Кинофраншиза "Сумерки" (18+) по романам Стефани Майер в последние годы плотно ассоциируется с осенью, пробуждая ностальгию у поклонников. В социальных сетях пользователи даже создали тренд "хоа-хоа-хоа", который посвящён хмурой погоде и воспоминаниям о Белле, Эдварде и Джейкобе — главных героях саги, события которой разворачивались с 2008 года. Пока сезон ещё продолжается, давайте вместе с ИА PrimaMedia подробнее разберёмся, что он нам приносит, и проанализируем типажи персонажей вместе с психологом Анастасией Ястремской.
Сезон "хоа-хоа-хоа"
С началом осени в соцсетях активно появляются ролики, в которых звучит композиция Eyes on Fire (18+) группы Blue Foundation. Эта музыка ассоциируется у поклонников с дождливой и туманной атмосферой, характерной для города Форкса в штате Вашингтон, где живет Белла. Пользователи шутят, что с приходом сентября начинается сезон "хоа-хоа-хоа" — строка из песни. Это время идеально подходит для того, чтобы уютно устроиться с пледом, надеть теплые свитера, наслаждаться горячими напитками и, конечно, устроить марафон по просмотру всех частей "Сумерек". Если вы еще не успели насладиться этим настроением, у вас есть целый ноябрь, чтобы все исправить.
Типажи главных героев "Сумерек"
Давайте подробнее изучим персонажей: вампира Эдварда, обычную школьницу Беллу и оборотня Джейкоба, а также их отношения с точки зрения психологии.
Эдвард: Этот персонаж выделяется среди сверстников своей таинственностью и оригинальностью. По темпераменту он меланхоличен, склонен к интроверсии и глубокому самоанализу. Эдвард часто бывает эмоционально неустойчив и пессимистичен, предпочитая уединение и внутреннее размышление. Его загадочность создает впечатление глубины, но в то же время он проявляет нарциссизм и контроль по отношению к своему партнеру. Эдвард способен на интенсивные чувства в начале отношений, однако его характер может привести к резкому разрыву контакта без объяснений, вызывая у Беллы страх потери и растерянность, передает портал psychologies.ru (18+).
Эмоциональные качели — постоянный спутник отношений с ним.
Белла: В самом начале фильма "Сумерки" Белла произносит фразу: "Раньше я мало думала о смерти, но, по-моему, отдать жизнь за любимого человека — не худшая смерть". Это утверждение сразу же наводит на мысль о её склонности к жертвенности и мазохистическим наклонностям. Она жаждет полной эмоциональной связи с партнером, защиты и безусловной любви, что является основными потребностями, формировавшимися в детстве.
Белла представляется романтичной, хрупкой и отстраненной натурой. Она выделяется на фоне других подростков, что замечают и её школьные друзья. Девушка избегает шумных компаний и предпочитает одиночество. Она отвергает предложения о реальных, живых отношениях от своих сверстников, выбирая мир фантазий и драмы, что также подчеркивает её эмоциональные сложности.
Отношение к родителям также играет значимую роль в её жизни. Она описывает маму как любящую, но легкомысленную, и подчеркивает достоинство отца через его ненавязчивость. Несмотря на постоянное общение с родителями, между ними существует эмоциональная дистанция. Белла привыкла сталкиваться с трудностями в одиночку, что лишает её необходимой поддержки: "Знаешь, в тишине я обычно страдаю в одиночку". Заметно и её депрессивное состояние, когда она говорит: "Смерть — это покой, легкость, жизнь труднее".
Сильный страх потери является одним из основных двигателей её поведения. После болезненного разрыва с отцом из-за развода родителей и последующего переезда от мамы в новые отношения, Белла ощущает себя ненужной. Эти травмы остаются для неё непережитыми, и она ищет единственного человека, который сможет заполнить этот вакуум. Готовность вступить в опасные отношения с вампиром Эдвардом указывает на стремление Беллы закрыть гештальт: "Я не тебя боюсь. Я боюсь тебя потерять, что ты вдруг исчезнешь", — говорит она ему.
Белла неустанно транслирует свою тревогу о том, что снова может потерять близкого человека. В её жизни постоянно происходят события на грани жизни и смерти, в то время как родители остаются в неведении о её реальных переживаниях и проблемах. Она предпочитает скрывать свои чувства, опасаясь, что ей снова не поверят или не окажут поддержку. Хотя отец Чарли дает Белле средства для самообороны, этого недостаточно для защиты в ситуациях, с которыми она сталкивается. Поэтому героиня продолжает искать защиту вне семьи, что только усиливает её внутренние конфликты.
Чувство нехватки любви толкает Беллу к зависимостям и быстрой идеализации партнера, который в данном случае является вампиром. Её поведение зачастую носит аутоагрессивный характер и стремится восстановить чувства, которых ей не хватает в жизни. Для Беллы любовь ассоциируется с опасностью, риском и страхом. Её путь к самоидентификации и пониманию значимости любви рассказывает о сложной и противоречивой природе человеческих отношений.
Джейкоб: Это маскулинный и общительный молодой человек, обладающий лидерскими качествами и хорошим чувством юмора. Его физическое присутствие: смуглая кожа, высокая температура тела и энергичная речь — делают его заметным на фоне других персонажей. Эмоционально он горяч и вспыльчив, умеет открыто выражать свои чувства и брать на себя инициативу. С ним Белла не чувствует необходимости жертвовать собой или выбирать между любовью и семьей.
По типу темперамента Джейкоб — холерик: активный, энергичный и экстравертный. Он легко устанавливает контакт с окружающими и способен убеждать других следовать за собой. В его компании Белла ощущает тепло и комфорт, что помогает ей справиться с травмой после расставания с Эдвардом. "С ним я снова чувствую, что живу", — делится она, подчеркивая, насколько важным является присутствие Джейкоба в её жизни.
Однако, несмотря на все свои положительные качества, Джейкоб иногда бывает настойчивым и не всегда уважает границы других. Его порывистость и стремление к действию могут быть как источником поддержки, так и поводом для конфликтов. Тем не менее, в мире "Сумерек" он выступает важной фигурой, символизируя жизнь и эмоциональную реальность, с которой Белла стремится соединиться.
"Красные флаги" в отношениях Беллы и Эдварда: взгляд на токсичную динамику в "Сумерках"
Отношения Беллы и Эдварда из "Сумерек" наполнены признаками токсичной динамики, которые можно охарактеризовать как "красные флаги". Загадочность, скорость и сила Эдварда притягивают Беллу, но его поведение создает игру в "горячо-холодно", которая, в конечном итоге, разрушает их связь. Например, впервые за одной партой с Беллой он проявляет отвращение к ее запаху, после чего демонстративно уходит, что лишь усиливает интерес девушки. Таким образом, их отношения погружаются в постоянные эмоциональные качели, создавая идеальный контекст для зависимых отношений, сочетающих мазохизм и нарциссизм.
Эдвард быстро вторгается в личное пространство Беллы, задавая интимные вопросы о ее жизни и семье, но сам предпочитает оставаться загадкой. Он охотно изучает её внутренний мир, но о своем говорит очень мало, что укрепляет его образ недосягаемости.
При этом герои постоянно сталкиваются с недоступностью друг друга. Эдвард пытается предупредить Беллу о возможных неприятностях: "Боюсь, тебя ждет разочарование", "Не дружи со мной". Несмотря на то, что Белла говорит, что у нее "аллергия" на его перемены в настроении, именно этот непредсказуемый эмоциональный фон и привлекает её.
Эдвард также проявляет черты сталкерства, скрывая это под видом заботы. Он контролирует её действия, например, ломает машину, чтобы сорвать встречу с Джейкобом, следит за тем, как она спит, и без предупреждения появляется в её доме. Его забота о Белле в критические моменты не имеет под собой реальной основы, так как он сам создает для неё угрозу.
Эдвард открывает свою тёмную сторону, устрашая Беллу: "Что, если я не герой? Может быть, я злодей?", "Я создан убивать". Тем не менее, Белла отрицает свой страх рядом с ним, готова отдать ради него всё, даже душу, не зная его достаточно хорошо. Она теряет интерес ко всему, что её окружает, и ощущает бессмысленность жизни без него.
Эти отношения характеризуются сильной созависимостью, что подчеркивает тот факт, что Белла постоянно спит с книгой "Ромео и Джульетта" (18+), где также обсуждаются темы трагической любви и самопожертвования. Проекция этого сюжета на ее жизнь ясно указывает на её стремление повторить аналогичный трагический роман. В итоге, несмотря на свою романтику, отношения Беллы и Эдварда становятся примером токсичной связи, где любовь скрывает много опасностей.