Читательские предпочтения современной молодежи и устойчивые тренды развития литературы выясняли в этом году в рамках фестиваля "ЛиТР. Молодость" (16+) во Владивостоке. Одним из ключевых партнеров мероприятия традиционно стала крупнейшая федеральная сеть книжных магазинов "Читай-город". Эксперты сети подготовили для участников события немало книжных новинок. О том, какая литература сейчас популярна, что читает молодежь, чем привлекать аудиторию в книжные магазины, и многом другом в интервью ИА PrimaMedia рассказал директор по маркетингу "Читай-города" Андрей Рысьев.
— "Читай-город" в этом году вновь представил на площадке фестиваля свои павильоны, в которых можно было найти самую разнообразную литературу. Андрей, расскажите, пожалуйста, с чем ваша команда приехала на этот раз?
— Мы постарались привезти те жанры, которые сегодня востребованы среди молодежи: комиксы, манга, саморазвитие и финансовая грамотность, молодежная проза — Young adult литература (дословно — "молодые взрослые"), тру-крайм, фэнтези. То есть мы подобрали тот ассортимент, который особенно хорошо читает молодежь.
Андрей Рысьев, директор по маркетингу "Читай-города". Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— В прошлом году был целый контейнер книг от "Читай-города", а сколько их было этой осенью?
— В прошлом году мы только знакомились с аудиторией фестиваля "ЛиТР", поэтому действительно везли целый контейнер — максимальное количество книг, рассчитанных на абсолютно разного читателя. Именно тогда мы зафиксировали для себя интерес конкретных групп населения Владивостока к определенной литературе. Соответственно, в этом году мы предметно привезли книги из топа продаж, новинок и бестселлеров под конкретную целевую аудиторию фестиваля этого года — молодежь.
В целом на стенде было представлено более 3000 книг, а среди некнижных групп — товары из категории "фандомов".
— Нашу современную молодежь, на ваш взгляд, вообще можно назвать читающей?
— Молодежь читает — это факт. Если посмотреть в целом на все возрастные группы людей, которые в принципе читают, и сравнить данные 2022 и 2023 годов, то особого роста интереса к чтению вы не заметите. Однако возрастная группа читателей с 16 до 24 лет — самая быстрорастущая с точки зрения динамики покупки книг и чтения. Рост составляет около 3% год к году. В сравнении с другими группами это достаточно много.
— Для Дальнего Востока эта динамика тоже характерна?
— По нашей оценке, дальневосточная молодежь читает еще больше. Здесь наблюдается очень большой перекос в сторону комиксов и манги, поэтому динамика чтения у молодежи на Дальнем Востоке еще выше, чем в среднем по России.
Павильон "Читай-города" на фестивале "ЛиТР". Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Что же тогда читают сейчас более взрослые люди?
— Если смотреть топы книг, то они в целом стабильны по всей сети, в том числе на Дальнем Востоке и в Москве — они одинаковые. К примеру, среди популярных сейчас — Ольга Примаченко: "К себе нежно" (16+); Клейсон Джорж Сэмюэль: "Самый богатый человек в Вавилоне" (16+); Клир Джеймс: "Атомные привычки" (16+); Стрелеки Джон: "Кафе на краю земли" (16+).
Если анализировать по жанрам, то хорошо читают психологию, самопознание, нон-фикшн и классиков. Произведения классиков, к слову, всегда востребованы среди всех возрастных групп. А молодежная проза, как ни странно, достаточно популярна и среди аудитории постарше.
Готовясь к фестивалю "ЛиТР", мы ориентировались в этом году на возрастную группу с 16 до 24 лет именно потому, что у молодежи интерес к чтению стал выше, чем у старшего поколения. По итогам прошлого года мы для себя это тоже подметили.
— Мы обратили внимание, что в ваших шатрах на фестивале работали очень молодые ребята, это тоже было сделано не случайно?
— Мы очень внимательно отнеслись к тому, кто будет взаимодействовать с участниками фестиваля. Всю работу шатров с точки зрения реализации книжной продукции организовала Виктория Ерпулева. Это наш самый молодой директор магазина в сети и один из лучших. Виктории всего 23 года, а в компании она работает с 18 лет. Поэтому мы специально отправили ее из Москвы на фестиваль курировать все процессы. И поскольку она сама — девушка молодая, ей гораздо легче находить общий язык с такими же молодыми участниками и гостями.
Дальневосточная молодежь читает больше остальной России - эксперт "Читай-города". Таша Константинова
— Еще на площадке у вас был карьерный консультант, почему решили организовать его присутствие здесь?
— Дальний Восток для нас стратегическая территория, но именно здесь остро ощущается нехватка кадров. В магазинах нашей сети всегда есть свободные вакансии. Сейчас, к примеру, у нас 10 открытых вакансий. Мы решили, что "ЛиТР" может быть отличной площадкой, на которой можно рассказать молодым людям о перспективах работы в нашей компании.
Поэтому карьерный консультант в интерактивном формате рассказывал о том, какие есть вакансии, как можно вырасти в компании, как проверить свои силы, всё посмотреть и попробовать, например, выйдя на пробный рабочий день.
Конечно, хорошо, когда есть успешные примеры, на которые можно ориентироваться. Поэтому мы всегда с удовольствием рассказываем удивительные истории наших сотрудников, которые буквально выросли в компании. Таких у нас много.
— Не слишком ли молодая аудитория на фестивале для работы в магазине книг?
— В постоянном штате четырех магазинов "Читай-города" во Владивостоке — 37 человек. В них работают люди с разным уровнем образования, от библиотекарей до кораблестроителей. Но интересно то, что средний возраст вступления в должность заместителя директора магазина составляет 23 года. То есть уже на таком раннем этапе человек может пройти карьерный путь и стать заместителем. Это означает, что к 26 годам есть все шансы дойти до директора.
Кстати, такой яркий пример у нас есть и во Владивостоке. Вера Чеботарева четыре года отработала в офисе в Москве, а затем так получилось, что она переехала во Владивосток. С учетом ее наработанного опыта ей предложили стать территориальным директором наших магазинов. В итоге Вера не только смогла продолжить работу в компании, но и живет там, где хочет.
— Вы привели очень достойные примеры состоявшихся профессионалов, выросших в "Читай-городе", а каким должен быть тот самый человек, который хотел бы попробовать себя в роли соискателя? Какими качествами он должен обладать?
— Он должен любить книги. Это очень важно. Конечно, он должен быть вовлеченным и хотеть общаться с людьми. Самые главные качества, которые мы ценим в людях, помимо экспертизы, это доброжелательность и общительность. То есть, когда посетитель приходит в магазин, его должны встретить с улыбкой, должны спросить, чем можно ему помочь. И даже если сотрудник не обладает каким-то достаточным уровнем экспертизы в определенном жанре, он все равно должен быть активно вовлечен в общение с человеком.
Дальневосточная молодежь читает больше остальной России - эксперт "Читай-города". Таша Константинова
— На ваш взгляд, оказывают ли какое-то влияние на книжную отрасль текущие геополитические реалии, в том числе изменения в российском законодательстве?
— Есть книги, которые ушли с полок. К примеру, книги иноагентов, которые запрещены к продаже, или книги с ЛГБТ-тематикой — также под запретом. Но доля книг, изъятых из оборота, или зарубежных книг, которые сами ушли с российского рынка, ничтожно мала. Она не способна оказывать какое-то существенное влияние на отрасль с экономической точки зрения.
Что-то уходит, но очень быстро естественным образом замещается книгами новых авторов. Яркий пример — невероятно популярные сейчас произведения китайского автора Цзюлу Фэйсян. Очень много книг появилось от новых российских авторов, объемы продаж которых приравниваются к бестселлерам. Поэтому наша сеть каких-то особых потерь в этом смысле не ощущает.
Андрей Рысьев, директор по маркетингу "Читай-города". Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— "Читай-город" сегодня крупнейшая сеть книжных магазинов в России, которая объединяет 550 унифицированных магазинов и продолжает расти. Раскройте секрет, как команде удается привлекать читательскую аудиторию?
— Стараемся идти в ногу со временем. Например, год назад мы начали большой процесс преобразований, требующий серьезного переосмысления и новых подходов. Новые магазины с лета прошлого года мы открываем уже в этой обновленной концепции. Начали с Москвы, и скоро преобразования придут на Дальний Восток.
Также продумываем новые форматы, внедряем цифровые сервисы и технологии, стараемся превратить наши книжные магазины в пространства, где покупателю будет комфортно находиться чуть дольше, чем в обычном магазине. Мы видим развитие сети в ориентации на технологичность и современные решения.
Но глобально мы по-прежнему ищем ответ на вопрос: "Как вернуть людей в магазины?"