Рынок «облачных вычислений» в России опережает общемировой уровень
Цитата от IDC (International Data Corporation, американская аналитическая компания) в подзаголовке выглядит впечатляюще, но многие еще помнят крах доткомов начала нулевых. Так что такое «облачные вычисления», про которые солидные дядьки из «The Economist» пишут, что «облачные среды – главная инновация IT-индустрии, сравнимая с переходом от вычислительных ЭВМ к персональным компьютерам»? А «Gartner» добавляет, что «мы в начале пути, но к 2020 г. облако станет главной и непременной частью вычислительной инфраструктуры предприятия».
Немного «IT-аэрологии»
Блеснув на Молодежном инновационном форуме стран ШОС, «А2Б» кроме внимания экспертов ШОС и СМИ заполучили определенный интерес со стороны предпринимателей из Казахстана.
Облако – это модель сетевого доступа к коллективно используемому набору настраиваемых вычислительных ресурсов с оперативным задействованием под свои задачи. Определение не сразу понятное – а чем это не хостинг, возникает вопрос? Эксперты, сравнивая облако и хостера, вспоминают конвейер от Генри Форда: фабрика без него – унылая последовательная сборка агрегата, фабрика с ним – поточное производство.
Адаптивность (масштабируемые ресурсы под задачи пользователя) и коллективность (использования всех ресурсов) облака бьет любого хостера. Фишка настолько привлекательная, что правительство США засуетилось с вещичками и собралось переезжать в облако, подтянув «Amazon».
Российские IT-компании, внимательно отслеживающие перспективы и тенденции области, в стороне не остались. Рост рынка облачных услуг России в 2013 году превысил 70 процентов – более 13 млрд руб. Приятно встретить среди них башкирскую IT-компанию «А2Б», победившую в номинации «Лучший инновационный продукт» на Молодежном инновационном форуме стран ШОС, прошедшем в Уфе.
Артем и его команда
Компанию «А2Б» возглавляет Артем Зарипов. Выходец из топовой компании нефтегазового оборудования собрал вокруг себя таких же высококвалифицированных специалистов. Закончил два университета: УГИС и МГУ, мог бы осесть в Москве, но предпочел гарантированному «длинному рублю» собственный стартап. Предтечей его можно считать корпоративный портал для машиностроительного холдинга, после создания которого, оценив перспективы облачного сервиса и используя уже имеющиея наработки, Артем и его команда в течение двух лет трудились над новым сервисом.
«А2Б» – система оптимизации управления бизнес-процессами из любой точки земного шара, позволяющая планировать деятельность, управлять продажами и проектами, организовать документооборот, вести совместное обсуждение, контролировать исполнение в едином доступе. Система создана на набирающей обороты платформе Приложение как услуга (Software as a Service), предназначена для предприятий среднего и малого бизнеса. Количество таких в России – за полтора миллиона, пользуются в рамках этой платформы деловыми приложениями только около двух тысяч.
Будущая конкуренция
Все IT-аналитики сходятся на том, что рынку расти и расти, как миниум, до 2018 года. Артем Зарипов согласен с этим утверждением, но добавляет, что стартовать с новым SaaS-проектом будет сложно. С учетом необходимых полутора-двух лет на разработку нового продукта существующие технологии могут сделать сильный скачок вперед и выдержать конкурентный уровень развития будет очень тяжело.
В Башкирии «А2Б» – единственная региональная IT-компания. По сути, ей приходится биться в одиночку с представительствами московских компаний, вроде «Софтлайна». Зарипов ехидно говорит, что отличает «А2Б» от них продажа собственных, а не заимствованных решений, но признает, что Башкирия – далеко не передовой ИТ-регион.
Предпосылки для развития Башкортостана имеются в виде научных кадров и площадки УГАТУ, Минэкономики помогает экспертной помощью, как победителю «Лучшего бизнес-проекта республики», но пока не реализован республиканский ИТ-парк, говорить о развитии трудно. Перспективных ребят забирают в столицу и другие развитые в этом отношении регионы прямо со студенческой скамьи, а в соседнем Татарстане строят «Иннополис», который позиционируют ни больше ни меньше как IT-столицу России. При всем этом «А2Б» – известная на российском рынке компания, попавшая в топ-50 Russian Startup Rating, а в сентябре влиятельнейший российский ресурс присвоил компании рейтинг «АА».
Холивар на двоих
Основной конкурент «А2Б», с кем чаще всего сравнивают компанию – это московский «Битрикс24». Артему Зарипову сравнение льстит, хотя бы потому что «Битрикс» – один из лидеров российского рынка и обладает существенно большими ресурсами по развитию своей системы. Продукт и модель бизнес-реализации похожи, но функционал отличен. У «Битрикса» больше «свистелок»: он развивает социальную составляющую в информационной системе компании повышением эффективности различных управленческих процессов.
Артем, в принципе, не против социальных аспектов бизнеса: телефонии и мобильных приложений, но в «А2Б» сделан упор на нацеленность любой работы в компании на достижение целей компании, компания старается продвигать систему больше как бизнес-инструмент, без отвлечения на нерабочие моменты.
Проблемы уязвимости
Тормозящими факторами SaaS-решений в России называют цифровое неравенство регионов и пиратское ПО. Звучит критика информационной безопасности облачных сред. С одной стороны, надежность хранения информации в облаке ИТ-индустрии достигла очень высокого уровня.
Не каждая команда ИТ-специалистов в состоянии организовать примерно такой же уровень сохранности информации даже в рамках небольшого предприятия, как в большинстве современных дата-центров. Причиной большинства инцидентов, связанных с потерей информации, является человеческий фактор, а именно сознательное использование корпоративной информации в личных целях (уволился и унес собой файл со списком клиентов компании), игнорирование элементарных правил информационной безопасности (например, не блокируют компьютер в обеденное время или не устанавливают пароль вовсе, отсутствие антивирусов).
Так что важнее не технология (SaaS это или ПО на собственных серверах), а жесткие корпоративные политики информационной безопасности. С другой – случившаяся проблема уязвимости в облаке затронет не одну компанию, а всех пользователей данного облака, что повышает ответственность и риски.
Дайте стартаперам вздохнуть
Говоря о проблемах стартапа в России, Артем Зарипов (да и все стартап-сообщество) не понимает, почему бы не освободить компании, которые с самого начала инвестируют собственные или привлеченные средства в создание инновационных продуктов и выведение их на рынок, создают рабочие места, полностью освобождённые от налоговой нагрузки хотя бы первые два года. Да, в России существуют налоговые льготы, позволяющие снизить IT-компаниям налоговую нагрузку. Но первые два года большинство стартапов только развиваются – может, следует дать выйти на прибыль и уже с нее платить налоги?
Внимание в награду
Еще одна проблема большинства стартапов – отсутствие заинтересованности СМИ. О большинстве стартапов мало кому что-либо известно, обычно в курсе группа людей кому просто интересно, что появляется нового и тех, кто мониторит эту тему по долгу службы. В основном – это журналисты федеральных, специализированных изданий, пишуших про стартапы и инвесторы, которые ищут объекты своих инвестиций. Все остальное не по карману стартапам без значительной финансовой поддержки.
Журналисты региональных СМИ хуже разбираются в специфике IT-индустрии, зачастую даже за отсутствием событий. Блеснув на Молодежном инновационном форуме стран ШОС, «А2Б» кроме внимания экспертов ШОС и СМИ заполучили определенный интерес со стороны предпринимателей из Казахстана. В настоящее время прорабатывается предложение о создании совместного предприятия.
Алексей ОГОРОДНИКОВ.
Реалити-кровь
Количество рыбы в водоемах Башкирии каждый год на минимальном уровне
Искусство на все времена
Приглашаются авторы марсианских хроник