марафон. На старт дети выходят в новогодних костюмах. Обязательно делаем конкурсы и оценку костюмов (судьи тоже наряжаются), а Дед Мороз вручает предновогодние подарки.
Я творческий человек, сама придумываю мероприятия. Да, времени не хватает, но мне повезло, рядом единомышленники, которые всегда помогут и поддержат. Есть родители, на которых можно опереться, руководство школы помогает, чем может.
— Скажите, в вашей организации есть профсоюз? Какую роль он играет в вашей жизни?
— Да, конечно. Мы состоим в профсоюзе работников образования. Когда дети были маленькие, ездили в летние лагеря на каникулах. Получали новогодние подарки, и нам на День учителя дарят — приятно.
Конфликтных ситуаций не было, не приходилось ничего решать, но членство в профсоюзной организации придает уверенности в том, что в любой ситуации работник получит помощь и поддержку. Я убеждена, что нужно любить свою работу. Тогда найдутся силы показывать высокие результаты и энергия для творческих проектов.