Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:08, 03.08.2014

Остров, где все есть

Яркие примеры музыкальных
фейерверков из Японии

Культура азиатских стран давно уже вошла в нашу жизнь. И дело, пожалуй, не только в обилии суши-забегаловок на каждом углу или обязательном наличии Dance Dance Revolution в любом уважающем себя зале игровых автоматов. Фокусируясь на музыкальной сфере, разумеется, нельзя не вспомнить успех корейца PSY и его безумного произведения «Gangnam style». Разумеется, восточные достижения в мире звуков на этом не исчерпываются. Я предлагаю краткие обзоры наиболее примечательных фигур из Японии, с чьим творчеством мне довелось столкнуться и мимо которых просто так проходить стыдно. А если у вас вдруг найдется что-то добавить, пишите письма.

Мультики и мировая известность

Первыми на ум приходят две команды, чья популярность почти исчерпывается саундтреками к аниме, давно и крепко засевшим если не в десятке лучших, то хотя бы в двадцатке. Во-первых, это The Pillows – приятный сердцу и довольно традиционный j-rock, который в связке с аниме FLCL дал незабываемый букет (вы же помните тот винегрет на тему межпланетного шерше ля фам с цыганами и медведями).

И хотя мы родились с этой группой примерно в один год, в пересчете на музыкальный возраст The Pillows считаются одними из главных долгожителей среди японских рок-групп. Альтернативный рок с джазовыми примесями и элементами музыки славных 60-х принес группе славу, на волне которой она существует и по сей день. В их копилке уже 19 студийных альбомов, но мы-то с вами знаем, что лучше Little Busters и Last Dinosaur уже ничего написать невозможно. Кстати, солист группы Савао Яманака – один из немногих людей на планете, кто умеет хорошо играть на терменвоксе.

Номер два – это, конечно, Йоко Канно, а вернее ее банда The Seatbelts, которую она собрала из огромного количества музыкантов, чтобы записать сочный и многослойный саундтрек к олд-скульному аниме Cowboy Bebop. За разнообразие музыкальных стилей сразу можно зауважать Йоко как композитора – стиль группы не поддается определенным рамкам и варьируется от джаза, блюза, рока, фолка, кантри, метала до электронной музыки, эмбиента и экспериментальной музыки. Конечно, джазовые фишки видно издалека – чего стоит вступительная «Tank!». Если говорить о ее творчестве в целом, то фирменным стилем можно назвать некоторая шуточность композиций. Эти мелодии, как правило, обладают нарочито игрушечным звучанием, а вокальные партии стилизуются под детское исполнение.

Маленький принц музыкальных ландшафтов

Akira Kosemura – вполне молодой музыкант, про которого известно не так уж и много, потому что все на японском языке. Живет он в Токио, занимается на пианино с самого детства. В 2005 начал сочинять музыку и записываться. С самых первых синглов Акира экспериментирует с электроникой и музыкальным пространством, повседневным шумом, создавая минималистичные эмбиентные полотна.

В ранних записях из живых инструментов он использует исключительно клавишные, поэтому в начале десятых годов появляется небольшое опасение, что Акира станет японским братом нынешним нео-классикам вроде Нильса Фрама или Питера Бродерика, но, к счастью, последние альбомы (а особенно «Manon» 2012-го) полностью развеивают это представление. Количество инструментов изменяется в лучшую сторону, музыка становится объемнее, хотя электроника почти полностью исчезает. Хорошая музыка, которая подойдет как для фона, так и для уединенного музыкального опыта.

RATM + RHCP = YKZ

Еще одна малоизвестная искра музыкального фейерверка нулевых – YKZ. Первоначально группа называлась YAKUZAKICK, сформировалась она в 1996 году. После нескольких альбомов они оставили от имени лишь короткую аббревиатуру. Пик их активности приходится на рубеж нулевых, когда выходят практически один за другим три альбома, которые и составили основу их дискографии.

Их музыка – взрывной и очень динамичный фанк, умноженный на добротный рэпкор. Поэтому, чтобы хоть как-то описать творчество группы, можно сказать, что это своеобразная сумма Rage Against The Machine и Red Hot Chili Peppers (годов эдак 90-х). Разумеется, эффектности добавляет еще и собственный японский колорит, а динамика, если можно так выразиться, тоньше и гуще, чем в творчестве их коллег по жанрам. Пожалуй, одна из самых недооцененных групп того времени.

Чёртик из табакерки

MiyaviЛюбой, кто следил за развитием рок-волны в начале нулевых, помнит клип Мумий Тролля «Карнавала.нет». Лагутенко позднее рассказывал про то, как они пытались привнести в свой стиль и в этот клип, в частности, элементы джей-рока – оттуда все эти блестяшки и шутихи, огромные зеленые куртки, музыка, визуальный ряд и некоторая женственность внешнего вида самого Лагутенко. И если это подражание произвело впечатление, то знакомство с оригиналом и вовсе заставит пускать слюни.

Один из таких ярких примеров – японец Miyavi, один из главных популяризаторов стиля visual-kei, возникшего в результате смешения джей-рока с глэм-роком, металлом и панком. Как правило, стиль выделяется визуально – использованием макияжа, сложных причесок, ярких костюмов и чаще всего андрогинной эстетики. Музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая слушателей. И чтобы в головах не возник какой-нибудь Валерий Леонтьев, немедленно прогуляйтесь на Youtube, посмотрите пару-тройку клипов Мияви, почуйте разницу. Помимо всего прочего ему очень неплохо удается сочетать классическую японскую культуру и музыку с современной поп-культурой. В раннем творчестве это добротный поп-рок, от которого наверняка завизжат девчонки – да и мальчишки тоже, а также, возможно, их родители (взять хотя бы милейшее летнее произведение Ashita Genki ni Naare).

Сразу бросается в глаза, что Мияви – позер и хвастун (какие виртуозные кренделя на гитаре он выписывает в прелюдии к клипу Selfish Love!), но все это вполне органично увязывается с культурой стиля и музыкальным рядом. Он, кроме того, немало работает с музыкой потяжелее, предлагая публике неплохие боевики (отчего-то вспоминается позднее творчество Incubus и Prince), впрочем, со свойственным ему изяществом не отказываясь и от поп-баллад.

Музыканты с математической душой

Группа с безобиднейшим названием «Ogre You Asshole» – приятная инди и пост-панк команда, в который хорошо слышны отголоски Modest mouse (от которых они, кстати, и взяли свое имя), Can и Talking Heads. Легкая и геометричная музыка, в которой, кажется, нет ни одного постороннего шума – все очень точно и наверняка. Это придает особый шарм группе в их меланхоличных треках, которых, как и в любой пост-рок банде, должно быть много. Группе чуть больше десяти лет, последний на данный момент альбом был выпущен в прошлом году. Несмотря на то, что все их песни на японском языке, группу любят в Америке и Европе, сами они с удовольствием ездят в концертные туры, правда, бывает это не так часто, как нам всем хотелось бы. Поэтому популярны OYA, в основном, в пределах родной страны. Исправляйте это упущение, особенно если вам нравится Modest mouse!

Андрей КОРОЛЁВ.

Услуги регистраторов станут ещё доступней

«Инвестиции в кадры — самые эффективные»

Так же, как все

Золотые яйца «Башкирского Бройлера»

просмотров: 187