В настоящее время в Тихоокеанском Медицинском реализуется программа развития на 2022–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Одним из важных направлений программы развития является трансформация Тихоокеанского Медицинского в цифровой медицинский университет. В первую очередь, речь идет о всестороннем внедрении цифровых технологий в организацию образования, управление процессами университета и функционирование "умного кампуса". Основные задачи — повышение качества медицинского образования и управления университетом в условиях намеченного кратного прироста студентов и создание современной цифровой экосистемы университета.
О том, с чего началась цифровая трансформация Тихоокеанского Медицинского, каких результатов уже удалось достичь, — в материале ИА PrimaMedia.
Цифровизация с чистого листа
Небольшая предыстория.
В 2021 году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с другими органами федеральной власти начало разрабатывать программу стратегического академического лидерства "Приоритет 2030". Программа должна сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Проект получил внушительное государственное финансирование.
В 2022 году для дальневосточных университетов был создан дополнительный трек, и Тихоокеанский Медицинский стал одним из вузов ДФО, первым и пока единственным медицинским университетом Дальнего Востока России, чья программа развития до 2030 года получила значительную федеральную поддержку.
При подготовке программы развития, по словам проректора по развитию Тихоокеанского Медицинского Сергея Васильевича Лебедева, конечно же, нельзя было обойти стороной такое важное направление, как цифровизация Тихоокеанского Медицинского. Не только потому, что цифровизация в настоящее время является устойчивым трендом социально-экономического развития страны и само слово "цифровизация" прочно вошло в современный русский язык. Приступая к созданию программы развития, в Тихоокеанском Медицинском поняли, что цифровая трансформация университета может сыграть особую роль в решении глобальной задачи по трансформации всего учебного заведения.
Проректор по развитию Тихоокеанского Медицинского Сергей Васильевич Лебедев. Фото: ИА PrimaMedia
— В рамках программы развития мы запланировали изменения по целому ряду направлений. Это и образовательная, и кадровая, и молодежная политика, и трансформация научной деятельности вуза, включающая создание новых современных лабораторий и целых медицинских подразделений. Однако, всё это требует значительных усилий: необходимо закупить оборудование, приобрести на законных основаниях технологии, освоить их, не говоря уже об элементарном ремонте помещений под лаборатории и так далее. Должно пройти достаточное количество времени, чтобы накопился человеческий потенциал. И только когда многие факторы совпадут, можно ожидать нужного результата. А вот зона цифровой трансформации очень выгодно отличается от других направлений — в ней можно перепрыгнуть через несколько ступенек. Важно, чтобы кто-то помог, кто-то направил, кто-то поддержал. Мы — медицинский вуз. Абсолютно понятно, что наши основные знания, навыки и умения касаются врачевания, способности помочь пациентам, излечить их. Цифровая сторона жизни для нас традиционно была за где-то гранью нашей деятельности. Да, мы пользовались медицинской техникой, и она порой была очень сложная, цифровая. Но мы пользовались ею строго по инструкции, не вдаваясь в подробности, по принципу "нажми на эту кнопку, а теперь на эту". Теперь же у нас появился шанс, заручившись поддержкой партнеров и научившись работать в цифровом мире, получить хороший импульс и безотлагательно, с большим ускорением, двинуться вперед, — говорит Сергей Васильевич.
Но для этого нужны были, как минимум, две вещи — объективно оценить свои стартовые возможности в сфере цифровизации и найти партнеров. Для того чтобы определить, с чего начать, Тихоокеанский Медицинский воспользовался одной из утвержденных в Российской Федерации методик определения цифровой зрелости организаций (знания, умения, навыки сотрудников в цифровой сфере).
Оказалось, что уровень цифровой зрелости университета составляет 44 балла из 100 возможных. Согласно классификатору методики, цифровизация Тихоокеанского Медицинского соответствовала начальному этапу. Основная масса профессоров и преподавателей являлась простыми пользователями персонального компьютера; отдельные специальные программы использовались в бухгалтерии и отделе кадров; IT-подразделение вело достаточно спокойную жизнь, в основном поддерживая в рабочем состоянии парк компьютеров и сервер. Специалистов по созданию каких-то особых образовательных компьютерных программ не было. Преподавание, в основном, велось в аудиториях, как и во времена Пирогова. В лучшем случае, имелась возможность показать студентам презентацию, используя слайд-проектор.
Словом, цифровую историю Тихоокеанского Медицинского предстояло создать с чистого листа. С другой стороны, цифровизация открывала перед университетом окно возможностей. И грех было им не воспользоваться.
Цифровой всеобуч
Начали с поиска партнеров — компаний, способных помочь Тихоокеанскому Медицинскому в деле в трансформации: научить, подсказать, поделиться технологиями, разработать компьютерную программу, помочь внедрить ее, другими словами, шаг за шагом вывести на высокий цифровой уровень.
Таким партнером стал Университет Иннополис, расположенный в городе-спутнике Казани, в одном из трех российских наукоградов (два других — подмосковское Сколково и новосибирское Кольцово), созданных для развития информационных технологий и инновационных высоких технологий.
Университет Иннополис является одним из признанных лидеров цифрового образования в Российской Федерации и одной из крупнейших российских IT-компаний.
— В декабре 2022 года Университет Иннополис разработал для нас концепцию, как добиться того, чтобы мы стали современным медицинским цифровым вузом. За год в области цифровой трансформации сделано очень много. Быть может, еще не всё видно. Еще не всё запущено в полном объеме. Но задел существует практически по каждому направлению цифровой трансформации. Что является признаком современной образовательной организации? Доступный Интернет, доступная навигация, электронная система управления доступа (по лицу или по бейджу), удобные цифровые сервисы и документооборот, современные методики преподавания с использованием цифровых инструментов, когда преподаватель рассказывает не только о классических симптомах и методах исследования, но и дает представление о самых современных способах лечения патологии с применением медицинских цифровых решений, — отмечает Сергей Васильевич Лебедев.
К этим целям и стремится Тихоокеанский Медицинский. И тут, конечно, нужно понимать, насколько изменился портрет современного студента и абитуриента. Сегодня юноши и девушки, желающие обучаться медицине, первым дело ищут информацию о том или ином вузе в Интернете. А где они ее ищут? Конечно же, на сайте вуза. Именно он, его интерфейс, навигации, полнота и логичность изложенной информации дают представление о Тихоокеанском Медицинском как о настоящем цифровом медицинском университете. Зайдите на сайт по ссылке https://tgmu.ru/, и вы убедитесь, что это действительно так.
Студенты работают с роботизированными манекенами-симуляторами. Фото: ИА PrimaMedia
Вторым стратегическим партнером Тихоокеанского Медицинского в деле цифровой трансформации стал Сбербанк, его медицинский дивизион, готовый делиться с вузом своими цифровыми технологиями.
И, наконец, третий партнер — группа компаний Астра, один из лидеров российского рынка информационных технологий в области разработки программного обеспечения (ПО) и средств защиты информации, разработчик популярной отечественной операционной системы Astra Linux, призванной заменить Wíndows и iOS. Внедрение Astra Linux, по сути, является поддержкой государственной политики импортозамещения и цифровой и технологической независимости.
Сформировав круг основных партнеров, Тихоокеанский Медицинский сделал второй решительный шаг — организовал обучение сотрудников на площадках этих компаний. В 2023 году в учебно-практические командировки было направлено 150 человек. 40 человек из них во всех деталях изучали и осваивали передовые цифровые технологии с точки зрения их внедрения и интеграции в Тихоокеанском Медицинском. Активно проводится обучение IT-персонала, административных сотрудников, профессорско-преподавательского состава умению делать свое дело в цифровом мире, что, собственного говоря, имеет непосредственное отношение к понятию "рост цифровой зрелости". В 2023 году через программу цифрового всеобуча в Университете Иннополис прошла четверть преподавателей Тихоокеанского Медицинского. А это значит, что уже значительная часть профессорско-преподавательского состава знает и умеет применять цифровые образовательные методики.
Импортозамещение, информационная безопасность, Wi-Fi в формате 24/7
— Следует отметить очень важный результат. Мы впервые получили ресурсы для того, чтобы активно работать с нашей цифровой инфраструктурой. Можно родить прекрасную идею, получить прекрасную технологию. Но если у твоего компьютера процессор 90-х годов, то его мощность и память просто не позволят внедрить продвинутую технологию и реализовать продвинутую идею. Благодаря программе "Приоритет-2030" мы по ряду целевых направлений смогли значительно повысить свое материально-техническое обеспечение. Мы закупили и уже ввели в эксплуатацию и стали загружать необходимым программным обеспечением целый серверный кластер, как мы его называем, "сердце" всей цифровой инфраструктуры. Обошлось это специализированное оборудование без малого в 20 млн. рублей. Но сегодня мы уверены, у нас есть запас процессорной мощности, памяти и быстродействия для того, чтобы экспериментировать с внедрением сложных и IT-емких программных решений, — отмечает Сергей Васильевич Лебедев.
В университете почти полностью заменен парк персональных компьютеров в тех зонах, где работает преподаватель со студентом. Был приобретен широкий перечень официально лицензированных программных продуктов, разумеется, импортозамещенных. То есть речь идет о российских решениях, устраняющих риск отключения или снятия с обслуживания импортных программ зарубежными производителями.
В декабре 2023 года завершается запуск глобальной российской системы управления доступом, основанной на распознавании лиц. Все студенты, преподаватели и административные сотрудники Тихоокеанского Медицинского смогут проходить через все 19 проходных корпусов вуза с помощью камеры, которая будет фиксировать их лица.
Ранее эта система основывалась на импортном решении, из-за чего все биометрические данные хранились на серверах зарубежных стран. В кратчайшие сроки эта проблемы была решена. И сегодня вся конфиденциальная информация хранится на серверах Российской Федерации.
И, наконец, к зоне свободного Wi-Fi подключаются все учебные корпуса Тихоокеанского Медицинского, причем все 24 часа в сутки, с хорошей скоростью и высоким качеством и доступностью, как для преподавателей и студентов вуза, так и для посетителей. Полностью процесс завершится в 2024 году.
"Умный кампус" и электронная образовательная среда
Еще одно направление цифровой трансформации Тихоокеанского Медицинского — создание "умного кампуса", то есть цифровой среды, дружественной человеку, — среды обитания, среды обучения, среды работы.
— Сегодня мы в этом направлении продвинулись достаточно далеко. Однако впереди еще много работы. В основном "умный кампус" — это физические решения (оборудование, программное обеспечение и прочие технические преимущества от нахождения на территории вуза). Но есть еще и так называемый корпоративный портал — некая электронная экосистема, благодаря которой, находясь в любой точке университета, в любой точке Российской Федерации и даже в любой точке мира, наш преподаватель и студент должны иметь доступ к необходимым ресурсам Тихоокеанского Медицинского: к отделу кадров, бухгалтерии, своему портфолио, своему личному делу. Они должны иметь возможность написать служебную записку, заявление и т.д. в удаленном доступе, — рассказывает Сергей Васильевич Лебедев.
Практически, это те же самые Госуслуги, только на университетском уровне.
И здесь не обошлось без помощи Университета Иннополис. В октябре этого года был запущен поэтапный переход на электронный документооборот. На сегодняшний день два этапа уже пройдены. Впереди — запуск университетской платформы "Битрикс-24" (российский сервис для управления бизнесом).
Платформа полностью адаптирована к деятельности преподавателей и административных работников, в дальнейшем планируется расширить функционал платформы на весь студенческий контингент.
Сейчас в Тихоокеанском Медицинском обучается свыше 5 тысяч студентов, к 2028 году их количество должно быть увеличено до 9 тысяч человек. Каждый из них, а еще каждый преподаватель и каждый сотрудник должны иметь в этой электронной экосистеме свой вход, свой защищенный канал и пользоваться всеми преимуществами той продвинутой электронной среды, которая создается в университете.
Ну и наконец, третий кит, на котором держится цифровая трансформация Тихоокеанского Медицинского, — это электронная информационно-образовательная среда, то есть такие программно-аппаратные комплексы, внутри которых студенты могут заниматься, а преподаватели могут преподавать.
— Когда мы только начинали работу в этом направлении, то сразу решили, что цифровая трансформация — это не самоцель, что мы это делаем не из простого желания называться цифровым медицинским вузом, и обладание продвинутыми серверами, новейшими компьютерами и надежным и качественным программным обеспечением — это еще полдела. Главная цель — повышение качества образовательного процесса, повышение эффективности пребывания студентов и преподавателей в стенах вуза, и, соответственно, в будущем повышение качества оказания медицинской помощи нашими выпускниками, — поясняет Диана Станиславовна Филатова, директор института электронного образования Тихоокеанского Медицинского.
Следующим решительным шагом в этом направлении должен стать переход от аудиторной, профессороцентрированной системы преподавания, которая культивировалась начиная с XVIII века и предполагала передачу ученикам уникальных знаний от учителя-профессора, к системе, учитывающей цифровую трансформацию образовательного процесса. Разумеется, это не отменяет роль наставника, обладающего развитыми компетенциями, знаниями, умениями и навыками. Его уникальное умение лучше всех ставить диагноз или оперировать может и должно быть передано ученикам непосредственно на практике, у постели больного.
Что касается лекционного и иного теоретического материала, то здесь "цифра" открывает перед студентами широчайшие возможности. Сегодня, благодаря Интернету, тому, кто всерьез изучает предмет, доступен лекционный курс многих передовых медицинских вузов, как в России, так и за рубежом.
Открытая и доступная научная и учебная информация — хороший тон в современной мировой науке, образовании и медицине. Однако для грамотного усвоения материала нужен канал, где преподаватели смогут ориентировать студентов на получение необходимых им знаний.
Первый опыт в этом направлении в Тихоокеанском Медицинском был получен во время пандемии. Тогда из-за введенных ограничений пришлось перевести весь учебный процесс на так называемую "удаленку". Справились за 3 недели. Причем, это были полноценные лекционные и семинарские занятия. Программа "Приоритет-2030" вдохнула в это начинание новую жизнь.
Тихоокеанский Медицинский преобразуется на глазах. Фото: ИА PrimaMedia
В скором времени к двум видеостудиям, где записывается качественный обучающий контент, добавится еще три. Для того чтобы разместить программный продукт, который позволяет студентам вуза обучаться в электронной системе, увеличена скорость интернет-трафика, арендованы дополнительные сервера в крупнейших российских дата-центрах. И теперь каждый студент может работать в системе независимо от нагрузки на сервера в любое время по его личному выбору.
— Возможно, часть лекционного курса мы переведем полностью на электронную систему преподавания, с тем чтобы повысить количество часов для практических занятий — сначала с роботизированными манекенами-симуляторами, а затем и с пациентами. И это тоже результат цифровой стимуляции Тихоокеанского Медицинского, — подчеркивает Сергей Васильевич Лебедев. — Без ложной скромности можно сказать, что на сегодняшний день по количеству вовлеченного контингента электронно-информационная образовательная среда нашего университета является одной из лучших на Дальнем Востоке. Сейчас на нашем портале насчитывается свыше 25 тысяч активных пользователей, и это не только студенты, которые учатся в вузе сейчас, но и практикующие врачи, которые участвуют в наших программах повышения квалификации.
Соответствующие задачи стоят и перед преподавателями Тихоокеанского Медицинского — им предстоит принять участие в создании лекционного контента. Время не ждет. Всего за 2 года вузу предстоит создать банк цифровых лекций.
Впереди — год прорыва
Конечно, цифровая трансформация Тихоокеанского Медицинского коснется и других направлений его деятельности. Прежде всего, организации внутривузовской научной деятельности, например работы студенческих научных обществ по хирургии, терапии, педиатрии и т.д.
Под руководством заместителя проректора по развитию Тихоокеанского Медицинского по направлению цифровой трансформации Евгения Владимировича Голубева завершается создание материальной основы Центра цифровых медицинских технологий, в котором уже развернут испытательный стенд современного программного обеспечения, в том числе медицинского. На базе этого центра будет создано научное студенческое общество, к участию в деятельности которого будут привлекаться ребята, желающие стать не только настоящими врачами-профессионалами, но и грамотными цифровыми специалистами.
— На Восточном экономическом форуме мы заключили с группой Астра, нашим хорошим партнером, рамочное соглашение на внедрение широкого спектра продуктов компании в рамках цифровизации Тихоокеанского Медицинского. Одним из таких продуктов является цифровой учебный класс, который в ближайшем будущем будет брендирован, то есть полностью соответствовать стандартам группы Астра по организации образовательного пространства. На базе этого класса будут представлены медицинские тренажеры с компонентами цифровых продуктов Астры. Это непосредственно сама операционная система Astra Linux и другие необходимые компоненты: ALD Pro, система виртуализации "Брест", система управления корпоративной почты RuPost, система резервного копирования и архивирования RuBackup и т.д., — рассказывает Евгений Владимирович Голубев.
На базе этого учебного класса планируется проведение учебных занятий как для студенческого контингента, так и для сотрудников и преподавателей, которым предстоит освоить операционную систему группы Астра (часть преподавателей уже прошли это обучение).
К концу 2023 года завершится обучение преподавателей и сотрудников Тихоокеанского Медицинского и их аккредитация на преподавание продуктов АСТРА, что позволит на базе нашего университета создать авторизованный учебный центр ГК АСТРА.
В предстоящем году в Тихоокеанском Медицинском планируется открыть цифровую магистратуру (совместно с Университетом Иннополис, институтами ДВО РАН и крупнейшими медицинскими вузами страны), которая позволит готовить медицинских программистов, то есть специалистов, обладающих как базовым медицинским образованием, так и компетенциями в области программирования.
Студенты работают с роботизированными манекенами-симуляторами. Фото: ИА PrimaMedia
Студенты работают с роботизированными манекенами-симуляторами. Фото: ИА PrimaMedia
— Можно сказать, что цифровая трансформация Тихоокеанского Медицинского — следствие нашей активной реакции на тот факт, что во всем мире сейчас происходит цифровая революция. Большое количество привычных на протяжении столетий процессов сейчас либо сильно меняется, либо вообще уходит. Им на смену приходят новые процессы, соответственно, возникают новые формы производства, хранения информации, передачи знаний. Разумеется, это коснулось и медицинского образования, тем более что цифровизация присутствует и в самой медицинской деятельности как таковой. И мы должны, просто обязаны, привести содержание образования, которое мы даем, в соответствие с цифровизацией медицины. Вот этим мы и собираемся плотно заняться как в части организации образовательного и научного процессов, так и во всех остальных сферах нашей деятельности, — подчеркивает руководитель дирекции программы развития Тихоокеанского Медицинского Роман Анатольевич Луговой.
Первые шаги уже сделаны. Определен уровень цифровой зрелости университета. Привлечены партнеры. Намечены и реализуются мероприятия по цифровой трансформации. Укреплена соответствующая материально-техническая база. Достигнуты первые обнадеживающие результаты, накоплены силы и ресурсы. Впереди — более серьезные свершения. Предстоящий год должен стать годом прорыва в цифровой трансформации Тихоокеанского Медицинского — подвел итог первым результатам цифровой трансформации ректор Тихоокеанского Медицинского Валентин Борисович Шуматов.
Ректор Тихоокеанского Медицинского Валентин Борисович Шуматов. Фото: ИА PrimaMedia