Как Пабло Пикассо уфимцев искушал…
В ЦСИ «Облака» (Уфа, ул. Бакалинская, 3) открылась уникальная выставка знаменитого художника Пабло Пикассо. Называется она «Искушение» и полностью состоит из эротических рисунков (да-да, 18+). Основу выставки составляют 105 работ из цикла Suite 347 (дата создания оригинальных произведений – 1968 год), выполненных в технике литографии в начале 90-х с рисунков художника.
Пикассо в Suite 347 – явный любитель подглядывать. Что ж, у уфимцев появилась возможность подглядеть за самим Пикассо.
Началом работы над циклом послужили достаточно вольные иллюстрации к роману Фернандо де Рохаса «Селестина». Роман был опубликован в Бургосе в 1499 году и рассказывает о жизни старой сводницы. Но творчество художника вышло за рамки этого сюжета, хотя позднее иллюстрации к произведению были изданы отдельным тиражом и представляют из себя вполне законченную серию гравюр. Сам цикл разделился на несколько условных направлений: любовные сцены Рафаэля и его возлюбленной Форнарины, за которыми подглядывают Микеланджело и папа Юлий II; переработка известных картин Рембрандта, Мане, Дега, Веласкеса, Делакруа, сюжеты на темы «Художник и модель», цирка, театра и многое другое.
Цикл Suite 347 с момента создания и на протяжении нескольких десятилетий оставался практически недоступным для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры» и ограниченного тиража. Черты героев, поведение и пластика построены на основе личного опыта художника, его воображения, мифологии. Важно отметить, что персонажи в каждой из работ выстроены на одной линии – здесь нет объема, нет пространства и нет границ. И причудливая геометрия Пикассо становится решением для этого «плоского» мира.
При этом стилистические поиски художника смешиваются с поиском обостренной эмоциональности – мощнейшая тоска 87-летнего художника видна невооруженным глазом. Но это хоть и явный, но не единственный стержень – здесь находится место и сарказму, и юмору, и восторгу, и ярости, и, конечно, желанию жизни. Особая чувственность и эмоциональность всегда были характерны для творчества Пикассо. В Suite 347 они проявились наиболее бурно и многопланово.
Здесь можно увидеть и признаки старческого вуайеризма, когда бородатый и немощный художник пылко липнет взором к свиданию молодых, и игривые изображения в разных позах и деталях, и переплетенные мгновением тела и предметы. Эмоциональность рисунков Пикассо откровенно высвечивает его настроение, энергию жизни и чувств. И здесь не стоит искать глубокий подтекст. Здесь важны талантливые линии, сумасшедшие росчерки и своего рода карнавальный, удалой дух – немного глумливый, немного дерзкий, смешивающий непристойное со стыдливым и животное с изысканным – но не пошлый.
Отметим, что в полном объеме Suite 347 находится лишь в семи общедоступных музейных собраниях в Испании, Франции, Америке, Германии, Израиле и Швейцарии. Так что выставка, которая продлится до 28 ноября – отличный повод познакомиться с творчеством всемирно известного художника, что уж говорить про фанатов Пикассо.
Подготовил Андрей КОРОЛЁВ.
На аудиенцию к Зевсу
Герои мирного времени
Рсаево on-line
УГАТУ победил во всероссийском конкурсе