Рыбохозяйственные предприятия становятся заметными донорами бюджетной системы Приморья, Камчатки, Сахалина, Астрахани и других приморских регионов страны, демонстрируя устойчивый рост фискальных платежей при заметном снижении отраслевой прибыли. Об этом 14 декабря на совещании о ходе реализации программы инвестиционных квот, организованном Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, сообщает ИА PrimaMedia. Полное выступление президента ВАРПЭ на совещании в СФ, вызвавшее большой резонанс в отрасли, опубликовано в ТГ канале ассоциации https://t.me/ryba_rossii/3786.
В плановом совещании аграрного Комитета Совета Федерации на тему "О ходе реализации перового и второго этапов распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в инвестиционных целях" приняли участие, помимо членов Совфеда и руководителя ВАРПЭ, представители руководства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), судостроительных предприятий, региональных рыбацких ассоциаций и ряда рыбопромышленных компаний.
Свое выступление президент ВАРПЭ посвятил финансово-бюджетным аспектам реализации программы инвестквот и совершенствованию законодательства о налогах в рыбной отрасли, сделав особый акцент на том растущем вкладе, который рыбацкие предприятия вносят в бюджеты приморских регионов. Герман Зверев, в частности, отметил, что в этом году налоговые поступления рыбной отрасли выросли на треть по сравнению с прошлым годом — почти до 80 млрд рублей. При этом половина этих средства поступила непосредственно в бюджеты регионов.
"Если бы не были внесены поправки в Налоговый кодекс, которые изменили ставки сборов за водные биоресурсы и скорректировали систему льгот, то поступления от рыбаков в бюджеты регионов в текущем году составили бы с учетом резкого обвального падения налога на прибыль 22 млрд рублей, а так регионы получили 40 млрд, — уточнил Зверев. — Конечно, это означает, что прибрежные регионы крайне внимательно смотрят на рыбопромышленные предприятия, которые стали серьезным донором налоговой системы".
Руководитель отраслевого объединения в качестве примера привел Камчатский край, бюджет которого получил 6 млрд рублей из уплаченных рыбаками ставок сборов ВБР — против 800 млн в 2022 году. Схожая ситуация — и в Астраханской области, и в Приморском крае, и в остальных из 10-ти традиционных "рыбацких" субъектов РФ.
Также резко выросли платежи рыбохозяйственных предприятий в социальные фонды — с 1 млрд в 2022-м до 3,2 млрд только за 10 месяцев этого года.
"Рыбаки платят большую зарплату, платят ее, как говорится, "в белую", платят все отчисления. Это означает, что рыбная отрасль является фактором стабильности в регионах. Это означает, что люди на Камчатке, на Сахалине, в Архангельске, в Астрахани, в других прибрежных районах получают достойные деньги, и получают не "в конверте". При этом в Приморском крае, в Камчатском крае, в Сахалинской области часть этих взносов перераспределяется в другие регионы. Это очень важно", — подчеркнул выступающий.
Герман Зверев также отметил, что наряду с ростом налоговых отчислений в рыбной отрасли растет и кредитное бремя (в частности, более 500 млрд в этом году заняли у банков компании для участия в "крабовых" аукционах). Это означает, уточнил Зверев, что в ближайшие 2-3 года рыбная отрасль помимо налогов и соцвзносов в 90 млрд рублей будет ежегодно платить по 15-16 млрд за пользование кредитами. При этом рост финансовой и фискальной нагрузки на отрасль идет одновременно с падением прибыли
"По итогам текущего года официальные данные Росстат уже представил. Прибыль отрасли за 10 месяцев составила 68 млрд рублей. Для сравнения: за 12 месяцев прошлого года — 117 млрд. Мы видим, что идет снижение прибыли рыбной отрасли, поэтому это надо учитывать при оценке первого и второго этапов инвестиционных квот", — резюмировал докладчик.
В завершение своего выступления Герман Зверев обратился к Комитету Совфеда с предложениями о активизации субсидирования строительства судов-краболовов на Дальнем Востоке, а также — о более точной настройке контроля за выпуском рыбопродукции береговыми заводами, построенными в рамках первого этапа инвестквот, поскольку определенные разночтения в нормативной базе и правоприменении сегодня в ряде случаев оборачиваются для предприятий штрафными санкциями и негативно влияют в том числе и на бюджеты "рыбацких" регионов.