Международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" (12+), посвященная 25-летию искусствоведческого образования, проходившая 16-18 апреля в Дальневосточном федеральном университете, завершилась. В течение трех дней более 120 ученых из России, Китая и Белоруссии знакомили друг друга со своими исследованиями в области изобразительного искусства, музыки, кинематографа, музейного дела, архитектуры и дизайна, этнических культур, театра, современного визуального творчества, медиа и т.д. Подведение итогов состоялось в Пушкинском театре ДВФУ. Корр. ИА PrimaMedia побывал на мероприятии.
Символично, что работа конференции началась с доклада маститого ученого, доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника Государственного института искусствознания Николая Хренова ("Становление идентичности в пространстве времени Российской цивилизации: место Дальнего Востока в Евразии" — 12+), а завершилась выступлением начинающего исследователя из Владивостока, магистра искусствоведения Екатерины Михайловой на тему "Перформативные сайт-специфик практики в городе Владивосток" (12+). И тут стоит отметить, что выступление вызвало горячую дискуссию. И это, в принципе, очень хорошо, поскольку высветило одну из главных тенденций конференции "Дальневосточные пропилеи". Здесь не только читают научные доклады и делают научные сообщения, но еще и спорят.
![Подведение итогов конференции](/vladivostok/pictures/89449747/small_picname_1.jpg)
Подведение итогов конференции "Дальневосточные пропилеи"-2024. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
К слову, в итоговом Решении международной научной конференции "Дальневосточные пропилеи"-2024 были отмечены не только высокий научный уровень докладов, глубина и актуальность рассматриваемых тем, раскрывающих своеобразие дальневосточного искусства, но активность дискуссий. И поверьте, это не пустые слова.
Если говорить о будущем, то весьма перспективным выглядит намерение объединить усилия в деле подготовки магистров и бакалавров программы "История искусств" в ДВФУ самого университета, Государственного института искусствознания (Москва) и Дальневосточного художественного музея (Хабаровск).
Еще одна неплохая задумка — создание научного журнала ДВФУ "Дальневосточные пропилеи". Кроме того, предлагается подготовить заявку на субсидию губернатора Приморского края на издание альбома репродукций работ приморских художников и дизайнеров по итогам выступлений на конференции "Дальневосточные пропилеи".
— Хотелось бы поблагодарить организаторов и лично Галину Васильевну Алексееву (организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор — Ред.). Знаю по себе, как приятно участвовать в таких конференциях, когда ты находишься в другом городе, потому что, когда находишься в своем, то привязан к работе. Когда у нас проходили "Музейные дни на Амуре" (12+), было столько интересного, но массу всего пропустила. Во Владивостоке поэтому было проще, — сказала в ходе обсуждения итогов конференции генеральный директор Дальневосточного художественного музея (Хабаровск) Наталия Толстая, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, которая проработала в Третьяковской галерее больше 20-ти лет.
![Наталия Толстая (третья слева)](/vladivostok/pictures/89449747/small_picname_2.jpg)
Наталия Толстая (третья слева). Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
На конференции Наталия Толстая выступила с докладом "Музеи Дальнего Востока: проблемы, достижения, перспективы" (12+), в котором рассказала об основных этапах развития музейного дела в регионе начиная с 1886 года, когда был создан самый первый на Дальнем Востоке Нерчинский общественный публичный музей, и заканчивая нашими днями.
По мнению Наталии Толстой, "в настоящее время музеи Дальнего Востока вступили в новый период своего существования, который отмечен повышенным вниманием к региону не только властей, но и музейного сообщества". В регион стали часто и с удовольствием приезжать коллеги из других регионов для участия в конференциях, форумах и ассамблеях. А кто-то, как сама Толстая, стали приезжать и для работы.
Укрепили связи с музеями Центральной России (стоит вспомнить выставочные проекты в стенах Приморской государственной картинной галереи — Ред.). Существуют и активно действуют Ассоциация музеев Дальнего Востока, Ассоциация музеев Хабаровского края. Сразу несколько музеев региона приступают к строительству современных зданий.
Однако существуют и проблемы. Из-за удаленности региона довольно затратно перевозить выставки из центральных музеев в дальневосточные. Это сильно тормозит развитие профессионального сообщества регионов, так как художники тоже не так часто выезжают за пределы дальневосточного региона. Страдает художественное образование на Дальнем Востоке. Ну и самая острая из всех проблем — кадровая. Катастрофически не хватает искусствоведов — специалисты, которые работают в художественных музеях, а также реставраторов — крайне редких для Дальнего Востока специалистов.
— Очень замечательно, что на конференции были и дискуссии. Хорошо, когда деятель науки может свободно высказать свое мнение, — сказала старший научный сотрудник сектора "Классического искусства Запада" Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Красимира Лукичева (Москва), выступившая на конференции с докладом "Восток и Запад в современном искусствоведении: сравнительный обзор исследовательских практик" (12+).
![Красимира Лукичева (первая слева)](/vladivostok/pictures/89449747/small_picname_3.jpg)
Красимира Лукичева (первая слева). Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
По словам Красимиры Лукичевой, впечатления от конференции у нее самые положительные. Тем более что на мероприятии был затронута очень актуальная тема интеграции дальневосточной культуры в русскую культуру.
— Надо, чтобы подрастающее поколение и студенты на Дальнем Востоке хорошо представляли себе всю культуру нашей огромной страны, и, наоборот, те, кто живет в других регионах России, знали о таком совершенно замечательном крае с его великолепными пейзажами, морем, людьми и своеобразной культурой, впитавшей культуры многих народов и народностей, которые живут здесь. Я думаю, межкультурный обмен должен становиться всё глубже и глубже, потому что это залог единства, общих целей, общей устремленности всего народа. Это очень важная задача, — сказала Красимира Лукичева журналисту ИА PrimaMedia.
В беседе была также затронута тема недооценки местных мастеров искусств теми, кто живет в одном регионе с ними, но почему-то считает, что настоящее искусство возможно только в Москве и Санкт-Петербурге.
И вот тут как нигде важна роль искусствоведов, которые могли бы раскрыть зрителям глаза на своеобразие и самодостаточность творчества местных художников, например.
— Искусствоведы, впрочем, как и все другие гуманитарные специалисты, не должны существовать в некоей замкнутой сфере исключительно ради удовлетворения собственного научного любопытства. В связи с этим должна возрастать роль качественного, профессионального популяризаторства и роль образования. Историки искусства, искусствоведы, конечно, в ответе за то, чтобы и социум знал и понимал искусство лучше. Мы действительно распространять и внедрять необходимые людям знания. Но это задача, которую непросто решить, как вы понимаете, — сказала Красимира Лукичева.
Одним из примеров забытого земляками "гения места" являет собой творчество кинорежиссера Виталия Каневского, родившегося в 1935 году в Сучане (ныне Партизанск). В 1990 году режиссер снял фильм "Замри — умри — воскресни!" (16+), в 1992 году — картину "Самостоятельная жизнь" (16+).
Кинодилогии Каневского посвятил свой доклад заведующий сектором "Современного искусства Запада" Государственного института искусствознания кандидат философских наук Денис Вирен.
![Денис Вирен](/vladivostok/pictures/89449747/small_picname_4.jpg)
Денис Вирен. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
По его мнению, кинодилогия Каневского стала явлением не только для перестроечного кинематографа, но и для "дальневосточного текста" отечественной кинокультуры. При этом первая картина дилогии стала настоящим открытием и получила престижную "Золотую камеру" на Каннском кинофестивале (18+) 1990 года.
"Обратившись к воспоминаниям из собственного детства, режиссер создал аутентичный и суггестивный образ дальневосточного городка вскоре после окончания Второй мировой войны. Каневскому удалось совместить в экранном пространстве суровый реализм и лирические элементы, усиленные детским взглядом. Этим же объясняется дробность фабулы, фрагментарность повествования, превращенная в прием. "Самостоятельная жизнь" была снята на волне успеха ленты "Замри — умри — воскресни!" как ее непосредственное продолжение. Несмотря на то, что здесь появился тот же главный герой, только подросший, изменилось практически все, начиная с отказа от черно-белого изображения в пользу цвета и заканчивая интенсификацией натуралистической составляющей сюжета. В то же время этот фильм отчасти вступил в диалог с классическим европейским кино (тогда как первая часть, скорее, отсылала к советскому опыту)", — отметил Денис Вирен в аннотации к докладу.
Как сказал Денис Вирен журналисту ИА PrimaMedia, он был несколько удивлен тому, что творчество Каневского сегодня не очень известно его землякам.
— Почему-то я был в полной уверенности, что картины Каневского во Владивостоке очень хорошо знают и помнят. А оказалось, что нет, что они стали каким-то новым открытием режиссера и его фильмов. Наверное, одним из смыслов таких конференций как раз и состоит в том, чтобы знать, что есть фигуры, которые объединяют Восток и Запад. Виталий Каневский мне показался таким человеком. Он переехал с Дальнего Востока в Петербург, где живет до сих пор. И хотя он снимал на "Ленфильме", я думаю, нет второго такого, который настолько и тесно ассоциировался бы с Дальним Востоком и был для него знаковым кинорежиссером, — сказал Денис Вирен.
От агентства отметим, что международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" имеет давнюю историю. Это уже 13-я конференция, которую проводит организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор Галина Алексеева.
![Галина Алексеева](/vladivostok/pictures/89449747/small_picname_5.jpg)
Галина Алексеева. Фото: Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
Название конференции символично. Греческое слово "пропилеи" означает парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами. А Приморский регион — это ворота между Западом и Востоком.
По мнению организаторов конференции, "дальневосточнику важно понимать, звучит ли искусстве России "дальневосточный текст", какие культурные коды несет искусство региона, как работают дальневосточные музеи, какие результаты 25-пятилетнего образования в сфере искусства в регионе достигнуты, как чувствуют себя этнические и арктические культуры, что мы знаем о жизни выдающихся художников и музыкантов Дальнего Востока, хорошо или плохо снимают кино про Дальний Восток, как работает медиа-система региона на популяризацию тех поворотов в мышлении общества, которые транслирует искусство".
1713534600