В России сегодня принято противопоставлять современное искусство "традиционным ценностям". Поэтому, когда петербургский художник и арт-критик Дмитрий Пиликин начал в Томске лекцию про Венецианскую биеннале современного искусства с подробного экскурса в историю Венеции, не все слушатели поняли, зачем это было сделано.
Но оказалось, что знаменитый международный форум, посвященный contemporary art, совершенно логичным образом вырос из европейских культурных традиций. Венеция всегда была местом, куда стремились новаторы в искусстве. И если сначала они "взрывали мозг" аудитории своим творчеством, то теперь история мировой культуры немыслима без их имен. Так, Дмитрий Пиликин напомнил о венецианском периоде Байрона. Что касается Венецианской биеннале, то, например, в 1955 году ее гран-при получил Анри Матисс. Большой успех там имел Джексон Поллок. Получается, что те произведения, чья принадлежность к "искусству" сегодня ставится под сомнение, завтра могут войти в учебники, и стать национальной гордостью, а то и всемирной ценностью. Таким образом, современное искусство создает ценности будущего, приобретающие затем "традиционный", то есть - общепризнанный характер. После грандиозного открытия олимпиады в Сочи никто уже не подвергает сомнению ценность русского авангарда, хотя интерпретация содержания супрематических композиций Малевича и Кандинского так и осталась недоступной "массам", предпочитающим пасторальные пейзажи сложным отношениям кругов, треугольников и квадратов. А ведь когда-то "Чёрный квадрат" осуждали, фактически, за оскорбление чувств верующих.
Участвовать в Венецианской биеннале стремятся все страны, которые хотят сказать свое слово в мировой культуре - вплоть до Анголы. Что уж говорить о России! Русский павильон для биеннале был спроектирован Алексеем Щусевым, автором Мавзолея Ленина, одним из первых лиц в российской и советской архитектуре. Государство в лице Министерства культуры, центров и музеев современного искусства до сих пор поддерживает проекты художников, созданные для международного форума. Как и вышеупомянутая олимпиада, Венецианская биеннале имеет значение для презентации и самоутверждения всякой страны. Соответственно всякий художник выступает там за свою "команду" - за свою родину. И это происходит уже на протяжении 119 лет! Россия, впрочем, участвует в биеннале с длительными перерывами.
Современное искусство вовсе не является разрушением существующего. Его провокационные формы, наоборот, призваны обратить внимание на те важные вещи, которые, будучи представлены в традиционном виде, проходят мимо наших глаз или ушей. Наш смех от удивления при встрече с объектом contemporary art способствует запоминанию, а сложность художественного проекта заставляет уделить время его изучению. Фактически, произведение современного искусства предлагает совершить путешествие на незнакомую территорию с тем, чтобы понять нечто ценное для себя. Мы можем совершенно безэмоционально задержаться на пять секунд перед картиной шестнадцатого века, подумать - "да, красиво", пойти дальше и все забыть. Но с contemporary art этот номер не пройдет. Блуждая в пространстве не читаемых сразу, зачастую интерактивных инсталляций зритель становится соавтором смысла, и в результате делает смысл своей собственностью.
Дмитрий Пиликин показал фотографию действующего министра культуры России Владимира Мединского, стоящего на коленях перед объектом современного искусства - частью инсталляции Вадима Захарова "Даная", представленной на 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Мединский уже прославился как человек, известный своим полным непониманием contemporary art - и, соответственно, отрицанием значения такового. Тем не менее, биеннале он посетил (надо думать, за бюджетный счет) и был вынужден преклонить колени над горой монет. В своей работе Вадим Захаров обращается к древнегреческому мифу о золотом дожде вслед за Рембрандтом, Тицианом и Климтом. Монеты как раз использовались для организации "золотого дождя", который обрушивался на посетительниц павильона. Но примечательно, что на монетах, над которыми Дмитрий Пиликин зафиксировал коленопреклоненного Мединского, были написаны такие слова, как "доверие", "единство", "свобода" и "любовь". Важной возможностью являлось то, что монету можно было унести с собой.
Вторая томская лекция Дмитрия Пиликина была посвящена другой - кочующей - биеннале современного искусства: Манифесте. Последняя Манифеста прошла в бельгийском городе Генке в 2012 году фактически над угольной шахтой - в здании бывшего заводоуправления, где сегодня расположился исторический музей с огромным количеством разнообразных "отраслевых" экспонатов - от вагонеток до содержимого карманов шахтеров. Художники тоже оказались не чужды добыче угля. Таким образом, Манифеста совместила антропологическое измерение шахтерского труда с историей искусства на эту тему и современным ее осмыслением.
В числе прочего, на Манифесте IX была реконструировали работу "1200 мешков с углем" Марселя Дюшана 1938 года. Тогда, на Международной выставке сюрреализма, она была задумана так, чтобы проходящая под мешками богатая публика вынуждена была нагибаться, а угольная пыль оседала на дорогих костюмах. Грандиозной современной работой, обращающей внимание на тяжелый труд, в основном, безымянных для культуры людей, стала инсталляция китайца Ни Хайфэна, созданная из миллионов обтирочных концов - отходов текстильного производства, используемых для очистки оборудования. Часть этих почти никчемных кусочков ткани были сшиты в гигантское полотно, подвешенное под потолком, причем посетители выставки могли поучаствовать в процессе дальнейшего создания "трудовой мозаики" за рядом стоящими швейными машинками.
Поискать традиционные ценности в современных работах художников всего мира жители России смогут в этом году на "Манифеста Х" в Санкт-Петербурге с 28 июня по 31 октября 2014 года. Понятно, что в условиях сегодняшней социально-политической обстановки в стране, этот выставочный проект спровоцировал массу конфликтов еще на этапе его подготовки. Но, с другой стороны, подобная ситуация делает биеннале интригующим и интересным не только для любителей искусства. Как раз к Манифесте обнародован проект "Основ государственной культурной политики", где наконец составлен список нравственных ценностей, якобы традиционных для России и отличающей ее от других стран: "честность, правдивость, законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда". Конечно, никакое законодательство сформировать ценностные ориентиры у человека не сможет. Но, как знать, вдруг это удастся художникам? С тем учетом, что современное искусство все время о ценностях и говорит - именно таких, как в списке, пытаясь пробиться к зрителю то с одной, то с другой неожиданной стороны.
Лекции заместителя директора Музея современного искусства Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрия Пиликина были организованы в Томске 16-17 мая 2014 года Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства параллельно традиционно-развлекательным мероприятиям Ночи музеев. Сибирский филиал ГЦСИ продолжит устраивать просветительские интеллектуальные события, и уже 20 мая 2014 года в 18.30 в его лекционном зале в пер.Нахановича, 3а состоится показ и обсуждение экспериментального кинопроекта финского режиссера Пийя Тикка "Obsession". Речь пойдет о так называемом энактивном кинематографе, когда зритель, будучи бессознательно вовлеченным в происходящее на экране, может менять содержание фильма. И это тоже является ситуацией, располагающей к поиску смыслов.
Верхняя иллюстрация: монеты из "Данаи" Вадима Захарова
семейные ценности в работе уличного художника Тимофея Ради (Екатеринбург). Художник заклеил телефон в рекламе салона секс-услуг слоганом "Жена дома ждет". Никакая государственная политика с "безнравственным" бизнесом справиться не смогла.