О первой российской подводной лодке на Тихом океане в материле ИА PrimaMedia рассказывает наш исторический обозреватель Сергей Корнилов.
"Форель" стала не только первой подлодкой России на Тихом океане, но и первой боевой субмариной в мире, поскольку была спущена на воду во время Русско-японской войны и впоследствии вошла в состав первого боевого отряда подлодок, сформированного во Владивостоке в 1904-1905 гг.
История постройки лодки довольно необычна. Ее заложили в Германии, на знаменитой верфи Круппа в Киле, как экспериментальный проект Forelle, и она стала первой субмариной, построенной в Германии.
Первое погружение во Владивостоке. Взято из открытых источников
В 1904 году между Россией и Германией начались переговоры о строительстве трех подводных лодок для Российского флота, в ходе которых фирма Круппа заявила, что в случае заключения контракта подарит России свою первую субмарину Forelle стоимостью в 100 тыс. руб. Командированные в Германию контроллеры Морского министерства инженеры Бубнов и Беклемишев признали лодку удовлетворительной и 24 мая 1904 года состоялось подписание контракта. 7 июня 1904 года "Форель" оправилась по железной дороге в Россию.
В июне-августе 1904 года, под наблюдением немецких специалистов, был обучен экипаж подлодки под командованием лейтенанта Т. Л. Рааб-Тилена. 21 августа 1904 года субмарина была зачислена в состав флота как миноносец "Форель", а уже 25 августа, в срочном порядке, по железной дороге была отправлена во Владивосток. 29 сентября 1904 года лодка прибыла к месту назначения и 2 октября введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане.
Поскольку торпеды для "Форели", заказанные в Германии, задерживались, в ноябре 1904 года ее поставили в ангар и вновь спустили на воду только весной 1905 года. 1 января 1905 года она была зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. Названия "подлодка" тогда еще не было и этот тип кораблей называли миноносцами, в том числе, для секретности.
29 марта 1905 года был доставлен боезапас и на "Форель" погрузили торпеды. Первые выходы в море она совершила в паре с подлодкой "Дельфин", построенной в России. К тому времени во Владивосток прибыли несколько подводных миноносцев, а к концу русско-японской войны здесь базировались уже 13 подлодок. Наличие во Владивостоке отряда подлодок во время русско-японской войны 1904-1905 гг. стало одним из решающих факторов, который повлиял на решение японского командования отказаться от осады Владивостока.
Спуск ПЛ Форель на воду во Владивостоке. Взято из открытых источников
После русско-японской войны, в марте 1906 года "Форель", как и другие миноносцы, были отнесены к новому классу — подводных лодок, а к 1908 году она устарела и стала учебным судном.
17 мая 1910 года "Форель" под командованием лейтенанта В. В. Погорецкого. вышла в свой последний поход. Примерно через 6 часов батарея субмарины разрядилась, и для возвращения в порт её взяла на буксир субмарина "Бычок". При буксировке люк лодки был открыт для проветривания, но внезапно поднялась волна и лодка начала зарываться носом. Через люк в субмарину хлынула вода и "Форель" затонула на глубине 26 метров. Экипаж успел эвакуироваться на "Бычок".
В тот же день затонувшую лодку обнаружили тралом и с помощью водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. "Форель" была доставлена в порт, законсервирована и хранилась в эллинге. Планировалось отправить ее на Балтику для ремонта, но этот план не был осуществлен.
Форель - прибытие во Владивосток. Взято из открытых источников
Во время гражданской войны и интервенции 1918-1922 гг. "Форель" хранилась на берегу с повреждённой надстройкой и полуразрушенными торпедными аппаратами. Дальнейшая судьба достоверно неизвестна, но по некоторым данным, в 1921 году белое правительство братьев Меркуловых продала остатки "Форели" в Китай, правительству диктатора Маньчжурии Чжан Цзо-линя, где она была разобрана на металлолом.