Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

04:20, 02.10.2024

Первая русская подлодка на Тихом океане: крещение огнем и водой

О первой российской подводной лодке на Тихом океане в материле ИА PrimaMedia рассказывает наш исторический обозреватель Сергей Корнилов.

"Форель" стала не только первой подлодкой России на Тихом океане, но и первой боевой субмариной в мире, поскольку была спущена на воду во время Русско-японской войны и впоследствии вошла в состав первого боевого отряда подлодок, сформированного во Владивостоке в 1904-1905 гг.

История постройки лодки довольно необычна. Ее заложили в Германии, на знаменитой верфи Круппа в Киле, как экспериментальный проект Forelle, и она стала первой субмариной, построенной в Германии.

Взято из открытых источников

Первое погружение во Владивостоке. Взято из открытых источников

В 1904 году между Россией и Германией начались переговоры о строительстве трех подводных лодок для Российского флота, в ходе которых фирма Круппа заявила, что в случае заключения контракта подарит России свою первую субмарину Forelle стоимостью в 100 тыс. руб. Командированные в Германию контроллеры Морского министерства инженеры Бубнов и Беклемишев признали лодку удовлетворительной и 24 мая 1904 года состоялось подписание контракта. 7 июня 1904 года "Форель" оправилась по железной дороге в Россию.

В июне-августе 1904 года, под наблюдением немецких специалистов, был обучен экипаж подлодки под командованием лейтенанта Т. Л. Рааб-Тилена. 21 августа 1904 года субмарина была зачислена в состав флота как миноносец "Форель", а уже 25 августа, в срочном порядке, по железной дороге была отправлена во Владивосток. 29 сентября 1904 года лодка прибыла к месту назначения и 2 октября введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане.

Поскольку торпеды для "Форели", заказанные в Германии, задерживались, в ноябре 1904 года ее поставили в ангар и вновь спустили на воду только весной 1905 года. 1 января 1905 года она была зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. Названия "подлодка" тогда еще не было и этот тип кораблей называли миноносцами, в том числе, для секретности.

29 марта 1905 года был доставлен боезапас и на "Форель" погрузили торпеды. Первые выходы в море она совершила в паре с подлодкой "Дельфин", построенной в России. К тому времени во Владивосток прибыли несколько подводных миноносцев, а к концу русско-японской войны здесь базировались уже 13 подлодок. Наличие во Владивостоке отряда подлодок во время русско-японской войны 1904-1905 гг. стало одним из решающих факторов, который повлиял на решение японского командования отказаться от осады Владивостока.

Взято из открытых источников

Спуск ПЛ Форель на воду во Владивостоке. Взято из открытых источников

После русско-японской войны, в марте 1906 года "Форель", как и другие миноносцы, были отнесены к новому классу — подводных лодок, а к 1908 году она устарела и стала учебным судном.

17 мая 1910 года "Форель" под командованием лейтенанта В. В. Погорецкого. вышла в свой последний поход. Примерно через 6 часов батарея субмарины разрядилась, и для возвращения в порт её взяла на буксир субмарина "Бычок". При буксировке люк лодки был открыт для проветривания, но внезапно поднялась волна и лодка начала зарываться носом. Через люк в субмарину хлынула вода и "Форель" затонула на глубине 26 метров. Экипаж успел эвакуироваться на "Бычок".

В тот же день затонувшую лодку обнаружили тралом и с помощью водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. "Форель" была доставлена в порт, законсервирована и хранилась в эллинге. Планировалось отправить ее на Балтику для ремонта, но этот план не был осуществлен.

Взято из открытых источников

Форель - прибытие во Владивосток. Взято из открытых источников

Во время гражданской войны и интервенции 1918-1922 гг. "Форель" хранилась на берегу с повреждённой надстройкой и полуразрушенными торпедными аппаратами. Дальнейшая судьба достоверно неизвестна, но по некоторым данным, в 1921 году белое правительство братьев Меркуловых продала остатки "Форели" в Китай, правительству диктатора Маньчжурии Чжан Цзо-линя, где она была разобрана на металлолом.

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 66

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.