После рекордно высокого марта второй месяц подряд наш авторитейл продолжает сжиматься. По данным AEB, в мае было реализовано 132,4 тысячи машин, то есть почти на 10 тысячи а/м или на 8% меньше, чем в апреле текущего года. Тем не менее продажи с января по май превысили 617 тысяч сделок, это почти на 300 тысяч больше, чем за тот же период в 2023 году.
В июне есть шанс что уровень продаж в 130-140 тысяч машин сохранится. Но произойдет это только при отсутствии на рынке внешних потрясений и продления щедрых поддержек продаж дистрибьюторами на машины текущего года выпуска. По итогам полугодия объемы бизнеса гарантировано превысят 700 тысяч сделок. Негативным фактором для авторынка может выступить увеличение утильсбора. Об этом, со ссылкой на результаты продаж автомобилей в мае 2024 года, сообщают эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ). В мае рынок не смог остановить снижение объемов, начавшееся месяц назад. С той лишь разницей, что весной год назад рынок временно замедлял рост в пределах 5%, а сейчас коррекция продолжилась после рекордно высоких продаж марта, вызванных ажиотажем перед очередным разрекламированным повышением цен. Длинные майские праздники, которые многие превращали в дополнительный отпуск, снизили трафик в салонах, а те люди, которые продолжали интересоваться покупкой, сталкивались со все более жесткими условиями кредитования. Кроме этого, повысились цены на весь параллельный импорт, сведя к минимуму выгоду от покупки «серых» автомобилей. Однако и доля такого бизнеса неизменно снижается: к концу июня – началу июля, по прогнозам авторитейлеров, в нашу страну будет завозиться таким образом лишь порядка 10-12 тысяч машин. Это почти вдвое меньше, чем на пике в декабре 2023 года. В то же время «китайцы» отнюдь не спешили увеличивать цены. И даже те марки, которые уже переписали прайсы на машины 2024 года из «свежих» поступлений, подошли к этому процессу аккуратно. В целом трафик на рынке, упавший в первой декаде мая, к концу месяца уверенно вырос. Многих покупателей по-прежнему привлекали не столько новинки рынка, сколько возможность получить максимальную выгоду на товар, который уже себя хорошо зарекомендовал. 700 тысяч сделок за полгода гарантировано Несмотря на наметившуюся тенденцию к ежемесячному спаду объемов продаж, за пять месяцев текущего года уже продано 617 тысяч новых легковых и LCV-автомобилей. Как и прогнозировалось, месячные продажи остаются в диапазоне 130-140 тысяч машин. За полугодие объемы бизнеса гарантировано будут выше 700 тысяч сделок, а за год могут превысить 1,5 миллиона. Однако в начале июня стало известно, что Минэкономразвития РФ поддержало увеличение утильсбора. Это значит, что уже до конца текущего года самый востребованный сегмент машин с двигателем рабочим объемом от 1 до 2 литров ждет резкое повышение цен. Сбор будет увеличен почти двукратно – до 556,1 тысячи рублей. Не только «китайцы», не успевшие наладить полноценную сборку, но и многие отечественные заводы, за исключением ВАЗа, переложат эти затраты на покупателей. Сподвигнет ли это к увеличению инвестиций в локализацию, вопрос открытый. А вот к еще большему разрыву между покупательной способностью и уровнем цен наверняка приведет. Для объемов рынка это также может иметь негативное значение.