Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

06:20, 22.10.2024

«Ожидание» Микаэла Таривердиева исполнили во Владивостоке

«Ожидание» Микаэла Таривердиева исполнили во Владивостоке

Моноопера известного композитора, автора музыки к народным фильмам "Ирония судьбы, или С легким паром" (12+) и "Семнадцать мгновений весны" (12+) Микаэла Таривердиева "Ожидание" (12+) по поэме Роберта Рождественского "Ожидание (монолог женщины)" (12+) прозвучала в понедельник, 21 октября, в Большом зале Приморской краевой филармонии. Впервые меломаны Владивостока услышали эту камерную оперу в сопровождении оркестра (музыкальный руководитель проекта и дирижер — Виталий Шевелев). Единственную партию (персонаж "Она") исполнила лауреат и дипломант международных конкурсов Алена Диянова (сопрано). В постановке принимали участие артисты балета Денис Клепиков и София Кутявина (балетмейстер Владислав Ржевский). Режиссер спектакля — Анна Дронникова, видеохудожник — Юлия Бочкарникова, концертмейстер Евгения Акиншина, сообщает ИА PrimaMedia.

Вообще Владивосток ждал этой постановки. "Ожидание" Таривердиева ранее исполнялось в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра (солистка — Алена Диянова), но под аккомпанемент фортепиано. И теперь хотелось послушать монооперу в сопровождении оркестра примерно так, как она была написана специально для Камерного театра Бориса Покровского в расчете на исполнение солисткой театра Марией Лемешевой, дочерью выдающегося оперного тенора Сергея Лемешева и падчерицей Бориса Покровского, не менее выдающегося советского и российского оперного режиссера.

"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

Всё это интересно еще и по причине переплетения событий и судеб. Микаэла Таривердиев неоднократно бывал во Владивостоке. В частности, выступал на сцене Приморской краевой филармонии, на том самом месте, где сейчас была исполнена его моноопера.

В 1970-е годы на Центральном телевидении проводился Всесоюзный конкурс "Алло, мы ищем таланты" (6+), очень популярная в то время передача, которую вел Александр Масляков. В какой-то сезон региональный полуфинал проводился во Владивостоке. Передача снималась в кают-компании одной из плавбаз. Председателем жюри был Микаэл Таривердиев. По правилам, он имел возможность вручить персональный карт-бланш на участие в финале исполнителю, который не прошел туда по набранным баллам. Карт-бланш от Таривердиева достался солисту владивостоксого ВИА "Эврика" Юрию Кулибабо, исполнявшему песню В. Купревича — А. Горюшкина "Рыбацкий хлеб" (6+).

Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

Далее. Первая исполнительница единственной партии в моноопере Мария Лемешева, как мы уже знаем, была дочерью Сергея Яковлевича Лемешева, который в свою очередь в 1927—1929 годах был солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине. То есть часть его большой оперной карьеры тесно связана с Дальним Востоком. Более того, именно в Харбине были сделаны первые звукозаписи в будущем известного во всем мире певца.

Не менее интересна история создания монооперы. Импульсом к ее написанию стала другая моноопера — "Человеческий голос" (12+), сочиненная французским дирижером, участником так называемой "Шестерки" Франсисом Пуленком на либретто, написанное поэтом, писателем и киносценаристом Жаном Кокто. Сюжет "Человеческого голоса" прост: женщина разговаривает по телефону с мужчиной, который бросает ее и женится на другой. Это их последний разговор, долгий и мучительный, тем более, что телефонная связь в Париже плохая и разговор всё время прерывается. "Человеческий голос" исполняли многие знаменитые сопрано, включая Галину Вишневскую.

Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

Таривердиев очень долгое время хотел написать что-то подобное, пересмотрел множество текстов, в основном прозаических (у него был хороший опыт в этой области, например, цикл песен (12+) на верлибры чешского поэта Людвика Ашкенази и баллады-речитативы (12+) на слова Григория Поженяна). Но то, что он смотрел, на музыку как-то не ложилось.

Как-то раз Таривердиев оказался на лечении в больнице, где в это время находился и поэт Роберт Рождественский. Между ними завязалась беседа о возможном тексе для монооперы, которую задумал композитор.

Выяснилось, что еще в 1982 году Рождественский опубликовал поэму "Ожидание (Монолог женщины)". На основе этой поэмы и было создано либретто. В отличие от "Человеческого голоса" Пуленка и Кокто "Ожидание" Таривердиева и Рождественского не носит трагический характер. В нем главным лейтмотивом является надежда на возможное счастье, поэтому и финал получился хотя и грустным, но в то же время светлым.

Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia

Именно в таком ключе была решена постановка "Ожидания" во Владивостоке. Если коротко, получился очень красивый, атмосферный и романтический спектакль. Глубокое, драматическое и в то же время лирическое, трепетное исполнение партии Аленой Дияновой, интонационно точная игра оркестра, в которой хорошо прочитывалась неповторимая манера Таривердиева, выверенные хореографические комментарии, придуманные Владиславом Ржевским и исполненные Денисом Клепиковым и Софией Кутявиной, плюс картины городской осени, меняющие друг друга на экране-заднике — всё это вместе создало ощущение спектакля, который ждали и который оправдал ожидания.

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 63

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.