Бриллианта и Рамир увидели друг друга впервые уже на сватовстве. Девушка переехала в тюменский табор из другого города
— Это очень консервативное сообщество, где стараются соблюдать существующие традиции. И одна из традиций — ранние браки. Поскольку это неофициально, без обращения к государственным структурам, об этом известно становится редко. Цыганская свадьба — это всё равно участие только цыганского сообщества, чужие там не ходят. Но то, что сегодня происходит с цыганской молодежью, очень отрадно. Сохранить баланс традиций и новых веяний пытаются сейчас лидеры цыганского сообщества. Браки, как правило, заключаются между своими. Это служит определенной защитой для традиций. И я совершенно точно понимаю, что просто так украсть не могли. Не бывает, чтобы родственники друг с другом не договаривались. Там это достаточно поставленный процесс. Конечно, мама могла быть против. И благодаря современным информационным технологиям это стало достоянием. А раньше было всё было втихомолку, — говорит Андрей Степанов, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области.
Спустя несколько месяцев после свадьбы дочери Анна надеется, что Юля вернется домой. Всё общение с дочкой теперь — это недолгие разговоры по телефону.
— С женихом не поговорили. Он какой-то стеснительный, не подходит даже разговаривать. С матерью я наладила контакт, отец тоже ничего. Как я могу себя чувствовать? 15 лет ребенку, ушла замуж. Хотя, если разобраться, ни опека, никто не поехал туда. Сказали: «Другая область». Я ее документы в другую школу сдала, чтобы перевести. А сейчас она не пойдет учиться. Какая там школа? Я хотела бы, чтобы она 9 классов окончила, — говорит Анна.
Сейчас Юля живет в таборе молдавских цыган вместе с новым мужем и семьей. Учебу продолжать она не будет.
Свадьба
Свадьбы в тюменском таборе проходят почти каждую неделю. На очередную позволили приехать нам. Женятся Рамир и Бриллианта.
Торжество начинается на дороге. По обочине, возле стареньких деревянных домов, бегают дети — издалека видны пышные платья девочек. На всю улицу играет музыка — цыганская, русская, украинская. В расшитых стразами юбках, однотонных платьях из струящейся ткани, пританцовывая, ходят женщины.
Гулянье проходит возле одной из построек — дом, как и многие здесь, сделан на скорую руку из листов ДСП. Возле стены, под навесом, стоит длинный деревянный стол. На белой скатерти — угощения: креветки, мясо, пироги, толстые палки колбасы, переполненные вазы фруктов и ряды с бутылками алкоголя. В переулках, на грунтовой дороге, в это время идет стройка других домов. Громкая музыка перебивает шум инструментов.
Когда мы пришли, за столом сидело немного гостей. Приглашений нет — присоединиться может каждый желающий человек из табора
— Любое изменение, тем более в таком закрытом традиционном сообществе, нельзя осуществлять революционно. Раз — отменили, раз — закрыли. Нужно делать это эволюционным путем. Чем больше образованных людей будет в цыганском сообществе, тем больше у них будет востребовано получение полного образования.Буквально два-три десятилетия назад ребятишек совсем не отдавали в школу, считая это ненужным. Сегодня хотя бы начальная школа у ребенка — обязательная норма. Многие ребятишки идут учиться дальше. Мы можем посмотреть на 9-ю, 45-ю школы.Всё больше молодых ребят получают доступ к широкому информационному полю. Они видят возможности для молодых, новые тренды молодежи на здоровый образ жизни, на новые профессии и виды работ, — говорит Андрей Степанов, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области.
«Я ни о чем не думала. Вариантов нет»
С круглым железным подносом в руках неуверенным шагом к столу подходит невеста. У нее детское смуглое лицо с большими глазами — на веках золотистые тени и ровные черные стрелки. Когда девушка улыбается, из-под тонких губ выглядывает золотой зуб. Это происходит редко. В груди спрятана зажигалка — она выделяется на фоне бело-красного наряда.
Поднос накрыт яркой тканью. Невеста загибает ее и молча ждет. Барон берет микрофон и что-то говорит в него на цыганском. После этого подходит к мужчинам, они достают деньги, и Геннадий озвучивает сумму, которую те положили на поднос, — это от трех до пяти тысяч. Кто-то достает золотые украшения. Сам барон кладет 20 тысяч рублей, и сборы заканчиваются. Всего собрали 187 тысяч, кольцо и цепочку. Женщины из табора говорят, что это небольшая сумма — на некоторых свадьбах выходило и по полмиллиона.
В основом на свадьбе дарят деньги и украшения
Надежда Деметр, специалист в области истории и этнографии цыган, видит проблему в том, что в России никогда на государственном уровне не выдвигались и не финансировались программы обучения цыганскому языку или изучения цыганской истории и культуры в школах там, где цыгане проживают компактно.Нужно увеличить финансовые и организационные ресурсы, чтобы заинтересовать детей получать образование, не останавливаться на четырех классов, говорит Надежда Деметр.— Учеба в школе, получение образования — ступень к полноценной адаптации. Вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия социально-политическая активность цыган возрастет под воздействием стремления образованной части общества к интеграции. Но как можно интегрироваться в общество, которое тебя отвергает? Можно сказать, что цыгане являются ярким примером амбивалентности процессов адаптации и интеграции этнического меньшинства в структуру общества, когда, с одной стороны, активно идут процессы ассимиляции, а с другой — традиционное отторжение цыган окружающим их обществом, что приводит к их обособленности и не позволяет им выйти за рамки традиционных занятий и занимаемой социальной ниши, — считает она.
«Какую ей свободу давать? Нельзя ей!»
Постепенно к нам подходят девушки и молодые люди, все реагируют дружелюбно. Особенно вдохновленно говорят о свадьбах и их организации. Парень показывает видео с недавнего торжества — женили 13-летних подростков. В поселке в тот день поставили сцену, пригласили африканских артистов и танцоров.
Так недавно отмечали свадьбу в поселке