В чем тверская скорая ушла вперед, а в чем ей надо вернуться к советскому опыту.
На снегоходах и даже пешком — туда, где не может проехать спецтранспорт — готовы добираться до людей, которым требуется помощь, сотрудники скорой в Тверской области. Чтобы спасти жизни, медики экстренной службы ежедневно отправляются в самые разные места региона. С 2021 года их работу серьезно облегчило внедрение в регионе системы ЕДДС и центра 122. Однако, как известно, предела совершенству нет. Можно и нужно немало сделать, чтобы быть еще быстрее и ближе к больному. Заместитель главного врача по медицинской части Тверской станции скорой медицинской помощи Галина Алексеева рассказала Afanasy.biz о реальных планах и вероятных перспективах. Ураган, квест, ковид, ЕДЦ Это только кажется, что в подзаголовке странный набор слов: на самом деле это перечень главных событий, фактически, краткая история создания в Тверской области Единого Диспетчерского центра (далее ЕДЦ). Его зачатки в регионе появились еще в 2019 году, но в полную силу он начал работать в 2021 году, во время страшной пандемии COVID-19. Коронавирус стал катализатором тех процессов, которые привели к объединению отделений скорой помощи региональных ЦРБ в единое юридическое лицо Тверской областной станции СМП. Сделать это, как уточнила Галина Артуровна, удалось за беспрецедентно короткий срок — девять месяцев. «Конечно, у нас существовала структура СМП и до объединения. В каждом районе была своя скорая помощь. И мы сохранили все бригады, которые работали в этих районах. Другое дело, что раньше они никогда не выезжали за пределы своего района. Например, когда в Андреаполе случился ураган, чтобы привлечь дополнительные силы и средства из соседних районов, пришлось такой «квест» пройти, чтобы эти бригады приехали. Сейчас это делается мгновенно. К месту вызова выезжает бригада не из другого города, как думают некоторые, а та, которая находилась ближе всего», — рассказывает Галина Алексеева. Для диспетчеров появление ЕДЦ значительно облегчило работу. Но если на заре новой системы им приходилось фиксировать вызовы на два компьютера: 103 и 112, то сейчас интеграционный период пройден, и диспетчер общается с заявителем практически напрямую, по какому бы телефону (103 или 112) тот не обратился. И это не единственная реформа, которую «простимулировал» коронавирус. В 2020 году в Верхневолжье заработал ситуационно-аналитический центр (САЦ) 122. Его создавали как отдел станции СМП. И если «122» в ковид занимался только вакцинацией и вызовами врача на дом, то сейчас именно САЦ выполняет функцию Единой регистратуры Тверской области, где можно записаться к любому врачу, во все медицинские организации Тверской области, или вызвать доктора на дом. «Диспетчеры СМП имеют с САЦ 122 прямую связь, и если пациенту нужна скорая помощь или участковый врач — вызов врача на дом оформят на ближайшее время», — поясняет заместитель главврача. Кареты, дом, информационное поле Изменения в структуре СМП — это далеко не единственный вопрос, который оказался важен для тверской системы скорой помощи. Одна из сложностей, которую нужно преодолеть, по словам Галины Артуровны, заключается в недостатке помещений: «У нас очень большая проблема с помещениями, где находится скорая медицинская помощь. Это приспособленные помещения. Иногда мы размещаемся в бывших моргах, банях, рентген-кабинетах, бывших приемных отделениях. Сейчас по всей стране и у нас в том числе идет строительство модульных подстанций. На комфортные условия труда придут новые люди. Мы им обеспечиваем хорошую зарплату. Она у работников СМП, по сравнению с другими медорганизациями в регионе, одна из самых больших», — уверена заместитель главврача Тверской скорой. Также идет работа по обновлению автопарка экстренной службы. За год, по словам Галины Алексеевой, пробег кареты скорой помощи, от надежности которой зависит жизнь пациента, в среднем, насчитывает 100 тысяч километров. Это очень много. Сейчас парк машин обновлен примерно на 71% и продолжает пополняться новыми автомобилями. Еще одна трудность — это невысокая информированность жителей Тверской области о том, по каким принципам работает Единый диспетчерский центр и чем он отличается от старой системы скорой помощи. «Вот вы знали, что по телефону «122» можно врача вызвать? А половина населения у нас не слышала, и это несмотря на то, что во всех поликлиниках об этом сообщают». Как всегда, актуален вопрос кадров. Галина Артуровна считает, что одной из причин оттока молодых медработников является именно пресловутое «выгодное» расположение Твери: «Мы так территориально расположены, что рядом с нами находятся два мощных мегаполиса, которые более привлекательны как социально, так и финансово. Мы живем в такой парадигме с начала 2000-х годов и готовы к этому. У нас многие ребята, придя после колледжа и набравшись тут опыта, уезжают. Чтобы такого не происходило, нужна программа укоренения — служебное жилье. Ведь в таком случае человек с меньшей вероятностью уедет в другой регион. Мы ждем в нашу организацию целевиков. Работа специфичная, не для каждого, поэтому сейчас работаем с ребятами на уровне школы. У нас даже есть подшефные школы. Мы встречаемся со студентами колледжей и ТГМУ. Привлекаем ребят по всей области». Никуда не пропало и сезонное бездорожье. Иногда из-за нерасчищенной дороги медики даже не могут добраться до населенного пункта. «Бывает, машина доезжает до места, откуда дальше уже не может проехать, тогда мы звоним родственникам, и они сами привозят нам пациента. Один раз даже человека доставили в ковше трактора: до такой степени было не проехать. Конечно, через какое-то время дорожники справляются со снегом или распутицей, но до этого приходится справляться своими силами». Есть важные вопросы, которые, по мнению Галины Алексеевой, стоит решить и на федеральном уровне, например, разработка единого информационного поля для СМП всех регионов: «Я бы хотела, чтобы на территории всей страны был универсальный единый ответ для всей скорой помощи. Единая информационная система, которая свяжет все области. Потому что сейчас в каждом регионе РФ свое программное обеспечение. А нужно, чтобы мы говорили и понимали друг друга, и все решения при ЧС принимали в одном информационном поле». COVID-19, новые угрозы, первая помощь Пандемия коронавируса осталась в прошлом, но ее отголоски слышны до сих пор. Заместитель главного врача тверской скорой так прокомментировала эту ситуацию. «Пандемия однозначно ушла и, надеюсь, безвозвратно. Но, тем не менее, сейчас периодически в стандартном варианте происходят подъемы заболеваемости. В 2023 году они у нас наблюдались в ноябре и декабре. Тогда, в среднем, обращений по ковиду в ЕДЦ было 1000-1200 — это наш стандартный объем работы. При этом речь идет о смешанных инфекциях — гриппе и ковиде». Но расслабляться, по мнению медика, пока рано. Существует реальная угроза вспышки страшной болезни из прошлого — кори. «Сейчас фиксируется угрожающая ситуация по кори во всей Российской Федерации. Кажется, что это инфекция, которая давным-давно ушла, но тем не менее в соседних с нами странах прививочная компания проходила очень слабо, а так как уровень миграции остается достаточно высоким, регистрируются завозные случаи. Пока единичные. Учитывая, что и у нас среди населения есть небольшая прослойка, которая сама не привилась и не привила своих детей вовремя, очаги кори перестали быть редкостью». И причина появления этой угрозы не только в слабой медицине, но и в недостаточной образованности и информированности самих людей. Многие не знают, как «работают» иммунитет и прививки. А знание порой — это действенное оружие против недугов. Скорая помощь должна приехать на место как можно быстрее. И специалисты экстренной службы делают для этого все возможное. Но иногда даже минуты, потраченные на дорогу, могут стоить чьей-то жизни. В таких случаях шанс попытаться спасти человека есть у тех, кто оказался рядом. Именно для этого скорая пропагандирует массовое обучение азам первой помощи. Такими знаниями сегодня, увы, может похвастаться далеко не каждый. Мы маленькими шагами продвигаемся к популяризации первой помощи. Сейчас лицензируем наш учебный центр, чтоб могли выдавать людям сертификаты по полученной дополнительной специализации. Но все равно такого массового привлечения людей, как нужно, пока нет. Я считаю, что это должно быть в школах, как было в советский период, когда первой помощи был посвящен целый урок. В последние годы это ушло в небытие. Сейчас мы разрабатываем программу, чтобы внедрить первую помощь на уровне всех школ. Обучать администрацию школы и самих учеников, потому что надо начинать с подрастающего поколения, — считает заместитель главного врача по медицинской части Тверской станции скорой медицинской помощи Галина Алексеева.