Сегодня продукция креативных индустрий — одно из наиболее перспективных направлений развития экспорта, а российские компании успешно конкурируют на международных рынках в сфере IT, кино, мультипликации, инжиниринга, дизайна, VR. К чему технологический прогресс приведет креативные индустрии? Не потеряются ли "человеческие смыслы" под натиском технологий? Почему креативные индустрии становятся главным трендом российского IT? Кто они, будущие креативные лидеры новой экономики? Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты Восточного экономического форума (16+) 4 сентября на сессии "Индустриальные партнерства в творческой экономике: возможны ли технологии без креатива?".
В секции приняли участие российский дизайнер и предприниматель Артемий Лебедев, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елизавета Лихачева, генеральный директор медиахолдинга MAEP Константин Майор, генеральный директор MTC Live Михаил Минин, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов, генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская, генеральный директор группы компаний "Просвещение" Наталья Третьяк, генеральный директор ООО "ГПМ Цифровые Инновации" Дмитрий Чуркин и декан факультета сетевых технологий и новых медиа Университета связи Чжэцзяна Цзи Ян. Модератором встречи стал директор по цифровым креативным индустриям Фонда "Сколково" Алексей Каленчук.
Как высказался в рамках секции дизайнер, блогер и предприниматель Артемий Лебедев, сфера дизайна сейчас сильно изменилась. Также поменялся подход и требования к специалистам.
"Сейчас умение рисовать яблочко руками больше не требуется, потому что нужно уметь писать код",
— такое мнение высказал эксперт, отвечая на вопрос модератора о тенденциях развития креативных индустрий.
По словам Лебедева, если раньше искусство было для красоты или для сохранения наследия, то сейчас этим может быть все, что угодно.
"Сейчас даже уродство становится искусством, потому что кому-то это нужно. Для кого-то раньше искусство было красотой, сейчас это может быть чем угодно, вплоть до "клича на смартфоне". Это вещи, которые находятся на полярных спектрах",
— сказал спикер.
Сейчас чаще случается симбиоз искусства и креатива с технологиями.
"Если 30 лет назад дизайнер был больше "художник" или "творец", то сейчас это больше "инженер". И это очень большая смена парадигмы. Современные дизайнеры — это другие люди с другим подходом. У них также остается творческое начало, которое мы так любим, но они приходят к этому результату уже через другой инструмент, не так, как было раньше, ещё каких-то 30 лет назад, когда у нас всех появился Интернет с картинками", — добавил Лебедев.
На секции также были затронуты вопросы технологического прогресса и, конечно, модератор не мог не задать вопрос эксперту о внедрении нейросетей в разные сферы, в том числе, в креативную среду.
Рассуждая на тему технологий в искусстве, российский дизайнер и предприниматель Артемий Лебедев отметил, что несмотря на современные технологии, человеческий мозг остается основой основ.
Даже если художник делает работы при помощи нейросети, творческое начало все равно важно. Просто теперь художники используют не кисть, а код.
"Очень многие люди переоценивают свое творчество, переоценивают свой механизированный навык, и это очень хорошо размотали нейросети. Оказалось, что то, чему люди учились пять лет в художке, штриховать какой-нибудь бюст или кубы из гипса — это можно делать за несколько секунд в бесконечном количестве и любом объеме",
— рассказал Артемий Лебедев.