Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:38, 20.10.2015

Вечная весна в одиночной камере

Чему может научить выставка работ душевнобольных?

Как давно вы были подростком? Как давно вы чувствовали, что весь мир идет на вас войной, а многолюдная пустыня скептически глядит на вашу персону сквозь свои словарные запасы? Напомнить обо всем этом в Уфу приехала челябинская выставка «ШизАРТ», где представлены работы душевнобольных и тех, кто «видит мир иначе». Зачем? Чтобы спросить вас, глядя в глаза, почему вы повзрослели.

Самый честный возраст

Экскурсовод сегодня – сам куратор выставки, руководитель челябинской галереи «ШизАРТ», детский психиатр Игорь Милованкин. Как отмечал Игорь в интервью «Русской планете», цель выставки – перекинуть мостик между миром психически здоровых и психически нездоровых людей. Показать первым, что не надо бояться тех, кто на них не похож.

Галерея старается работать именно над социальной адаптацией и реабилитацией, поэтому выставляются работы тех авторов, которым действительно нужна поддержка. За пять лет существования экспозиция выросла со 120 работ до 1500. Возраст авторов колеблется от 13 до 19 лет – как говорится, самый честный возраст. Здесь нет ни пейзажей, ни натюрмортов, каждый из рисунков – это письмо с выплеснутыми на бумагу эмоциями.

Loading Images

Какая боль, такая и радуга

Игорь показывает на четыре рисунка, два из которых нарисовал мальчик, а два – девочка. Не зная друг друга, подростки рисуют примерно одно и то же, рассказывая в своем творчестве о прощании с детством.

– Почему у персонажей зашит рот? Потому что их никто не хочет слушать: «Заткнись!», «Не перебивай, когда взрослые разговаривают». Ребенок задумывается, зачем ему вообще говорить? Медвежонок на рисунках – проводник в мир взрослых, потому что взрослым веры больше нет. Они говорят одно, а делают другое. А медвежонку можно высказать все свои страхи и надежды, он никогда никого не предавал. Нож в руке на рисунке мальчика: «Мир взрослых жесток, я возьму нож и буду себя защищать». Костыль на рисунке девочки: «Мир взрослых сложный, и на фоне гламурных дам я буду выглядеть инвалидом, мне нужен костыль, чтобы не хромать». Женская голова в чемоданчике – всего лишь символ детской любви к маме, просто она целиком во взрослой жизни не нужна. Встревать будет. Поэтому лучше все свести до «Привет, как дела, у меня тоже хорошо, пока!»

Как говорил американский психиатр Томас Сас: «Любое поведение, не привычное нашему обществу, можно подогнать под диагноз «шизофрения»». То есть любого гиперактивного подростка можно убедить в том, что он сумасшедший, он в это поверит и в конце концов, принимая лекарства, начнет вести себя так, будто он болен.

– Еще на первой выставке ко мне подходили молодые посетители с вопросом: «Я примерно так же рисую. Я сумасшедший?» Я говорил: «Нет, просто твой взгляд на мир все еще свободен, не зашорен. Приноси свои рисунки». И нам приносят свои работы очень разные люди.

В начале был чёрт

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В Челябинск эвакуируют мединститут со всем персоналом, в том числе и психиатра Ларису Александрову. Позже она станет профессором, куратором психбольниц Челябинска, а сейчас, начиная с конца 40-х, у нее появляется необычное хобби. У каждого нового пациента она спрашивает о причинах попадания в больницу, и когда те винят во всем чертей, она просит их зарисовать. За многолетнюю практику у нее набралось около 300 талантливых работ, 20 из них (начиная с середины века!) можно увидеть и на уфимской выставке. Это разные черти, но все они кажутся слишком реалистичными.

– Параноидальный психоз, который является одним из симптомов шизофрении, очень похож на страх темноты в детстве. Знаете, когда свет выключается и воображение начинает рисовать из какой-нибудь тени непонятно что. То же и здесь. Страх без причины заставялет подсознание нырять в мифологию и вытаскивать первое попавшееся.

«Давайте я отведу вас в чёрный угол»

– Мальчику 17 лет. У него случается первая любовь. У кого было – тот знает, у кого нет – готовьтесь. У парня случается запой. После нескольких попоек родители, которые не могут достучаться до сына, сажают его под домашний арест. Вот его рисунки… Обратите внимание на символику: четко раскрашенные черно-белые блоки – это мир любого подростка, где нет полутонов, а только добро и зло. Здесь распахнуто окно, но при этом нет солнца, а значит нет и надежды. На стенах и на потолке трещины – жизнь трескается и готова рухнуть. Но на картине напротив горят три свечки в подсвечнике, значит что-то еще теплится. Подобные мотивы вы обнаружите и на соседних рисунках, хотя авторы разные. Знаете, почему черный угол? Эти ребята уже ушли из жизни, не выдержали.

Что-то щелкает в голове. По-новому всматриваешься в эти причудливые вензеля и рисунки. Осознание того, что неуловимые мстители раньше времени настигли совсем молодых ребят, – бьет под дых. А эмоции, угловато и не очень выплеснутые на рисунках, накатывают с новой силой. К слову, недалеко от черного угла – ряд картин тусклого бурого цвета, где образы напоминают обложки death metal групп. Как поясняет наш экскурсовод, это картины Тимура Азтартова, который пишет их собственной кровью. Буквально. Потому что иначе – никак.

Выставка открыта до 1 ноября по адресу ул. Менделеева, 205а.

Борис НАДЕЖДИН.

Красный петух атакует!

Во французской стороне…

Курс будущего студента

Эльвира прекрасная

просмотров: 192

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.