8 ноября отмечают международный день КВН. Это неофициальный праздник всех, кто так или иначе причастен к Клубу Весёлых и Находчивых. В Приморье таких людей огромное количество. Регион представляли в телевизионных лигах пять команд, а популярность у зрителей когда-то зашкаливала. О "золотом времени КВН" и его настоящем корреспондент ИА PrimaMedia поговорил с Сергеем Матлиным. Он более 15 лет руководил приморским КВН, а Сборная Владивостока при нем пять сезонов отыграла в высшей лиге — больше не удавалось ни одному коллективу в стране.
— Сергей, вас называют основателем приморского КВН. Наверняка это справедливо. Вы долгое время возглавляли Дальневосточную лигу, руководили командой, которая первой из региона пробилась в Высшую лигу международного клуба и продержалась там рекордные пять сезонов. А сейчас, в вашей нынешней жизни, остался КВН?
— Да, КВН, конечно, остался. И потому, что бывших КВНщиков не бывает. И потому, что приходит в мою жизнь постоянными флешбеками. Так это, вроде, называется, когда где-то в совершенно иной — абсолютно не КВН-ской реальности — встречаешься, пересекаешься с людьми, с какими-то моментами, с фактами, а они, в свою очередь, оказываются связаны с КВН. И это очень круто, я считаю. Потому как подтверждает ту простую данность — ничего, наверное, более мощного и масштабного в плане инструмента социального роста Россия девяностых и нулевых не знала.
1998 год. Сергей Матлин. Из архива Сергея Матлина
Кстати, в Приморье это проявляется ещё ярче, так как в своё время движение КВН у нас было на порядок круче, чем где бы то ни было. Чему есть колоссальное количество подтверждений — как официальных, так и не очень.
Среди моих бывших коллег по игре есть и мэры городов, и вице-губернаторы, и председатели избирательных комиссий субъектов РФ, и региональные министры, и высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов. А про людей "из телевизора", из шоу-бизнеса и говорить не приходится.
И мне кажется, что все они с удовольствием и даже с некоторым трепетом сохраняют удивительное чувство сопричастности к тому общему делу, которым занимались пятнадцать-двадцать-двадцать пять лет назад. Связи эти очень фрагментарные, эпизодические, порой внезапные, но они есть, они живут. Например, абсолютно нормальное явление в моей жизни — это звонок от кого-то из "Уральских пельменей" или "Детей лейтенанта Шмидта" с просьбой посмотреть какую-то деталь на авто или найти телефон "того парня из Магадана", который принимал их на гастролях в 2001 году". Или сообщение с просьбой прислать видео с поздравлением от Владиков (так называли в тусовке нашу команду) кому-то из их коллектива на юбилей. Бывают, кстати, и очень "взрослые" запросы — в прошлом году, например, бывший директор "Уездного города", а ныне серьезный кинопродюсер Дима Табарчук просил помочь найти списанное судно для съемок сериала про "Челюскин".
— А как для вас лично начинался путь в КВН?
— Со студенческих отрядов. Во-первых, на слетах ССО мы играли в КВН между делегациями. Во-вторых, я в отрядах участвовал в агитбригаде и, видимо, делал это хорошо, потому что меня позвали в наш институтский театр. А когда из театра через пару лет ушла руководитель, и мы задумались, как жить дальше, в нашу — на тот момент перестроечную — жизнь пришел КВН. И мы театром пошли сражаться за честь вуза. И выиграли. Тот самый первый сезон Приморского КВН 1988 года.
Финал приморской лиги КВН в 1988 году. Из архива Сергея Матлина
Потом был Дальневосточный фестиваль, который мы провели во Владивостоке и который, не поверите, снимало приморское ТВ. И, еще больше не поверите, на котором тапером команды из Иркутска был мальчик по имени Денис Мацуев. Был Всесоюзный фестиваль в Тюмени, на котором мы проиграли Пензе, но все равно получили приглашение в сезон Центрального ТВ. Во многом все эти вещи тогда, кстати говоря, случились благодаря невероятной энергии и пробивной мощи нашего директора команды Василия Сысойкина. Который впоследствии прославился в качестве директора Краевой аптеки. Деньги (нужно было сто тысяч рублей) на участие в телепрограмме мы тогда не успели найти. Но пару раз мне довелось в том сезоне попасть на игры в Москве. И даже стать автором одной из шуток, попавших в программу. Мы помогали тогда команде тюменского меда. Игра была в Серебряном бору, на открытом воздухе. И в конкурсе то ли выездном, то ли капитанском про экологию они плыли по Москве-реке на лодочке и говорили какие-то свои монологи. И в том числе мою незамысловатую репризу: "Москва, как много в эту реку не только русского влилось". Вот, так в свои двадцать три года стал я тогда, получается, наемным автором. Но на исключительно волонтерских началах. Хотя слова "волонтер" тогда не было.
— А не проводили подсчет, когда вы были у руля приморского КВН, сколько людей в него играло в нашем регионе?
— Перед какими-то выборами примерно прикидывал, что за полтора десятка лет моей непосредственной работы в ПримКВН через его различные мероприятия прошло не менее пятидесяти тысяч человек. Поскольку речь не о зрителях, а именно о тех, кто играл, то это очень серьезная цифра. Которая давала свои куда более широкие круги расширения за счет друзей, близких, болельщиков, их друзей и близких. И выливалась в грандиозные рейтинги интереса к юмору в крае в целом. Что в свою очередь находило подтверждение, что называется, в реальном секторе экономики. Например, в количестве продаж билетов как на местные игры, так и на концерты приезжавших команд теле-КВН. Если соотнести эти продажи с численностью населения, то вряд ли с нами мог поспорить какой-то другой регион страны. Затем, кстати, в эту нишу с успехом попал и Comedy Club (16+). В их первом туре 2006 года Владивосток был единственным городом, собравшим шесть залов. Да и нынешние стендаперы собирают у нас аншлаги, уверен, в том числе отчасти и благодаря шлейфу тех времен.
— А можете судить, насколько популярен КВН сегодня?
— Хотя я сейчас и не напрямую, как сказала бы молодежь, в теме, не внутри движения, но вполне могу оценить его проявленность по массе других факторов. Например, по популярности самих игроков. Если во времена Сборной Владивостока человек из её основной линейки не мог в общем-то особо спокойно прогуливаться где-то в публичном месте не только в родном городе, но и в любом другом населенном пункте страны, то сейчас людей из Высшей лиги могут не признать даже в коридоре собственного вуза. Или по резонансу показа игр по Первому каналу (18+). Вот, наш "Красный лис" с успехом три года отыграл в Вышке, выигрывал призы на музыкальном фестивале, получил телеэфиров едва ли не больше, чем в свое время Сборная Владивостока, а многие из земляков, причем, небезразличных к КВН, узнавали вообще о самом факте существования у нас команды такого уровня из моих соцсетей.
Сборная Владивостока во время последней игры в высшей лиге КВН. Из архива Сергея Матлина
У меня есть объяснение, почему так. Если раньше КВН был всеобъемлющим, всеохватывающим, во многом безальтернативным молодежным движением, то теперь он стал "одним из". По сути нишевой молодежной субкультурой. Нишевой и в плане масштаба, и в плане хронологии. Вот, смотрите, в мое время люди играли в КВН в среднем лет пять, не меньше. А если речь шла о тех, кто пробивался в телевизор, то легко доходило и до десятка с лишним годиков.
Сейчас норма — это поиграть три-четыре сезона и уйти куда-то в сторону "нормальной работы". То есть это просто одна из ступеней, причем, начальных в творческой индустрии. Но самому КВНу подобная краткосрочность не позволяет цементироваться как движению. Внутренние социальные связи не успевают банально созреть, стать прочными. Соответственно, утрачиваются признаки движения.
— А почему сейчас это время пребывания в КВН настолько сократилось?
— Наверное, потому, что раньше цель игры в КВН была высока и потому не очень понятна. Помню, мы говорили тогда, что глупо приходить в КВН, если ты не мечтаешь попасть в телевизор. А потом, что глупо играть в телевизоре, если ты не мечтаешь стать чемпионом Вышки. Понятно, что до подобных вершин добирались единицы из тысяч. Но цель манила и давала энергию.
Сейчас же, мне кажется, такой вот маячок себе мало кто рисует на перспективу. Ребята приходят в игру либо случайно, зачастую за компанию, потусоваться на некоторое время. Либо за очень конкретной "синицей в руках", то есть за приобретением креативных или сценических навыков, чтобы дальше использовать их в своей карьере. Такая вот предметная, практическая, правильная задача. И поэтому, как только в определенный момент у них появляется понимание, что они выполнили ТЗ, или же им приходит некое предложение, они без особых размышлений уходят. Тут могу по-ветерански повспоминать, как люди ради КВН отказывались от очень выгодных работ, защит диссертаций и даже оставались поучиться в вузе еще на годик-другой. Но это будет не к месту и не ко времени, потому что нынче иная реальность. Которую не объедешь по кривой, да и зачем?
Вот, например, уже в конце второго сезона из состава "Красного лиса" часть ребят жила и работала в Москве. Люди получили предложения от крупных творческих компаний и спокойно их приняли. Подвели команду? Скорее, да, чем нет. Но стоит ли их за это осуждать? Например, с таким же искренним накалом, как мы в начале сезона 2003 года это делали в отношении отъезда в столицу Алексея Федорова — капитана команды таможенной академии и одного из наших лучших авторов. Да, мы тогда это посчитали, и, наверное, искренне и правильно, предательством. Но, вот, смотрите, Леша вырос, стал едва ли не главным гуру по видеорекламе в России, он член жюри международных рекламных конкурсов, его имя красуется в титрах нескольких очень известных фильмов, плюс он помог и помогает в продвижении многим из участников Сборной. А не уехал бы вовремя, было бы всё это, кто знает...
— На протяжении, наверное, лет 10−15 слышны утверждения, что КВН уже не тот. Хотя с течением времени все меняется, и КВН в том числе.
— КВН всегда был "не тот". В конце девяностых, например, говорили, что он не тот, чем был, когда играли одесситы, Новосибирск, "Новые армяне"... А я вот лично вообще застал еще КВН аж тех самых восьмидесятых годов, когда он только возродился. И тогда говорили, что он не тот, что был до возрождения, то есть в шестидесятые. КВН всегда будет не тот, ровно, как и молодежь, которая вечно "не та".
Другое дело, что просто нужно перестать смотреть на него с тем же пиететом, как это было в то самое условно "золотое время КВН" начала нулевых, когда зашкаливали рейтинги и когда играли нынешние звезды всех телеканалов. Повторюсь, монстра больше нет. Есть милая симпатичная и достаточно популярная игра. Не более того. Но и не менее.
— Сейчас появилось много цензуры в КВН?
— Цензура была всегда, если понимать под этим словом редакторскую работу. Задача редактора — оставить в программе то, что он считает важным с точки зрения юмористического материала. Вы можете считать что-то смешным, а редактор может считать это неуместным, а то и пошлым. Да, часто это касается именно политических шуток и поэтому кажется, что вот она злая цензура. Но на самом деле просто у редакторов обычно куда лучше развиты чувства вкуса и меры. И наш собственный опыт показывает, что они (редакторы) гораздо чаще в итоге оказываются правы, чем вы это себе представляете на момент спора с ними.
Например, Сборная Владивостока самовольно вставила в программу прямо на игре четвертьфинала 2001 года песню, которая называлась "Обращение Президента России к Беларуси". Мало того, что песня "ушла в никуда". Мы тогда откровенно испортили эфир Первого канала. За что были довольно жёстко наказаны: команду лишили приглашения на самый престижный фестиваль — "Голосящий КиВиН" (12+) в Юрмале. А ведь парой месяцев ранее в нашем ДКМ (ныне "Концерт-Холл") этот номер, как говорится, "порвал зал".
Кстати, посмотрев финал Вышки прошлого года, я был очень удивлен остротой того материала, который был у команд. Было весьма смело. А это ведь еще не все дошло до эфира.
Но замечу, что куда чаще у команд работает самоцензура. Что довольно печально. Многие на этапе, когда они составляют программу, говорят: "Ой, мы это не возьмем. Это нельзя говорить". Вот это точно неправильно. Надо всегда пытаться. Юмор по природе своей — вещь небезобидная, он неминуемо кого-то задевает. Ну, не бывает иначе. Вот, мы шутили в Москве про то, что в крае люди без воды и света сидят (вспоминаем, например, легендарное "Если в кране нет воды, а в розетке тока, значит вы недалеко от Владивостока"), а мне потом в нашем Белом доме на полном серьезе высказывали претензии, причем просто рядовые сотрудники — не начальники, что мы не патриотично себя ведем.
— В нашем крае было четыре команды, которые играли на высшем уровне. В высшей лиге — "Сборная Владивостока" и "Красный лис", а также в Премьер-лиге — ДВГУ и "Океан" из Находки. Может, кого-то пропустил?
— В Высшей лиге у нас был еще один коллектив. Он, правда, провел всего одну игру, но это тоже весомое достижение, и это тоже история с большой буквы. Речь о команде Всероссийского детского центра, которая также называлась "Океан". Да, это мало кто заметил, в том числе и потому, что эфир их игры прошёл из-за паузы с развлекательным контентом на ТВ в 2022 году аж через восемь месяцев после записи. И, кстати, в Премьерке они тоже играли.
Пятилетие сборной Владивостока в 2002 году. Из архива Сергея Матлина
— Давайте тогда повспоминаем те команды, которые были более заметны.
— Конечно, в первую очередь надо сказать о команде Дальневосточного государственного университета. И потому, что это действительно была очень достойная и мощная команда, и потому, что было её легендарное (вышедшее далеко за пределы региона) многолетнее противостояние со Сборной Владивостока. Доходившее до открытых конфликтов с публичными разбирательствами на уровне руководства Международного Союза КВН. Сейчас мы все друзья-товарищи, радостно обнимающиеся при встрече, но тогда это была очень даже нешуточная история. Кстати говоря, одним из главных героев этой эпопеи в те времена был ваш коллега по редакции Илья Табаченко, выступавший за ДВГУ, но в начале своей КВН-карьеры успевший выступить и в составе Сборной на 1/8 финала Украинской лиги в Киеве.
Возможно, если не было бы в Вышке в начале нулевых Сборной Владивостока, то туда попала бы команда ДВГУ. Но в те времена две команды из Владивостока никто в телевизоре даже представить не мог. Конкуренция была огромнейшая — на отборочный фестиваль в Сочи приезжали по 700−800 команд. А в Высшей лиге играло всего полтора десятка. При этом концептуально Сборная Владивостока была очень важна и нужна АМИКу и Первому каналу, потому что она заняла доселе не отработанную "молодежную нишу". Мы же были этакий кавээновский бой-бэнд. И несмотря на то, что команда ничего серьезного не выиграла, размер ее популярности был просто колоссальный. Сборная ездила на многомесячные гастроли и дала более 200 концертов по стране от Мурманска до Камчатки.
Сборная Владивостока на фестивале КВН в Юрмале в 1999 году. Из архива Сергея Матлина
Именно мы запустили в мир КВН массовую продажу атрибутики, мерча: люди покупали календарики, значки, плакаты, кассеты с песнями команды, причем не только на концертах, но и заказывали по почте.
Во время прямого эфира с участниками Сборной в Интернете обрушивались серверы "Дальсвязи". Не говоря уже о сайте, который в условном 2002 году в принципе не был способен выдерживать заход десятков тысяч пользователей одновременно. А чего стоит два выигранных зрительских СМС-голосования на Первом канале, когда обошли команды огромных мегаполисов и даже целых стран СНГ. Платные, замечу, голосования!
Хотя, например, перед голосованием в 2005 году мы прямо публично просили болельщиков не голосовать за нас, потому что у команды не было финансирования на сезон. Но мы все равно выиграли. И после пришлось объявлять сбор средств на поездку. За две недели тогда люди собрали нам более полумиллиона рублей. Несли и по 500 рублей, и по 15 тысяч. Это была настоящая неподдельная популярность, которую, мне кажется, мы сами тогда не очень осознавали.
Сборная Владивостока. Из архива Сергея Матлина
— Если раньше у молодежи в юморе был только КВН, то сейчас появился стендап, камеди, другие юмористические направления.
— Все верно. И когда появились эти другие ниши, они естественным образом стали заполнятся. И зрителями, и участниками. В том числе за счет оттока их из КВН. В итоге сейчас можно констатировать, что по популярности тот же стендап явно обошел КВН. И, казалось бы, по законам рынка, данная история должна была привести к окончательному вытеснению конкурента из публичного поля. Чего не произошло. Я бы сказал, ситуация в какой-то момент стабилизировалась, уравновесилась. И мне кажется, я знаю одну из версий ответов на вопрос: "Почему?". Потому что КВН является уникальной начальной школой юмора. Да, можно самостоятельно научиться писать шутки и выступать, прийти в стендап и всех там "порвать". Таких случаев немало. Но системно, на потоке это лучше всего делал и делает КВН. Потому как он является коллективным творчеством. А это значит, что там куда больше энергии и мотивации. Которых никакая школа стендапа тебе не даст. Она даст другое — профессиональное совершенствование тому, кто уже что-то умеет и лично сильно мотивирован. Но это уже другая ступень лестницы.
— Давайте вспомним 2016 год, когда телевизионный КВН приехал во Владивосток. Здесь впервые провели Летний Кубок, приехали известные команды. Вы ведь тогда были активным участником событий.
— Да, посчастливилось, благодаря Кубку, вернуться в Большой КВН. Я был тогда руководителем исполнительной дирекции этого проекта. Кстати, по поводу Летнего Кубка есть один такой неразвенчанный миф, о котором, наверное, уже можно рассказать.
Провести его во Владивостоке поручил президент Путин. Причем, вроде как, нечаянно. Речь во время его январской встречи в Сочи (как раз шел фестиваль "КиВиН") с Александром Васильевичем Масляковым зашла о развитии КВН на Дальнем Востоке. И Масляков поделился планами насчет проведения финала Премьер-лиги в Хабаровске. Тогда под эту игру (второй по значению ТВ-лиги), была даже забронирована "Платинум Арена".
Но Владимир Владимирович то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что развивать на Дальнем Востоке, конечно, КВН надо, но лучше это делать во Владивостоке, где есть шикарный кампус на острове Русский. Ну, а дальше заработала, как понимаю, машина СМС-сообщений по вертикали исполнительной власти, за буквально пару часов долетевших до меня в виде предложения-просьбы заняться проведением "какого-то КВН — разберитесь, пожалуйста, какого". Потом уже, спустя пару недель звонил Александр Васильевич, выяснял риски по месту проведения и срокам.
А уже в начале марта мы принимали делегацию АМИКа. Сначала хотели "бахнуть" игру прямо на стадионе ДВФУ, доставив трибуны, но побоялись дождей. Потом в корпусе S, где проходит пленарка ВЭФ (16+). Там что-то технически Первый канал тогда не устроило. В итоге провели его в "Фетисов Арене", заполнив ее дважды по семь тысяч человек.
Кстати, у нас тогда вышел небольшой конфликт с АМИКом, потому что они хотели продавать билеты. Но мы во главе с вице-губернатором Ильей Ковалевым уперлись и настояли, чтобы вход был только по пригласительным, то есть бесплатным. И я до сих пор горжусь, что в партере на Летнем Кубке сидели ветераны Приморского КВН — около полутысячи лучших мест были отданы именно им. Еще одним нашим достижением считаю то, что мы убедили тогда взять в программу нашу местную команду — собранную специально по случаю сборную края. И она выступила, и это выступление осталось в эфире, как и прекрасный проморолик о Владивостоке. А эфир, между прочим, показали в итоге по Первому каналу уже раз шесть. Кстати, в августе нынешнем увидел, что по нашим следам пошел Сахалин — во время последнего Летнего Кубка у них также игру открывала своя сборная. А еще мы тогда вернули в краевой бюджет сэкономленные почти полтора десятка миллионов рублей. Многие тогда крутили пальцем у виска, потому что до этого вроде как никто никогда так не делал.
— Что сейчас представляет из себя Приморский КВН?
— Да, в принципе та же пирамида, что и раньше. Только пониже, да пожиже. Есть традиционные центры, где всегда были и будут лиги, команды. Владивосток, Артём, Находка, Уссурийск. Есть официальная лига — Приморская, игры которой по-прежнему проходят в ДКМ (он же "Концерт-Холл"). Но игр и команд на порядок-два меньше, а залы заполняются с трудом. Мне кажется, что ядром ПримКВН сейчас является лига ДВФУ. Потому что именно она дает жизнь большинству новых команд клуба. Возможно, она даже более важна с точки зрения обеспечения жизнеспособности движения, чем КВН школьный. Но это как раз та гипотеза, которую не хотелось бы проверять на практике.
В общем, с одной стороны картина, в сравнении с "эпохой расцвета" не такая радостная, а с другой — все это объективная реальность настоящего времени. И картина эта сейчас аналогичная плюс-минус во всех регионах.
А вот, что тревожит по-настоящему, так это отсутствие у нынешнего поколения наших приморских кавээнщиков ощущения себя продолжателями, если хотите, наследниками своих старших коллег. Мне кажется, они живут в мироощущении, что до них никого не было. То, что это обидно и досадно лично мне и сотоварищи — это можно пережить. А вот то, что это феноменологически губительно для самого движения — это уже куда серьезнее…