Во Владивостоке и других "каменных джунглях" птицы ощущают себя так же комфортно, как и в дикой природе, строя гнезда на высотках и мостах. Но является ли соседство с человеком для пернатых угрозой? О том, как птицы приспосабливаются к жизни в городе, корр. ИА PrimaMedia узнал у сотрудника ТИНРО, орнитолога-любителя и фотографа Олега Катугина.
"Птицам, волей-неволей, приходится мириться с соседством человека. В населенных пунктах живёт довольно много разных птиц; всем известны синицы, воробьи, голуби, вороны, ласточки, стрижи. Некоторые, например, ласточки, стрижи и голуби приспособились устраивать свои гнёзда на постройках человека: под крышами домов, на балконах", — рассказал фотограф.
Также во Владивостоке живёт два вида ворон: восточная и большеклювая. Севернее, в пригородах Уссурийска и Лесозаводска гнездятся даурские галки. Водятся у нас как обыкновенные, так и голубые сороки. В сельскохозяйственных районах рядом с человеком живут грачи. Изредка в зимнее время из таёжных районов к поселениям человека прилетают самые крупные наши врановые — вОроны.
К нам в город на зимовку прилетают два вида этих величественных птиц: орлан-белохвост и его более массивный родственник — белоплечий орлан.
"Примечательно, что некоторые виды хищных птиц хорошо адаптировались к жизни рядом с человеком и даже гнездятся в городской черте. К таким видам можно отнести, например, сокола сапсана — самую быструю птицу на планете. Во Владивостоке сапсаны гнездятся не только на неприступных скалах на морском побережье, но и на человеческих постройках, иногда выбирая недостроенные дома — долгострои, где их меньше беспокоят", — сообщил Олег Катугин.
Всё чаще в последние годы во Владивостоке и его окрестностях можно встретить несколько видов чаек — чернохвостая и тихоокеанская — и бакланов — большой, японский и берингов. Гнездятся некоторые из них и на территории дальневосточной столицы — на морском побережье. Бакланы питаются только рыбой, поэтому проблем с добычей пищи у них во Владивостоке нет. Живут они не только на морском побережье, но и в поймах рек.
Спектр питания чаек более разнообразный. Они с большим удовольствием кормятся и на помойках, и на свалках пищевых отходов. Кроме того, чайки питаются отходами, которые попадают в воду при переработке рыбы на промысловых судах и на береговых предприятиях.
"В данном случае рыбный промысел создаёт дополнительную пищевую базу морским птицам. Что касается уток и куликов, то у меня создаётся впечатление, что их количество в районе Владивостока за последние годы несколько уменьшилось", — рассказал Олег Катугин.
Например, в устье реки Шмидтовки диких участков в нижнем течении остается все меньше. В настоящее время идет активное строительство в самой пойме реки, на заболоченных участках. Для птиц остаётся всё меньше пригодных для жизни мест.
"Кроме того, в этих районах на полуострове Де-Фриз ведётся сезонная охота на уток и фазанов, что, кроме прямого снижения числа обитающих здесь или пролетающих птиц, создаёт дополнительный фактор беспокойства, и птицы перестают останавливаться в этих местах", — поделился орнитолог.