Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

00:00, 24.09.2024

Владивосток 24 сентября. Первый беспосадочный перелёт Москва – ДВ женским экипажем

Владивосток 24 сентября. Первый беспосадочный перелёт Москва – ДВ женским экипажем

Дальний Восток 24 сентября. "Этот день в истории".

24—25 сентября 1938 г. был совершен первый в истории беспосадочныйперелёт по маршруту Москва — Дальний Восток женским экипажем в составе: командир — Валентина Гризодубова, второй пилот — Полина Осипенко и штурман — Марина Раскова.

24 сентября 1938 г. в 08.16 экипаж В. С. Гризодубовой вылетел со Щелковского аэродрома НИИ ВВС на самолете АНТ-37, который получил имя "Родина". 25 сентября самолет должен был приземлиться в г. Комсомольск-на-Амуре, но полет оказался драматическим. Сразу после вылета отказала радиоаппаратура и прервалась связь с землёй. Над Сибирью началось обледенение самолета, неопытная Раскова открыла форточку, чтобы очистить иней со стекол... и все полетные карты выдуло за борт. Как писала Гризодубова: "наш самолет стал не только глухим, но и слепым. Поэтому мы с Полиной выдерживали курс чисто интуитивно. Больше всего я боялась уклониться вправо и пересечь государственную границу".

Видимость была хуже некуда, поэтому пришлось поднять самолет на высоту 7500 метров и подключить кислородную аппаратуру. В полночь Раскова при помощи звезд определила примерное местонахождение самолета и уточнила курс. К полудню 25 сентября облака разомкнулись и прямо по курсу экипаж увидел водную гладь Охотского моря. Цель была почти достигнута, но в этот момент зажглась лампа расходного бака: топлива осталось на полчаса. Пришлось идти на вынужденную посадку. Гризодубова решила садиться в болотистой местности с убранными шасси и отдала приказ Расковой катапультироваться — при неудачной посадке выжить в передней кабине у штурмана не было шансов. Марина, захватив аварийный запас еды и оружие, выпрыгнула с парашютом. Гризодубова: "Моторы выключены, все системы перекрыты — планируем на посадку... Я уперлась левой рукой в борт, жду касания… Сели удачно. Ни одного стеклышка не разбили. Даже обтекатели шасси оказались на поверхности. Вылезли на зыбкую, колышущуюся почву. Вокруг мертвая тишина. Посмотрела на часы: 10.45 московского времени, 25 сентября".

Марина Раскова и Полина Осипенко вскоре после спасения

Марина Раскова и Полина Осипенко вскоре после спасения. Фото: Иван Шагин

После приземления Гризодубова вылезла на крыло и выстрелила из ружья, чтобы подать сигнал Расковой, но эхо от выстрела дезориентировало штурмана и она ушла в другую сторону.

Москва организовала поиски самолета сразу после расчетного времени завершения полета. В спасательной экспедиции участвовали около 50 самолетов, в тайге работали десятки отрядов, поиск продолжался восемь суток. Самолет обнаружили утром 4 октября вблизи речки Дуки у с. Керби. Первым "Родину" увидел пилот двухмоторного гидросамолета МП-6 (АНТ-7) М.Е. Сахаров. Из воспоминаний летчика: "После двухчасового поиска заметил среди разводий пятно с непрерывно меняющейся конфигурацией. Снизился с 700 до 50 метров. Пятно оказалось двухмоторным самолетом. Рядом два человека встряхивали расправленным куполом парашюта, стараясь привлечь мое внимание". Сахаров сбросил вниз вымпел с запиской, где просил сообщить, кто из членов экипажа отсутствует: парашют перед носом самолета — отсутствует командир, парашют справа — второй пилот, слева — штурман. Парашют положили слева. Марину Раскову обнаружили 6 октября. В тот же день катер "Дальневосточный" доставил летчиц в Комсомольск, а затем в Хабаровск. В Москву летчицы вернулись по железной дороге. Встретили их как героинь — перелёт протяжённостью 6450 км стал мировым рекордом дальности полёта, совершенный женским экипажем. Несмотря на вынужденную посадку, рекорд был засчитан международной комиссией ФАИ, а все три летчицы 2 ноября 1938 г. были удостоены звания Герой Советского Союза.

Экипаж

Экипаж "Родины" Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. Фото: Иван Шагин

В 1939 г. Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе и по просьбе жителей с. Керби, вблизи которого сел АНТ-37, его переименовали в посёлок им. Полины Осипенко, а Кербинский район стал районом им. Полины Осипенко. В том же 1939 г. на студии "Союзмультфильм" режиссер Александр Иванов снял цветной мультипликационный фильм "Таёжные друзья" (12+) о полёте АНТ-37 "Родина". И наконец, в том же 1939 году три новые улицы Владивостока получили имена Гризодубовой, Расковой и Осипенко.

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 38

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.