Электронная музыка в России набирает популярность и занимает высокие рейтинговые позиции. Однако, несмотря на растущий интерес, пробиться на мировую сцену — задача не из легких. Тульская служба новостей поговорила с артистом, диджеем, продюсером и саунд-дизайнером Яковом Морозовым Rezone, который рассказал, насколько сложно заявить о себе на зарубежной электронной сцене в современных реалиях, и что для этого нужно.
Яков Морозов Rezone – международный артист из Тулы, чьи треки играют Tiesto, David Guetta, Martin Garrix, Laidback Luke на крупнейших фестивалях Tomorrowland, Ultra Music, EDC, Amsterdam Dance Event. Его выступления прошли на таких знаковых мероприятиях, как DJ Mag Party в Макао и клубы Escape, Room Mate и Generator в Амстердаме. Он также играл на The Music Lab Festival в Китае и Alfa Future People в России, а так же выступал на легендарном Казантипе.
Говоря о том, насколько сложно заявить о себе на зарубежной электронной сцене в современных реалиях, артист подчеркивает, что это было всегда не просто. Важную роль в этом вопросе играет не только, где музыкант пишет музыку, но какая у него есть изюминка.
"Сложно было всегда. Здесь вне зависимости от географии, огромное количество талантливых музыкантов и продюсеров по всему миру. Чем дальше, тем проще писать музыку, как бы это странно ни звучало. Гораздо важнее выделяться чем-то уникальным. В текущих реалиях это ещё сложнее стало. Санкции не дают лейблам работать с российскими артистами по многим причинам. Во-первых, и к сожалению, по политическим, во-вторых, по финансовым. Даже, банально, те, кто хотят сотрудничать, не могут выплачивать роялти, потому что банковские переводы закрыты. Тем не менее для многих музыка остаётся вне политики", — говорит Яков Морозов.
Яков Морозов Rezone Артист, диджей, продюсер, саунд-дизайнер
Несмотря на политические события в мире, многие лейблы, по словам артиста, подстраиваются под ситуацию, поддерживая всех исполнителей исполнителей, также продолжая совместную работу.
В большинстве случаев люди выбирают человека и ту уникальную музыку, которую он пишет. Чаще всего, для них не имеет значения, где музыкант ее пишет.
"Люди слушают музыку и воспринимают эмоции, которые ты им даришь, для них это первично", — объясняет Rezone.
В современном мире электронную музыку может писать не только человек, но и нейросеть. По мнению Якова Морозова, Искусственный интеллект не заменит живых музыкантов.
"На самом деле мы и в нашей среде это также обсуждаем. Очень нравится фраза, что "человека не за заменит нейросеть, его заменит человек, который пользуется нейросетью". С одной стороны, это правильно, с другой — вызывает неоднозначные чувства. Трек, написанный с нейросетью может быть ничем не хуже, но музыкант написал его не сам. Здесь встаёт вопрос, как будет тогда осуществляться авторство? Это тоже очень сложный момент, который сейчас во всех странах обсуждают и пытаются принять законы, которые будут регулировать использование человеком Искусственного интеллекта, а также дальнейшее использование контента, который сгенерировала нейросеть. Очень многие площадки сейчас понизили ставку роялти на музыку, созданную с помощью нейросетей", — говорит артист.
Сделали это не просто так, так как уже есть прецеденты, когда музыканты при помощи нейросети создали большое количество треков и такую работу признали мошенничеством.
"Совсем недавно был скандал, что пользователь сделал около тысячи никнеймов, написал сотню тысяч треков с помощью нейросети и залил под этими всеми липовыми артистами. Какие-то даже слушались, он заработал порядка 15 000 000 долларов на музыке, которую он сделал нейросетями. А, по сути, это обман", — говорит музыкант.
Чтобы это как-то прекратить, стриминговые площадки понижают процентную ставку за музыку, написанную нейросетью, чтобы люди не пытались заработать деньги не на своем продукте.
"Артисты зарабатывают на самом деле очень мало. За одно прослушивание начисляются копейки. Важно еще отметить, чем больше музыки выпускается, тем, соответственно, на большее количество людей делится стоимость за подписки.
В данной ситуации люди, которые действительно тратят своё время на обучение, создание, покупку оборудования, не смогут получать никакой финансовой отдачи", — объясняет музыкант.
Лучшее, что может быть, по словам Rezone, это параллельное существование музыканта и нейросети.
"Должно быть все-таки разделение на то, что сделано человеком и Искусственным интеллектом. То, что сделано нейросетью, прикольно, но, собственно, ИИ обучается на том, что сделали люди и саморазвитие здесь не происходит.
Я не совру, если скажу, что иногда они делают лучше человека. Мы создавали трек с моим очень хорошим другом, Кураж Бамбей — актёр озвучки, не могли одну часть придумать. Ради прикола, закинули вокальный хук, который мы сделали для трека, нейросеть выдала из него трек, который был круче, чем то, что мы делали. Сначала прям расстроились, даже не захотели доделывать, потому что зачем доделывать, когда там ИИ за 10 секунд сделал лучше, чем то, что мы месяц писали. А потом как по щекам потрепали себя за такие мысли, решили, что покажем, собрались и переделали, написали ещё лучше. То есть здесь произошел момент конкуренции, которого у ИИ пока нет", — резюмировал музыкант.