Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:16, 27.02.2024

Тихоокеанский Медицинский: подготовка врачей для ДФО по-новому

Тихоокеанский Медицинский осуществляет масштабную трансформацию образовательной деятельности. Федеральная поддержка, которую вуз начал получать, став в 2022 году участником программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", позволила внедрить такие изменения в образовательные программы и политику привлечения абитуриентов, которые максимально направлены на достижение ключевых целей развития университета — обеспечение системы здравоохранения регионов ДФО квалифицированными медицинскими кадрами. Об основных направлениях, уже достигнутых результатах и планах трансформации корр. ИА PrimaMedia рассказал председатель Совета деканов (в ранге проректора по учебной работе) университета Игорь Борисович Королёв.

Игорь Борисович Королёв. Фото: ИА PrimaMedia

Новая система медобразования — Дальнему Востоку

Тихоокеанский Медицинский координирует работу пяти региональных проектных офисов, активно содействует развитию систем здравоохранения пяти регионов ДФО — Приморского края, Камчатского края, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа. И здесь у вуза особая миссия — обеспечение этих регионов медицинскими специалистами не просто с высоким уровнем подготовки, а еще и обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для работы в том или ином дальневосточном регионе.

Поэтому подготовка медицинских кадров с учетом региональной специфики — крайне важный аспект реализации стратегического проекта Тихоокеанского Медицинского "Медицинские кадры и передовые медицинские технологии для Дальнего Востока" и трансформации его образовательной деятельности в рамках программы "Приоритет-2030".

— Наша основная задача как вуза — конечно же, научить студентов медицине. И мы делаем это хорошо: практически все наши выпускники трудоустраиваются, находя свое место в медицинском сообществе, благодаря чему наш университет приобрел известность и авторитет не только в ДФО, но и за пределами макрорегиона, — говорит председатель Совета деканов Тихоокеанского Медицинского Игорь Борисович Королёв.— Словом, мы выпускаем хороших специалистов, они востребованы по всей стране. Наши выпускники после окончания программ специалитета поступают на программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре в центральных вузах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске. И, получив там знания, возвращаются в родные регионы, чтобы работать в медицинских организациях регионов Дальнего Востока!

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

Сегодня Тихоокеанский Медицинский выпускает около 750 молодых специалистов в год. Согласно программе развития университета, для обеспечения потребности Дальнего Востока в медицинских специалистах к 2030 году необходимо удвоить этот показатель, то есть довести выпуск до 1500 врачей ежегодно. При этом, как уже отмечалось, огромное значение имеет не только количественное решение кадрового вопроса в системе здравоохранения ДФО, но и качественное. 

В Университете уверены, что специфика макрорегиона (низкая плотность населения, большие расстояния, работа трудовых коллективов вахтовым методом) требует подготовки специалистов — прежде всего, врачей первичной медико-санитарной помощи — с дополнительными к основной специальности компетенциями ("сверхкомпетенциями"), что позволит расширить перечень доступных жителям Дальнего Востока видов лечебно-диагностической помощи.

 — В вопросе подготовки наших специалистов со "сверхкомпетенциями" мы, прежде всего, ориентируемся на конкретные регионы, на их потребности. Разумеется, в Приморском крае, нашем родном регионе, потребности региона нам известны очень хорошо. Но и на Сахалине у нас, как вы знаете, уже выстроено очень хорошее взаимодействие по целому ряду направлений, поэтому с учетом этого опыта мы сегодня выстраиваем сотрудничество с Камчаткой, Якутией и Чукоткой, — рассказывает Игорь Борисович Королёв. — То есть решения, какие дополнительные компетенции развивать при обучении в нашем университете приняты на основе глубокого анализа в тесной взаимосвязи с органами здравоохранения всех наших "подведомственных" в рамках кластера субъектов.

Одна из особенностей приемной кампании в медицинские вузы — целевой прием по запросам региональных правительств и органов управления систем здравоохранения. Сегодня по целевому набору вуз принимает абитуриентов на половину бюджетных мест. Задача Тихоокеанского Медицинского, имеющего большой опыт взаимодействия в этом вопросе с Правительствами Приморского края и Сахалинской области, — развитие комплексных мер социальной поддержки "целевых" студентов и организация взаимодействия обучающихся и их будущих работодателей.

Что касается трудоустройства своих выпускников, то здесь в портфеле успешных кейсов Тихоокеанского Медицинского — практическая подготовка обучающихся и производственная практика студентов на местах будущей работы, ярмарки вакансий и работа агентства по управлению целевым набором и трудоустройству выпускников. В планах университета (в рамках участия в "Приоритете 2030") — организация работы центра анализа кадровой обеспеченности систем здравоохранения регионов ДФО.

Трансформация образовательных программ 

Основа масштабной модернизации образовательного процесса в университете — это, конечно же, актуализация и приведение к единообразию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Как отмечают в вузе, набор изучаемых на 1-2 курсе дисциплин в образовательных программах по различным направлениям подготовки (специальностям) различен, что обучающимся очень сильно затрудняет, а иногда и делает невозможным, смену специальности после 1-2 курсов.

Поэтому всем новым студентам Тихоокеанского Медицинского первые два курса предстоит учиться по практически схожим программам, в которых сконцентрированы базовые университетские и фундаментальные медицинские дисциплины, необходимые для любой медицинской профессии. Разработка и интеграция в ОПОП специалитета и ординатуры специальных "дальневосточных", регионоориентированных дисциплин и современных (в том числе и цифровых) методов преподавания осуществляется при активном взаимодействии со стратегическими партнерами, в числе которых Сеченовский университет, Университет Иннополис, НИИ Медицины труда им. ак. Н.Ф. Измерова, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова и некоторые медицинские вузы.

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

 — Цель актуализации образовательных программ — не в том, чтобы нам, преподавателям, было, допустим, легче учить. Цель в том, чтобы подготовленный нами выпускник был востребован на рынке, чтобы на первом месте работы ему не нужно было говорить расхожую, к сожалению, фразу: "Забудьте все, чему вас учили, начнем учить по-настоящему". Конечно, наш выпускник не должен приходить в медицинскую организацию будучи умнее главного врача, но свою работу он уже должен знать хорошо, — комментирует Игорь Борисович.

Подготовленные в тесном взаимодействии с ведущими медицинскими вузами страны и региональными органами здравоохранения изменения в образовательные программы Тихоокеанского Медицинского начинают внедряться не только в самом вузе (причем — постепенно, поскольку запущенный ранее 2023 года учебный процесс "ломать" ни в коем случае нельзя), но и готовятся к внедрению в вузы научно-медицинского образовательного кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона "Восточный", создавая единую образовательную среду, удобную и для сетевых форм обучения, и для повышения академической мобильности студентов и преподавателей.

Каждому студенту — своя траектория

Необходимость "тонкой настройки" образовательного процесса практически для каждого будущего врача-специалиста — которому, напомним, предстоит трудиться в определенных регионом условиях и с применением востребованных в этих условиях дополнительных компетенций — закономерно привела Тихоокеанский Медицинский к разработке системы индивидуальных траекторий обучения (что еще недавно воспринималось в медико-образовательном сообществе как некая "фантастика").

Как отмечают в университете, целью этого процесса является система, при которой после первых двух курсов (то есть "базовых") студент мог бы "собрать" свою, индивидуальную программу дальнейшего обучения, чтобы полученные им знания "свелись" на пятом-шестом курсах в комплекс, позволяющий приступить к работе в условиях первичного поликлинического звена или поступить в ординатуру для освоения узкой специальности.

 — Мы сегодня делаем первые шаги в этом направлении, и уже буквально этой весной начинаем пока еще экспериментальное обучение по нашей новой программе, — говорит председатель Совета деканов вуза. — Обратившись к нашим уважаемым работодателям, мы согласовали с ними подготовку специалиста в ординатуре по двум профилям сразу — допустим, терапевта и врача-кардиолога или же терапевта — гастроэнтеролога. То есть сейчас, на первом этапе, мы основываемся на специальностях, которые имеют много общих базовых дисциплин в учебном процессе. Такие специалисты сегодня очень и очень востребованы, особенно в районных учреждениях здравоохранения.

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

image

Занятия в Тихоокеанском Медицинском. Фото: ИА PrimaMedia

Как рассказал Игорь Борисович Королёв, в университете полным ходом идет разработка уже целого ряда планов по индивидуальным трекам обучения. Здесь, по мысли собеседника агентства, возможным оптимальным решением может быть создание специальных "пакетов" из тех 20-25 учебных дисциплин, которые студенты с определенного момента могут выбрать самостоятельно.

 — То есть — предложить нашим студентам выбрать набор дисциплин, соединенных в определенную "цепочку". И при прохождении этой "цепочки" (не только в теории, но и с практическими занятиями) обучающийся получает дополнительную компетенцию не в виде специализации, а в виде дополнения к его основной специальности. Это, в свою очередь, увеличивает возможности выпускника при трудоустройстве, позволяя ему иметь больший выбор позиций, которые он может занять в системе здравоохранения,— уверен председатель Совета деканов университета.

Преподавателям — новые компетенции

Трансформация образовательной деятельности Тихоокеанского Медицинского, как отмечают в университете, не стала бы возможной без того профессорско-преподавательского состава, который сформировался в университете на протяжении нескольких предшествующих вступлению в "Приоритет-2030" лет и продолжает формировать сегодня.

По данным на 2023 год, 306 из практически 500 преподавателей вуза имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Что касается ученых званий, то в университете — 31 профессор и 116 доцентов. Что также интересно, профессорско-преподавательский состав в Тихоокеанском Медицинском в значительной степени (до четверти) представлен сотрудниками до 35 лет.

 — Университет зримо меняется, и наш профессорско-преподавательский состав меняется вместе с ним. Очень важно и то, что в процессе разработки стратегии развития Тихоокеанского Медицинского, которую мы сегодня реализуем, сама стратегия активно обсуждалась со всеми коллегами, и во много и стратегия, и планы — плод коллективного творческого поиска наших преподавателей.

С уверенностью могу сказать также, что главные цели трансформации нашей образовательной деятельности — а это, напомню, увеличение количества выпускников, прежде всего, для Дальнего Востока в два раза — понятны и разделяются профессорско-преподавательским составом университета,  

— говорит Игорь Борисович Королёв.

Разумеется, трансформация образовательной деятельности, добавляет собеседник агентства, не может обойтись и без определенной "трансформации" профессорско-преподавательского корпуса вуза. Уже сегодня, например, модель компетенций научно-педагогических работников университета готовится к серьезным изменениям, причем эта работа ведется с активным участием партнеров Тихоокеанского Медицинского, таких как Сеченовский университет и Университет Иннополис. Подобно студентам, для которых, как было сказано выше, появляется возможность освоить дополнительную медицинскую специальность, преподаватели университета также смогут получить дополнительные навыки — например, "профессора-тьютора", "модератора электронного образовательного ресурса" и даже "игротехника".

"Цифра" в медобразовании — ключ к будущему

Важным вектором в трансформации образовательной деятельности Тихоокеанского Медицинского в рамках "Приоритета 2030" является продуманная интеграция в традиционные системы обучения инструментов цифрового образования. И это — настоятельная необходимость, ведь для того, чтобы выпускать ежегодно к 2030 году 1500 молодых специалистов (сегодня, напомним, университет дает путевку в жизнь 750 выпускникам в год), необходимо увеличить количество обучающихся с 4,5 тысяч до 9 тысяч человек.

Естественно, что практическая подготовка, без которой нельзя получить на выходе из университета квалифицированного врача — неприкосновенна, здесь знания и навыки передаются студентам только от опытных наставников. Однако в сфере теоретической подготовки Тихоокеанский Медицинский достаточно давно идет в ногу со временем (и, в частности, период пандемии, когда многие занятия проводились дистанционно, это доказал). Участие же вуза в "Приоритете 2030" тенденцию к продуманному внедрению инновационных образовательных методов и технологий только усиливает.

image

Центр цифровых компетенций Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

Центр цифровых компетенций Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

Центр цифровых компетенций Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

Центр цифровых компетенций Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

Уже сегодня университет располагает необходимым серверным, мультимедийным, программным и аппаратным обеспечением, здесь создано и реализуется более 1900 электронных образовательных ресурсов для более чем 20 тысяч активных пользователей. 

В 2021 году в Университете создан Центр цифровых компетенций. С целью реализации основных задач центра разработаны и готовятся к внедрению инновационные образовательные программы полного погружения с использованием VR-технологий, в частности, разработаны более 15 VR-модулей, посвященных различным медицинским процедурам в практике врачебного и среднего медицинского персонала.

Университет идет к абитуриенту

Стратегия развития Тихоокеанского Медицинского прямо констатирует: в основе увеличения выпуска столь необходимых Дальнему Востоку медицинских специалистов — проактивная профориентационная позиция самого вуза. Иными словами, университет должен "звучать" на всех профильных площадках не только ДФО, но и страны, стараясь максимально мотивировать будущих абитуриентов к поступлению в вуз.

— В декабре прошлого года наш университет был представлен на выставке "Россия" на ВДНХ в Москве (0+), мы получили возможность показать фильм о Тихоокеанском Медицинском, рассказать о программах, которые реализует университет сегодня. То есть шаг за шагом мы выходим на общероссийский уровень, — отмечает Игорь Борисович Королёв. — Важно также в нашей образовательной политике добиться того, чтобы знали не только вуз, но знали и ценили его выпускников — грамотных специалистов с подготовкой, соответствующей современным запросам работодателей, готовых приступить к реальной работе практически сразу, без необходимости долгого обучения, так сказать, "в полевых условиях".

Вырастить такого специалиста, уверены в Тихоокеанском Медицинском, можно и нужно буквально со школьной скамьи (с шестого-седьмого класса), и именно поэтому университет направляет большие ресурсы на создание и реализацию творческих, интересных методик мотивации молодежи к поступлению в вуз, участвующий в программе "Приоритет 2030".

image

Столовая Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

В общежитии Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

В общежитии Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

В общежитии Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

В общежитии Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

image

В общежитии Тихоокеанского Медицинского. Фото: ИА PrimaMedia

— Благодаря участию в программе "Приоритет-2030", мы можем проводить профориентационные мероприятия буквально еженедельно. Например, в ходе специальных мастер-классов мы даем ребятам побывать в роли какого-либо специалиста — медицинской сестры, клинического психолога, врача-терапевта и даже врача-эпидемиолога. Обо всех таких мероприятиях мы рассказываем нашим будущим студентам в специальном ТГ-канале Предуниверсарии Тихоокеанского Медицинского https://t.me/prihodyvmed (12+), стараясь максимально заинтересовать его аудиторию, — комментирует собеседник агентства. — Помимо того, что мы готовим "ядро" нашего ежегодного набора на факультете довузовской подготовки (лицее) Тихоокеанского Медицинского, мы ведем активную работу и с медицинскими классами, которые уже организованы во Владивостоке, и выезжаем в районы края.

Как отмечает Игорь Борисович Королёв, в приоритете у вуза — не просто рассказать о себе и о благородной профессии врача, но и привлечь лучшего абитуриента — с хорошей "базой" по химии и биологии. В Тихоокеанском Медицинском, в частности, разработана и действует система дополнительного стипендиального обеспечения первокурсников-"двухсотбалльников" (то есть набравших 200 баллов и выше при сдаче ЕГЭ), также, как и тех ребят, которые поступают по договорам о целевой подготовке с минздравами регионов. Из года в год количество таких абитуриентов в вузе устойчиво растет, что говорит о верности выбранного университетом пути по созданию своей системы управления талантами, включающей в себя индивидуальное сопровождения абитуриента по траектории "школа — программы дополнительного образования — вуз", причем уже в университете сопровождение талантов будет продолжено в виде оказания значимой стипендиальной и тьюторской поддержки.

 — Мы прекрасно понимаем, что для дальнейшего успешного освоения медицинской науки студенту нужна и хорошая "база" (которую дает, в частности, углубленное изучение химии и биологии в том числе и в специальных медицинских классах), и правильная мотивация — желание стать качественным специалистом. И здесь мы активно идем не только к абитуриентам, но и к их родителям, которые, как известно, имеют большое влияние на то, какую будущую специальность и в каком вузе будет получать выпускник школы. Наши профориентационные группы участвуют в родительских собраниях, и вопросы там поднимаются совершенно взрослые — режим обучения, воспитательный процесс, размещение и питание иногородних студентов, безопасность. Если мы приходим в другие регионы, здесь нам нужно еще и рассказать о самом Приморском крае и Владивостоке — вплоть до того, какое замечательное у нас море, — подытоживает беседу председатель Совета деканов Тихоокеанского Медицинского.

Добавим, что трансформация вместе с образовательной деятельностью деятельности профориентационной — это для Тихоокеанского Медицинского, что называется, "игра вдолгую". Достижение охвата профориентационными мероприятиями вуза почти около 5 тысяч потенциальных абитуриентов по всем регионам Дальнего Востока (такие показатели вуз демонстрировал к началу учебного 2023-2024 года) — это только начало пути по достижению целей участия в программе "Приоритет-2030". Впереди — расширение географии мастер-классов и других профориентационных мероприятий за пределы ДФО и даже на ближайшее зарубежье. Также в планах университета — развитие ежегодной олимпиады "Будущее медицины Дальнего Востока" (12+) с ее масштабированием на все регионы ДФО, организация во Владивостоке летней и зимней школ, развитие единой сети медико-биологических классов в учреждениях среднего образования регионов Дальнего Востока.

Ключевые слова: ЕГЭ-2017
Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 96

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.