Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

01:51, 24.06.2024

Кому и как молятся жители Приморья

В Приморском крае на текущий момент насчитывается 332 религиозные организации 19 основных конфессий. Какой вклад их многочисленная паства вносит в социально-экономическую жизнь страны и региона? Об этом мы спросили некоторых лидеров духовных структур. 

С государством — рука об руку

Как того и следовало ожидать, в общем числе религиозных организации наибольшее относится к Русской Православной церкви, в реестре Минюста их 119. Поместный уклад православия идет с апостольских времен, так что каждая церковь образует приход. Также есть одна образовательная структура — Православная гимназия в честь Святых Кирилла и Мефодия и пять монастырей. Приходы объединяют три епархии: Владивостокская, Находкинская и Уссурийская, а те, в свою очередь, подчиняются Владивостокской метрополии, которую возглавляет Владимир, митрополит Владивостокский и Приморский (Самохин Михаил Викторович).

Также в Приморье действуют две организации Русской православной церкви за границей и три объединения Русской православной старообрядческой церкви. 

Говорить о роли РПЦ и ее вкладе можно долго. В общем-то, во многом заслуга православной церкви состоит в том, в каком состоянии находится сегодня Россия. Иногда приводятся цифры, что к православным относится то ли 80 миллионов, то ли 80% жителей страны. Речь здесь идет, скорее всего, о номинальных христианах, которые носят на теле символ веры и иногда посещают храмы. Судить о вере других людей неправильно, но тех, которые реально ведут жизнь, которая положена христианину, как мы понимаем, гораздо меньше. 

Епископ Уссурийский Иннокентий, кандидат исторических наук: "В середине 19 века в Приморье появились переселенцы из центральной России, Малороссии. РПЦ была в ряду тех, кто взял духовное попечение о людях, которые приезжали. Ведь большинство, особенно крестьянство, были православными. Нужно было строить храмы, создавать духовные общины, приходы. Где бы люди могли крестить своих детей, отпевать умиравших, венчаться. Прямо можно сказать, что в тот период значение деятельности Русской Православной церкви было для Приморья велико. Играл факт адаптации людей в новых условиях. Наличие церкви находилось в числе первых значимых потребностей. По мере того, как люди обустраивались, они строили храм. Не обходилось и без помощи организаций. Приезжавшие сюда не были богатыми и заработать было сложно. В этом принимали участие и благодетели из центральной России. 

До событий 1917 года и окончания Гражданской войны РПЦ занимала в государстве определенную, законодательно закрепленную нишу. Существовала синодальная система, которая указом государя установила для церкви ряд обязанностей. Церковь имела роль духовной матери для православного народа, наставляла и учила. В Приморье священники находились в числе первых людей, которые начали продвигать народное образование. Поначалу в сельской местности школы создавались при храмах. То были церкви-школы, школы грамоты, церковно-приходские, одногодичные и двухгодичные. Сама церковь принимала деятельное участие в том, чтобы создавать грамотность. Конечно, потом появлялись и светские, министерские школы, но РПЦ принимало участие в образовании первой. 

Православные священники были среди тех, кто укреплял переселенцев духовно, совершая свои обязанности в разных местах, где бы они не находились. Тогда церковь была очень тесно связана с государством.

С изменением общественно-политической ситуации происходило разрушение всей церковной структуры. Процесс происходил постепенно, в 1920-30-х годах. К концу 30-х ни одной действовавшей церкви в Приморском крае не было. Возможно, существовали какие-то тайные общины, которые не успели выявить органы НКВД. В Уссурийске Покровскую церковь не разрушили, но, она существовала, практически, без священства и богослужений. 

Возобновление церковной жизни началось во время Великой Отечественной войны, когда изменились отношения между советской властью и РПЦ. В 1944 году на Первой речке во Владивостоке открылась небольшая деревянная церковь. Потом появились церкви в Партизанске, Лазо. Общины верующих были очень немногочисленными, тем не менее, желание открывать храмы у христиан имелось. В 1950-70-е появились храмы в Спасске-Дальнем, Дальнереченске. В 1977 году был открыт во Владивостоке храм, который сейчас мы знаем, как Никольский кафедральный собор на Махалина.  

image

Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia

image

Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia

Возрождение церковной жизни во всей полноте произошло в начале 1990-х годов. 

Появление собора на центральной площади Владивостока имеет важное значение, безусловно. Православный храм, как один из символов России, является основой наших нравственных ценностей. Храм в центре Владивостока укрепляет символику и смысл. Бесспорно, изменился центр города внешне и архитектурно. И в невидимом духовном плане изменилась обстановка. Среди бетонных и стеклянных коробок открылось пространство, которое приглашает познакомиться с чем-то более высоким".

Под стягом Христа

Армянская апостольская церковь представлена в Приморье двумя организациями, которые принадлежат к Российской и Ново-нахичеванской Епархии. Это двухэтажная церковь "Сурб Геворг" (Георгия Победоносца) на линии улиц Пушкинская-Володарского, которая строилась на месте дореволюционных развалин десять лет — до 2007 г. В Находке есть еще одна церковь — "Сурб Арутюн" (Святого Воскресения").

image

Армянская апостольская церковь Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Армянская апостольская церковь Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Армянская апостольская церковь Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Армянская апостольская церковь Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

В Римско-Католической церкви состоит шесть организаций — приходы расположены в крупнейших населенных пунктах Приморья.

Служитель прихода Пресвятой Богородицы Римско-Католической церкви во Владивостоке отец Даниил Маурер: "Помимо Владивостока, у католической церкви есть приходы в Лесозаводске, Уссурийске, Находке, Арсеньеве, в селе Романовка. Практикующие верующие — те люди, которые собираются каждое воскресенье на мессу. Это около 200 человек. Возможно, не практикующих гораздо больше, ведь до революции 1917 года в Приморье насчитывалось 15 тысяч католиков. Здесь много переселенцев из Белороссии, Прибалтики, есть поляки. 

Наш храм был заложен в 1908 году, освящен в 1921-м. В советское время церковь пустовала до 1945 года, затем государство забрало здание под краевой Госархив, надстроило три этажа. Новейшее здание вернули католикам. Что произошло благодаря тогдашним главе администрации края Владимиру Кузнецову и Думе Приморья. Мы получили здание 1 января 1994 года. Это был первый такой случай в России. Еще одну церковь тогда передали в пользование католикам в Томске, но не в собственность, а в аренду.  

Приходят новые люди, среди католиков Приморья есть и молодежь, хотя, наверное, ее не так много, как в других конфессиях. Одна из месс проводится в 12 на русском языке, другая — в 20.30 на вьетнамском. Дело в том, что во Владивостоке есть диаспора католиков-вьетнамцев. Также три раза в год проводим Святую Мессу на Рождество, Пасху и Пятидесятницу (Троицу) на английском и испанском языках, есть студенты, которые об этом просят. 

В тяжелые для России 1990-е годы в Приморье активно действовала католическая благотворительная организация "Каритас". Сейчас, слава Богу, государство делает много и столько поддержки не надо. 

Каким мы видим будущее? Хотим просто служить католикам. Прозелитизмом заниматься не намерены. Думаем над тем, чтобы открыть приход в Артеме, поскольку этот город, в отличие от Владивостока, быстро растет в населении". 

image

Католический Приход Пресвятой Богородицы на Володарского. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Католический Приход Пресвятой Богородицы на Володарского. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Католический Приход Пресвятой Богородицы на Володарского. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Очень широко (впрочем, как и повсюду в мире) в Приморье представлены различные направления протестантизма. Наибольшее число организаций — 58, у пресвитериан, 36 — у христиан веры евангельской-пятидесятников, 33 — у евангельских христиан. 19 организаций у адвентистов седьмого дня, 11— у евангельских христиан-баптистов, шесть — у христиан веры евангельской, пять — у методистов. По две организации у Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) и лютеран. 

image

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Павла на Пушкинской. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Павла на Пушкинской. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Павла на Пушкинской. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Павла. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Кстати, баптисты были первыми, кому первыми из протестантов при советской власти дали право исповедовать свою веру на законных основаниях.

Описано это так: "18 апреля 1964 года группа сторонников П.Г. Вегеры и И.С. Драгалина, отделившись от основной общины, подала заявление о регистрации и 14 октября 1964 года решением № 748 Приморского краевого Совета депутатов трудящихся была зарегистрирована, став первой легально действующей Приморской общиной ЕХБ с довоенных времен".

Однако, самым быстро растущим направлением протестантизма, кстати, по вполне естественной причине, являются пятидесятники. 

Юрий Ефанов, пастор церкви пятидесятников в Большом Камне: "В чем заключается вклад нашей конфессии? Многие пятидесятники награждены как многодетные. У меня скоро появится десятый ребенок в семье. Нашу семью награждал несколько лет назад губернатор, теперь будет награда от президента — орден родительской славы. В наших церквях в основном люди имеют много детей, есть знакомый, у которого от одной жены 20! Воспитанию детей у нас уделяется особое внимание, проводим занятия воскресной школы.

Пятидесятники ведут здоровый образ жизни, исключены вредные привычки. Общество выигрывает — там, где верующие люди, там порядок и дисциплина, чистота и соблюдение всех законов. Нет воровства, пьянства на производстве. С умножением таких людей все общество преобразуется. 

Если, например, судья или глава города приходят в церковь, то становятся другими людьми. Они перестают заниматься неправедными вещами, коррупцией, ведь главные перемены начинаются изнутри, с сознания человека. Снижается преступность. 

А где искать традиционные ценности, о которых говорят так много? В христианстве!  Мы готовы преподавать, идти в школы, что бы раскрыть суть христианства. Я сам закончил теологический институт. К сожалению, люди приходят в церковь в основном из-за проблем, но когда находят решение, остаются. Одна из причин того, что мы не рекламируем себя в том, что пятидесятники при советской власти подвергались сильным гонениям. Я знал людей, которые десятилетия провели в тюрьмах и психбольницах, у них забирали детей, пытали. Кого-то даже убивали.  

Считаю очень важным для России преодоление религиозной безграмотности. У пятидесятников есть социальные проекты, реабилитационные центры для бывших наркоманов, алкоголиков, бездомных. Помимо материальной, здесь оказывается духовная помощь. Многие меняют свою жизнь полностью. Когда предоставляется возможность, посещаем детские дома и дома престарелых, дарим подарки, поддерживаем в трудных жизненных ситуациях, молимся за людей. 

Наша община образовалась недавно, зарегистрировались в Минюсте. Сейчас за свой счет строим молитвенный дом. Спонсоров у нас нет, ни иностранных, ни отечественных. Только собственные пожертвования, с приходящих людей никогда и ни за что деньги не берем". 

Как утверждает Юрий Ефанов, число протестантов во всем мире более 800 миллионов человек, из них пятидесятников — по данным на 2011 год, более 259 млн. 

"В одной только из церквей пятидесятников в Бразилии, в церкви "Маранафа", где я недавно побывал, больше миллиона человек", — говорит пастор. 

Так же Юрий Ефанов обратил внимание на то, что "в историческом контексте протестанты сделали для России очень много полезного. Это люди, которых привозили сюда из-за границы русские цари; доктора, корабелы, ученые, военачальники, химики и многие другие. Особый вклад ими был сделан в сельском хозяйстве. Немцы, голландцы, шведы и другие. Они оседали у нас, строили, занимали ответственные посты. Иноземное происхождение не мешало им воевать в Великую Отечественную в Красной армии".

Заместитель председателя Приморского отделения общества российско-корейской дружбы на общественных началах, глава представительства Международного конгресса промышленников и предпринимателей в странах АТР, кандидат политических наук Евгений Русецкий отметил видную роль этнических корейцев при развитии протестантизма в Приморье:

"Что же касается протестантской церкви, она в числе мировых конфессий: на некоторых мероприятиях по вопросам религии им всем предоставляется слово, даже на федеральных каналах. Но церковь — это же достаточно серьёзное экономическое образование. Мы в обсуждениях больше сосредотачиваемся на каких-то внешних проявлениях этого религиозного культа, а на самом деле это сложное экономическое образование. Они создавались и создаются на каком-то первоначальном капитале, потому что надо направить сюда священника, проповедника, его кто-то должен финансировать. Цель этого священника впоследствии — сформировать самоокупаемость. Это не только о тех церквях, о которых вы говорите, это в принципе. Просто в данном случае это всё в основном заходило через Республику Корея, потому что была возможность.

Все это формировалось в том числе с опорой на определенных лиц нашей корейской диаспоры. Сейчас эта конфессия уже мультинациональная: не так давно случайно заходил на какое-то мероприятие во Дворце железнодорожников. Смотрю — там представителей корейцев, проповедников — уже минимум. В основном присутствуют лица неазиатской внешности".

Ислам

14 организаций в Приморье представляют мусульман. Один из руководителей исламской общины, пожелавший из скромности остаться неназванным, обрисовал нынешнее положение в умме. 

По оценкам, в Приморском крае более 20 тысяч мусульман, только во Владивостоке и Артеме насчитывается более 16 тысяч. Численность приведена по результатам подсчета посетителей праздников, которые собираются на "Фетисов Арене". Это Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Речь идет про активных приверженцев веры, которые молятся, соблюдают пост в Рамадан, выплачивают пожертвования нуждающимся.

image

Мечеть на Шепеткова. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Мечеть на Шепеткова. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Исламская организация, по словам источника — объединение единомышленников, круг знакомства, общие культурные ценности, обсуждение предписаний религии. Сегодня ислам распространяется как религия добра, мира и созидания. Люди воспринимают веру исключительно как позитивное и полезное.

Сейчас в Приморском крае нет муфтия, духовного лица, которое представляло бы весь регион. Мусульманские общины централизовано входят в Духовное управление мусульман (ДУМ) РФ. До 2012 года, когда существовало автономное Духовное управление мусульман Приморского края, муфтий был. 

"Если говорить про этнических русских, славян, я бы не сказал, что среди них большое количество желающих принять ислам. Такие случаи единичны. Хотя люди проявляют интерес к исламу. По работе встречаюсь с коллегами, задают вопросы про мусульман. Как правило, не более того", — говорит представитель мусульман.

По мнению респондента, Владивостоку нужна мечеть. У мусульман есть пока три молельных дома в городе: на Чуркине, бухте Тихой и Эгершельде.

В планах — строительство "настоящей" мечети в районе Снеговой. Земельный участок отведен, есть проект здания, проведена дендрологическая экспертиза. Сейчас дело за получением разрешения на строительство, процедура для Владивостока, как мы знаем по опыту, непростая. 

"Как мы будем финансировать стройку, на которую необходимо около полумиллиарда рублей? Ведь, если строить, то хорошо, в соответствии с требованиями. А они сегодня серьезные, допустим, со стороны МЧС. Частными добровольными пожертвованиями вопрос сейчас не решается, хотя, разумеется, мы обратимся за ними. Помощь может оказать один из исламских фондов, их в России несколько", — сообщил источник.  

Председатель ЦРО Духовное собрание мусульман Приморского края Рамиль Кильмухаметов говорит: "Ислам — вторая по численности последователей в России и Приморье религия. Переселенцы из Поволжья и Урала, татары и башкиры, в Приморском крае появились во второй половине 19 века, с момента освоения региона. В тяжелые и сложные времена мусульмане вместе со всеми переселенцами вносили свой вклад в освоение Приморского края, сохраняя свою религию и традиции. Так что для Приморья ислам — традиционная религия. Есть кладбища, допустим, в Спасске-Дальнем, Надеждинске, Партизанске, Артеме, в Подгороденке, которые так и назывались (татарские или старотатарские). Мы еще помним бабаев (дедушек и бабушек), было на Угольной две татарские улицы и имам Исхак Салатов. В Тавричанке имамом был Фаузий Хаматханов, в Артеме — Касым Залялов. В советское время мусульмане работали на шахтах, на производствах, собирались по праздникам в 1960-70 года, когда наблюдались послабления со стороны власти.  

В годы Русско-Японской войны 1904-05 годов остров Русский охранял мусульманский полк. Согласно историческим данным, там был войсковой мулла Багаутдинов. 

Есть такое мнение, что в Приморье в перестроечные годы приехали в поисках работы граждане с Северного Кавказа и Средней Азии, они принесли сюда ислам. Это ошибочное мнение.

Приморский край находится на стыке цивилизаций: российской, китайской, японской, корейской. Наша особенность состоит в многонациональности и многоконфессиональности. Исторически столкновений между разными группами не наблюдалось. И во все времена соблюдается толерантное, уважительное отношение друг к другу. 

Мусульмане всегда были защитниками Отечества. Немало героев среди защитников Порт-Артура, в событиях на озере Хасан, большую роль сыграли мусульмане в Великую Отечественную. Сейчас наши братья воюют на СВО, не так давно похоронили двоих человек на Аллее Славы в Артеме.

И сейчас мы живем в Приморском крае, молимся Аллаху".

Среди нетрадиционных для России религий в Приморье представлены две организации Общества сознания Кришны (вайшнавы) и одна — Веры Бахаи. Также семь структур, которые принадлежат к иудаизму (пять — к ортодоксальному, две — к современному), три — буддийские. 

image

Синагога Владивостока. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Здание синагоги — объект культурного наследия. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Синагога Владивостока. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Синагога Владивостока. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

image

Еврейский религиозно-культурный общинный центр Владивостока. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Доктрины и дисциплины Сиддхархи Гаутамы проникли в Приморье еще в VIII веке, благодаря миссионерам из танского Китая, который формально являлся сюзереном государства Бохай.

Вера Мун, ответственный секретарь местной религиозной организации "Буддийский центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г. Владивостока": "Буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью города Владивостока — официально зарегистрированная местная религиозная организация, которая существует с 1992 года, благодаря активности Ламы Оле Нидала, признанного буддийского учителя. Только в рамках нашей традиции в Приморье и на Дальнем Востоке есть буддийские центры во многих крупных городах — в Находке, Хабаровске, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Магадане, Петропавловск-Камчатском. В центры приходят те, кто интересуется буддизмом, его ценностями и методами — как в силу значимых исторических и культурных связей, так и по причине того, что буддизм, древнейшая из мировых религий, вызывает живой глубокий интерес и у современных людей. 

История нашего региона связана с Бохаем и, позже, Цзинь, высокоразвитыми буддийскими культурами. Мы поддерживаем связи и проводим совместные мероприятия (выставки, конференции) с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН, неоднократно посещали их музей и исторические буддийские места. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода. 

В историческом аспекте можно говорить о преемственности буддийского учения в целом: все аутентичные методы и практики так или иначе восходят к Будде Шакьямуни. Мы практикуем методы тибетского буддизма, переданные нашими учителями — квалифицированными ламами и великими мастерами, йогинами. Так что мы находимся в русле своей традиции, оставаясь в непрерывном общем контексте. 

image

Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia

image

Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia

Двери Буддийского центра Владивостока открыты для всех, кто интересуется буддизмом, и нас периодически посещают практикующие из соседних буддийских регионов России, стран, как Европы, так и Азии, например, из Вьетнама. Также мы поддерживаем контакт на уровне культурных мероприятий с консульством Индии во Владивостоке. А в 2009 году в Центре побывал духовный глава линии тибетского буддизма традиции Карма Кагью Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже.

В деятельности центра регулярно участвуют около 50 человек. Количество тех, кто практикует буддизм при соблюдении ряда формальных условий ("вступления на буддийский путь"), может отличаться от числа тех, кто интересуется им, разделяет его ценности, но пока не принял буддийское Прибежище. Эти цифры вряд ли можно определить точно, но несомненно, что в регионе интерес к буддизму есть.

В сущности, буддийский центр является храмом, потому что основная задача — создать необходимые условия для буддийской практики. Здесь есть все аутентичные буддийские атрибуты: статуи, тханки, реликвии, зал для медитации (гомпа). Тибетский буддизм естественным образом включен в контекст повседневной жизни современных людей — мирян (у нас не распространена монашеская традиция), без акцента на внешней ритуальной стороне (включая архитектурную стилистику), но, с традиционной основой".

Иерархия

В правительстве Приморского края так обрисовали картину сотрудничество и нынешнего состояния духовного мира региона. 

Взаимодействие органов государственной власти всех уровней с религиозными объединениями осуществляется через Комиссию по вопросам религиозных объединений Приморского края, в которую входят представители четырех традиционных российских конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также протестантизма в связи со значимой численностью его приверженцев в Приморском крае. Заседания Комиссии проводится два раза в год. На рассмотрение Комиссии выносятся вопросы, требующие вмешательства и поддержки со стороны органов исполнительной власти Приморского края.

Динамика роста количества религиозных организаций и культовых сооружений в Приморском крае на текущий момент замедлилась. Миссионерская деятельность в Приморском крае представителями зарубежных религиозных организаций в настоящее время практически не ведётся. 

В целом межконфессиональные отношения в Приморском крае сохраняют стабильность, а этноконфессиональные факторы не вызывают роста социальной напряженности, считают в краевом правительстве. 

Ключевые слова: Религия
Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 53

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.