С увеличением турпотока Владивосток сталкивается с новыми, извечными для других туристических центров проблемами. Одна из них — безусловно, стихийная неправильная парковка автобусов, возникающая возле каждого экскурсионного объекта. В том числе автобусы останавливаются там, где стоянка запрещена, вообще, для всех видов транспорта. Тем самым, они перекрывают проезжую часть и создают заторы для остальных участников дорожного движения. Корр. ИА PrimaMedia обратилась к экспертам, чтоб узнать, насколько проблема актуальна для приморской столицы и как ее можно решить.
Как объяснила депутат Законодательного собрания Приморского края Надежда Телелюева, жителей Владивостока по-настоящему волнует проблема неправильной парковки автобусов — это напрямую говорит об ее важности и актуальности. По ее словам, отличным показателем в этом вопросе является то, что горожане находят время, силы и возможности для того, чтобы сфотографировать факт нарушения правил.
"Люди регулярно оставляют комментарии на эту тему в моем tg-канале (18+). Они фиксируют на фото и видео случаи неправильной парковки, чтобы эти инциденты не оставались незамеченными. Такое живое волнение говорит о том, что проблема не просто актуальна — она мешает нормальному функционированию дорожной сети и безопасным проезду и проходу людей", — подчеркнула Телелюева.
"97% оштрафованных зарегистрированы в России". О проблеме — в цифрах
От жителей Владивостока часто можно услышать вопрос о том, можно ли штрафовать туристические автобусы, если большая часть из них ездит "на китайских номерах". На самом же деле статистика говорит об обратном. Так, в ответ на официальный запрос редакции в управлении Госавтоинспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Приморскому краю сообщили, что с января по июль этого года к административной ответственности привлекли 76 водителей автобусов за нарушение правил остановки и стоянки. Из них — только два водителя зарегистрированы в иностранных государствах. Это менее 3% это общего числа нарушителей.
Следует отметить, что эта статистика является обобщенной. Если говорить непосредственно о туристических автобусах, то в ведомстве отметили, что предоставить такие цифры невозможно — особенно в разрезе принадлежности транспорта к тому или иному государству.
"Имеющееся программное обеспечение не позволяет определить принадлежность транспортного средства к определенному государству и выявить места, в которых чаще всего происходят нарушения", — уточнили в ведомстве.
Тем не менее, в целях реализации принципа неотвратимости наказания иностранных граждан за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения сотрудники, в информационных ресурсах МВД России формируются массивы сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за рубежом, с целью последующего использования этих сведений для привлечения к административной ответственности их владельцев.
Кроме того, в общем, за семь месяцев 2024 года сотрудники Госавтоинспекции Приморского края провели 24 профилактических мероприятия, направленных на выявление и пресечение нарушений всех правил дорожного движения Российской Федерации водителями автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки .
"В ходе проведенных мероприятий на территории Приморья проверено 4274 транспортных средства, привлечено 826 водителей, 119 должностных лиц и 33 юридических лица", — уточнили в ведомстве.
Специализированные места, конечно, нужны, но выделить их "затруднительно"
По словам начальника управления Госавтоиспекции УМВД России по Приморскому краю Сергея Сбродова, чтобы решить проблему, необходимо создавать больше специальных парковочных мест для туристических автобусов.
"Первый вопрос, возникающий у любого водителя автобуса: "Где припарковаться?". Если с легковыми авто все более-менее понятно, то автобус имеет определенные габариты и спокойно встать в историческом центре нашего города, зачастую невозможно", — объяснил Сбродов.
При этом в Госавтоиспекции Приморья отметили, что информации о создании на территории Владивостока специальных парковочных мест для туристических автобусов не поступало. А так как основной точкой притяжения туристов является исторический центр приморской столицы, в связи с существующей застройкой и большой загруженностью инфраструктуры, выделить специальные места для туристических автобусов затруднительно.
Поэтому остановка и стоянка автобусов в текущий момент осуществляется на дорогах общего пользования.
"До появления инфраструктуры для парковки туристических автобусов, мы рекомендуем использовать туристические автобусы меньших габаритов и осуществлять передвижение по заранее продуманным маршрутам с учетом действующей организации дорожного движения", — прокомментировали в ведомстве.
В городской администрации рассказали, что мэрия выделила специальные места под парковку туристических автобусов по запросу министерства туризма Приморского края.
"К таким местам относятся платные парковки и отдельные участки, где запрещена стоянка машин — рядом с ними установлены знаки, разрешающие парковку для автобусов. Все знают об этих местах, включая турфирмы. Места выделены в достаточном количестве — они есть и в центральной части города, и в тех местах, которые чаще всего посещают туристы", — пояснили в администрации Владивостока.
Турфирмы, водители, администрация — кто должен нести ответственность?
Помимо создания специализированных мест, по мнению Сергея Сбродова, проблему может решить правильная координация. Он отметил, что предприятия, водители которых используют автобусы для перевозки туристов, также должны нести ответственность за нарушения. Необходимо, чтобы туристические фирмы и агентства проводили инструктажи среди водителей, работающих у них. Нужно, чтобы водители знали о мерах ответственности, предусмотренных за нарушение ПДД.
Кроме того, Сбродов обозначил, что поспособствовать разрешению создавшейся ситуации могли бы пешие контролеры, которые фотографировали бы припаркованные в центре автобусы, мешающие проезду. Однако на данный момент количество кадров в Госавтоинспекции Приморья слишком мало для того, чтобы была возможность поставить на каждом перекрестке сотрудника с жезлом.
"Нам необходимо больше технических средств и средств контроля. Нужны камеры, направленные непосредственно на нарушение правил стоянки", — рассказал Сергей Сбродов.
Как объяснил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Вячеслав Шичкин, проблема действительно есть и она актуальна как для Владивостока, так и, в целом, для Приморского края. На данный момент как главный инструмент решения проблемы он видит координацию туроператоров, которые занимаются перевозкой туристов.
"Водители должны понимать, где и в какое время будет та или иная туристическая группа. Нужно, чтобы туристические автобусы начинали движение, как минимум, с разных точек, а не с одной — к примеру, с Площади Борцов Революции. Думаю, что такой шаг точно разгрузит дорожный трафик", — отметил Шичкин.
"Бескровно" проблему решить невозможно
Как рассказала депутат Законодательного собрания Приморского края Надежда Телелюева, на Эгершельде есть две локации, знакомые каждому жителю района как особенно "проблемные для проезда" — это маяк на Токаревской кошке и Музей трепанга. По ее словам, жителям Владивостока затруднительно свободно пройти и проехать мимо музея, а парковка на маяке нередко приводит к конфликтам между горожанами и водителями автобусов.
"К сожалению, "бескровно" эту проблему не решить: кому-то всегда будет неудобно. Я бы предложила сделать реестр мест туристического показа, а возле каждого из ник найти возможность, чтобы сделать разметку под парковку туристических автобусов. Во-первых, для высадки и посадки пассажиров, а во-вторых — для ожидания", — предложила Телелюева.
По ее мнению, это нужно для того, чтобы в случаях, когда места для ожидания нет, автобус высаживал бы туристов возле экскурсионного объекта и ехал на стоянку в другую точку — здесь также нужен список мест, где можно ожидать.
"В выборе, кому сделать удобно — жителям или перевозчикам, я однозначно выбираю жителей. Перевозчики зарабатывают деньги за оказание услуг: они могут и платную парковку оплатить, и подъехать по времени — это их работа. А мы здесь живем, и безопасный проход и проезд вдоль мест туристического показа должен быть нормой жизни", — сказала депутат.
Отметим, что парковка туристических автобусов — не единственная проблема общественного транспорта во Владивостоке. Вот уже более месяца жители города обостренно жалуются на то, что автобусы часто не выходят на маршруты в полном составе из-за нехватки водителей. Пассажирам приходится ждать на остановках значительно больше положенного времени.