На дорогах легально смогут ездить только зарегистрированные СИМы. Такую инициативу продвигает Министерство транспорта Российской Федерации.
13 сентября 2024 гола на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минтранс РФ опубликовал документ, который, как считают авторы законотворческой инициативы, способен упорядочить хаос, возникший после массового появления на улицах российских городов электросамокатов и других СИМ. Коротко идея выглядит так: предлагается ставить средства индивидуальной мобильности (СИМ) на учет. Самокаты и велосипеды с приставкой электро, а также мопеды будут вноситься в специальный реестр (федеральный) и получать уникальные (не повторяющиеся на территории России) учетные номера, учетные знаки и (сейчас внимание) учетную метку, которая позволит идентифицировать средство микромобильности, в том числе дистанционном способом. Изменения, в случае их утверждения, коснутся № 443-ФЗ («Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») — их планируют воплотить в жизнь с 1 сентября 2026 года. При этом владельцам СИМ дадут не менее полугода на прохождение регистрации и адаптацию. Вести реестр будет ФБУ «Росавтотранс». При регистрации в систему будут вноситься дата постановки на учет (или внесения изменений в сведения, содержащиеся реестре СМ), сведения о средстве микромобильности, включающие: а) учетный номер средства микромобильности; б) идентификационный или опознавательный номер средства микромобильности; в) год и месяц выпуска средства микромобильности; г) марку и (или) модель (коммерческое наименование) средства микромобильности (если они были присвоены изготовителем средства микромобильности); д) массу средства микромобильности; е) мощность двигателя средства микромобильности; ж) о прекращении или возобновлении учета средства микромобильности (допуска к участию в дорожном движении) (при наличии); з) вид средства микромобильности (мопед, электровелосипед, средство индивидуальной мобильности). Кроме того, будут указываться сведения о владельце средства микромобильности, включающие: а) фамилию, имя и отчество (при наличии) физического лица, его страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием на статус индивидуального предпринимателя, его реквизиты, наименование и реквизиты юридического лица; б) место жительства физического лица или индивидуального предпринимателя либо место государственной регистрации юридического лица; 6) срок постановки на учет средства микромобильности. Для автоматизации процессов контроля (надзора) средств микромобильности Минтранс РФ предлагает дать субъектам Российской Федерации право создать региональную информационную систему средств микромобильности (далее – РИССМ). Предполанается, что водитель СИМ для перед началом движения должен будет авторизоваться в этой РИССМ. Инициатива явилась следствием роста происшествий с участием СИМ. Так, согласно пояснительной записке к проекту, в период с 2018 по 2020 год в 8 раз увеличилось количество внесенных в госстатотчетность ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем, погибших в них — в 6 и раненых — в 8 раз. При этом отмечается, что данная статистика не отображает существующее положение, так как учет ДТП с участием СИМ не ведется в полной мере. Сегодня, для СИМ в России действуют ограничения предельной скорости 25 км/ч; допуск на тротуары допустим только в отсутствие велоинфраструктуры и при безусловном приоритете пешеходов в движении; пересекать дорогу по пешеходному переходу на СИМ можно только спешившись; на сельских дорогах на СИМ можно ездить по правому краю проезжей части; запрет въезда в зону действия нового знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»; пользователи СИМ должны руководствоваться велосипедным или пешеходным сигналом светофора; при выезде из жилой зоны СИМ должны уступать дорогу другим участникам движения.