Томский государственный университет по примеру создания мегафакультетов в московской Высшей школе экономики будет укрупнять часть своих подразделений, ликвидируя старые и создавая новые.
Как стало известно НИА Томск, первым укрупненным подразделением в ТГУ станет институт экономики и управления, созданный на базе объединения экономического факультета, высшей школы бизнеса и международного факультета управления.
«Цель такого объединения – создание управленческой школы международного класса. Идея возникла в ходе обсуждения стратегий этих трех факультетов. Стало очевидно, что достижение по-настоящему масштабных целей невозможно, имея столь разрозненные ресурсы», — заявил ректор вуза Эдуард Галажинский на официальном сайте вуза.
Кроме того, по примеру «Вышки» Галажинский считает необходимым «отвязать» образовательные программы от кафедр и департаментов, так как они «всегда будут исходить не из интересов субъектов образовательного рынка – государственных и частных работодателей и потребителей, а из реальных возможностей своих кадровых составов».
Ректор уверен, что на смену нынешнему преподавательскому составу ТГУ должны прийти «динамичные и прогрессивные» руководители, а учебные программы должны постоянно обновляться.
«Образовательные программы быстро устаревают, но не прекращают свое существование, поскольку кафедры и департаменты изначально «не заточены» под быстрые изменения: контракты с преподавателями заключаются, как правило, на пять лет. Это приводит к тому, что заведующий кафедрой или департаментом вынужден давать нагрузку преподавателям, учебные курсы которых могут уже и не соответствовать новым задачам. Прогрессивные и динамичные руководители сразу ориентируют своих преподавателей на ежегодное обновление своих дисциплин и разработку новых курсов. Но среди руководителей есть и менее прогрессивные. И тогда образовательные программы начинают безнадежно отставать от жизни», — обращается к сотрудникам ТГУ ректор.
Кроме того, большая часть организационной работы падает на плечи учебно-вспомогательного персонала – лаборантов и методистов, как правило, не имеющих для этого специальной подготовки.
«Основные знания управленческого характера они получают «по наследству» от более старших коллег. Руководители структурных подразделений (деканы и заведующие кафедрами), имеющие полноценные обязательства не только по управленческой, но и преподавательской и научной деятельности, в силу объективных причин не могут обеспечить гибкость и быстрое изменение образовательных программ», — завил Галажинский.
Ректор ТГУ считает, что учебными программами должны управлять не заведующие кафедрами, а академические руководители, которые в помощь себе создают академические советы и могут приглашать для реализации программы преподавателей любых кафедр или департаментов университета.